Предлог как отдельное слово
план-конспект урока (4 класс) на тему

Шестрякова Ольга Борисовна

 

  1. Орг. момент:

Долгожданный дан звонок, начинается урок!

  1. Проверка домашнего задания.

Я тетрадочку открою

 

И как надо положу.

 

Я от вас секрет не скрою-

 

Ручку я вот так держу.

 

Сяду прямо,

 

Не согнусь,

 

За работу я возьмусь.

Откройте тетради. Проверим домашнее задание.

Что нужно было сделать в упражнении?

Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.

Какой вопрос задавали к этим словам?

Почему?

  1. Упражнения для развития пальцев рук.

Раз, два, три, четыре, пять -.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять -.

В домик спрятались опять.

-   Запишите число, классная работа.

IV. Минутка чистописания.

 

- Спишите с доски следующие буквосочетания

па П по П пу П пы П пя П пе П пю П

- Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. Спишите. Подчеркните орфограммы.

 

Проворонила ворона вороненка.

 V. Объявление темы и цели занятия. Формирование представления о предлоге, как об отдельном слове.

– Что такое предлог?

– Предлог – это маленькое важное слово.

Предлоги - это маленькие, но важные слова, которые важно знать и отличать от других слов. Об этом даже есть стихотворение.


Чудесный выдался денёк,

 А я учу предлоги…

 Я должен твёрдо знать урок:

 У нас учитель строгий!

 И я шепчу, закрыв глаза,

 Скрестив под партой ноги:

 “Что значит – “по”?

 Что значит – “за”?

 И “за” и “по” – предлоги…”

 А хорошо бы – за порог

 И – мчаться по дороге!..

 Ах, кто бы выучить помог

 Мне эти все предлоги?!


(А. Шибаев)

– Давайте поможем друг другу запомнить эти маленькие слова-предлоги. И не просто запомнить, а определить, как ведут себя эти маленькие слова с другими словами в предложении.

Определение конкретно-пространственных значений предлогов.


У куста растёт ромашка.

Под кустом сидит букашка.

Над кустом летает пташка.

На кусте висит рубашка.

 Потому что за кустом

 (Возле речки, за мостом)

 Сохнет мокрый рыболов,

 (Без рубашки, без штанов.)

 Дома удочку забыл

 И руками рыб ловил.

 Так увлёкся, что споткнулся,

 У реки в тоске сидит,

 Сохнет, мёрзнет и грустит.

 


 - Ребята, скажите, у предлогов, с которыми мы работаем, есть своё лексическое значение?

– Скажите, ребята, какие значения имеют предлоги, которые вы услышали в этом стихотворении?

(Один из учеников или все по очереди рассказывают о значении предлогов)

– Что означает предлог У?

– Предлог У означает “рядом”.

– Что означает предлог НАД?

– Предлог НАД означает “выше”.

– Что означает предлог ПОД?

– Предлог ПОД означает “снизу”.

– Что означает предлог НА?

– Предлог НА означает “на поверхности, сверху”.

– Что означает предлог ЗА?

– Предлог ЗА означает “позади”.

– А какое место занимают предлоги в предложении (отдельное или совместное)?

– Предлоги стоят в предложении отдельно от других слов.

VI. Физминутка «Колобки».

VII.  Закрепление. Работа по учебнику:

Упражнение 1. Списать выделенные слова. Подчеркнуть предлоги.

Упражнение 2. Записать предложение, подходящее к схеме.

Упражнение 3. Словарная работа. Списать текст Вставить пропущенные буквы Начертить схему предложения.

VIII. Итог урока

Игра “Это правда или нет?” (исправить несоответствия, записать предлоги, предложения с предлогами).

Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речки, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

(на, в, у, под, над)

– Как пишутся предлоги в предложениях с другими словами?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gkou.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Предлог как отдельное слово

Цель урока: Сформировать представления о предлоге как слове, о его роли в предложении.

Задачи урока.

Образовательная: Первичное закрепление знаний о предлоге и его значении в речи на основе   практических действий

Коррекционно-развивающая:  Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых  и творческих заданий. Коррекция мелкой моторики пальцев рук на основе упражнений для рук.

Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении заданий, усидчивость, познавательную активность, уверенность в своих возможностях.

Оборудование: учебник - Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова  «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, тетрадь.

                                                 Ход урока

  1. Орг. момент:

Долгожданный дан звонок, начинается урок!

  1. Проверка домашнего задания.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас секрет не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо,

Не согнусь,

За работу я возьмусь.

Откройте тетради. Проверим домашнее задание.

Что нужно было сделать в упражнении?

Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.

Какой вопрос задавали к этим словам?

Почему?

  1. Упражнения для развития пальцев рук.

Раз, два, три, четыре, пять -.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять -.

В домик спрятались опять.

-   Запишите число, классная работа.

IV. Минутка чистописания.

- Спишите с доски следующие буквосочетания

па П по П пу П пы П пя П пе П пю П

- Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Проворонила ворона вороненка.

 V. Объявление темы и цели занятия. Формирование представления о предлоге, как об отдельном слове.

– Что такое предлог?

– Предлог – это маленькое важное слово.

Предлоги - это маленькие, но важные слова, которые важно знать и отличать от других слов. Об этом даже есть стихотворение.

Чудесный выдался денёк,

 А я учу предлоги…

 Я должен твёрдо знать урок:

 У нас учитель строгий!

 И я шепчу, закрыв глаза,

 Скрестив под партой ноги:

 “Что значит – “по”?

 Что значит – “за”?

 И “за” и “по” – предлоги…”

 А хорошо бы – за порог

 И – мчаться по дороге!..

 Ах, кто бы выучить помог

 Мне эти все предлоги?!

(А. Шибаев)

– Давайте поможем друг другу запомнить эти маленькие слова-предлоги. И не просто запомнить, а определить, как ведут себя эти маленькие слова с другими словами в предложении.

Определение конкретно-пространственных значений предлогов.

У куста растёт ромашка.

Под кустом сидит букашка.

Над кустом летает пташка.

На кусте висит рубашка.

 Потому что за кустом

 (Возле речки, за мостом)

 Сохнет мокрый рыболов,

 (Без рубашки, без штанов.)

 Дома удочку забыл

 И руками рыб ловил.

 Так увлёкся, что споткнулся,

 У реки в тоске сидит,

 Сохнет, мёрзнет и грустит.

 - Ребята, скажите, у предлогов, с которыми мы работаем, есть своё лексическое значение?

– Скажите, ребята, какие значения имеют предлоги, которые вы услышали в этом стихотворении?

(Один из учеников или все по очереди рассказывают о значении предлогов)

– Что означает предлог У?

– Предлог У означает “рядом”.

– Что означает предлог НАД?

– Предлог НАД означает “выше”.

– Что означает предлог ПОД?

– Предлог ПОД означает “снизу”.

– Что означает предлог НА?

– Предлог НА означает “на поверхности, сверху”.

– Что означает предлог ЗА?

– Предлог ЗА означает “позади”.

– А какое место занимают предлоги в предложении (отдельное или совместное)?

– Предлоги стоят в предложении отдельно от других слов.

VI. Физминутка «Колобки».

VII.  Закрепление. Работа по учебнику:

Упражнение 1. Списать выделенные слова. Подчеркнуть предлоги.

Упражнение 2. Записать предложение, подходящее к схеме.

Упражнение 3. Словарная работа. Списать текст Вставить пропущенные буквы Начертить схему предложения.

VIII. Итог урока

Игра “Это правда или нет?” (исправить несоответствия, записать предлоги, предложения с предлогами).

Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речки, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

(на, в, у, под, над)

– Как пишутся предлоги в предложениях с другими словами?

IX. Домашнее задание. С.135 упражнение 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

Материал содержит ряд заданий по дифференциации предлогов и междометий....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости....

Урок русского языка во 2 классе "Предлог как отдельное слово".

Дать представление о предлоге как о грамматической категории....

Использование карточек со словами на уроках литературного чтения как средство отработки качественного чтения отдельных слов

Мною разработаны карточки со словами по формированию беглого чтения. Отработка навыков быстрого чтения строится по принцип постепенного усложнения материала. Сначала я подобрала односложные слова из о...

Предлог как отдельное слово и его роль в речи

План-конспект урока по русскому языку. 4 класс Коррекционная школа для обучающихся с умственной отсталостью. Цель урока: формирование представления о предлоге, как о слове и его роли в предложении...