Урок русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шатанова Ирина Николаевна

Тема урока " Развитие умения определять склонение имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока336 КБ
Office presentation icon презентация к уроку2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 4 класс

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных..

Цели:

Образовательные:

- повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;

- закреплять умения склонять имена существительные;

- развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;

- расширять словарный запас учащихся;

- развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: 

- развивать логическое мышление, внимание,  воображение;

- развитие сенсорных модальностей.

Воспитательные: 

- воспитание интереса к предмету;

- воспитывать интерес к окружающему миру.

Здоровьесберегающие:

- развитие и поддержание зрительных функций глаза;

- создание положительного  психологического климата на уроке;

- поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.

Оборудование:

- интерактивная доска, проектор

- индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок  с учетом модальностей учащихся.

 -  Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.

Дети рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.

 -  Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.

Дети шепчут отметку в дневник.

- Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся!

2. Стадия вызова.

 Прием «Верные и неверные утверждения»

Я вам задаю вопросы, а вы если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет сомнение, то обведите этот номер в кружок.

1.Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?

2.Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?

3.Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?

4.Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?

5.Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?

6.Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?

7.Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?

     8.Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?

   ( Ответ: + - - - + + + + )

– Есть ли такие высказывания, которые вызвали сомнения? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.

Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.

Сформулируйте тему урока.

3.Сообщение темы и целей урока.

Какие цели мы перед собой поставим?

Цели:

  •  Вспомнить, что такое склонение.
  • Какие падежи существуют в русском языке.
  • Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (по вопросу, по предлогу, по окончанию, по роли в предложении)
  • Отрабатывать умение определять падежи, склонения.
  • Ставить слова в нужный падеж.

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам и склонениям.

4.Чистописание

В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/  (↓-д, ↑-б)

Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь.

↑елка си↓ела в ↓упле. (Белка сидела в дупле).

- Дополни предложение.

- Выполним синтаксический разбор предложения.

- Назовите существительные, определите падеж, склонение.

5.Работа по теме урока.

Учитель: Ни один волшебник не обходится без теории. Давайте повторим названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.

- Кто-то испортил карточку! Давайте в парах выполним задание верно!

Работа в парах на карточках в парах.

- Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

Даю      И.п.     кем? чем?

Вижу        Р.п.     кому? чему?

Думаю       Д.п.     о ком? о чём?

Нет        В.п.    кого? что?

Любуюсь Т. П . кого? чего?

Есть     П.п.   кто? Что?

Проверка фронтально.

- Что такое склонение?

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите отличительные признаки падежей.

- Теперь никакая практическая работа для волшебников не страшна!

Задание на карточке.

- Вставь пропущенные буквы. Обозначь склонение и падеж выделенных существительных с безударными окончаниями.

Живые барометры.

        Снегирь под окном з__мой чирикает – к оттепел___. Ласточки летают ни__ко над землёй – к непогод__ .

Сом перед гр__зой поднимается к поверхност___ р__ки.

В Африк__ о погод__ узнают по поведению слонов. Перед дождем эти гиганты укрываются на возвышенност__, потому что в низин___ много воды. Это гр__зит им гол__дом и опасностью для жизн__ .

- Что вы узнали нового про животных?

5.Физкультминутка.

Учитель: Только самые внимательные могут быть волшебниками.

(Повторение знаний о склонении, развитие внимание.)

Учитель называет существительные разных склонений, если ученик слышит 1 скл. – приседает, 2 скл.- тянется вверх, 3 скл.- хлопает в ладоши.

Слова для физминутки: снег, метель, мороз, вьюга, стужа, заморозок, оттепель, снежинка,

6. Закрепление изученного материала.

1) Разноуровневые задания .

1 группа: Спишите предложения, у существительных определите склонение.

 Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.

2 группа: Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение.

 Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.

3 группа: Составьте предложение по схеме. Запишите. У существительных определите склонение.

                 

                   

  1. Игра «Третье лишнее» ( устно)

Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.

Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка, рысь.
Дочь, конь, ночь.

Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.

 3) Отгадывание загадок.(Самостоятельная работа в тетрадях.)

Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.

  • Семь одежек,
    Все без застежек. (Капуста)
  • Белая вата
    Поплыла куда-то. (облако)
  • Зимой спит,
    Летом ульи ворошит. (медведь)
  • Что же это за девица –
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьет,
    А в иголках круглый год. (ель)
  • И железные рога,
    И железная нога,
    На цепи на дно пойдет-
    Остановит пароход. (Якорь)

Взаимопроверка.        

7. Домашнее задание.

С.145-146 упр.165, повторить словарные слова

8. Итог урока.

- Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Какие цели перед собой ставили? Чего достигли?

9.Рефлексия.

- Какие знания, ты получил на уроке?

- Что сегодня я делал и достиг?

- Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?

Дорисуйте лицо девочке. У кого она улыбается? Грустит?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка. 4Б класс

Слайд 2

Игра « Верные и неверные утверждения».

Слайд 3

Тема и цель урока. Развитие умения определять склонение имён существительных. Цель: повторить и обобщить знания об изменении имён существительных по падежам и склонениям.

Слайд 4

ЧИСТОПИСАНИЕ.

Слайд 5

Работа в парах. Дать И.п. кем? чем? Вижу Р.п. кому? чему? Думаю Д.п. о ком? о чём? Нет В.п. кого? что? Любуюсь Т. П . кого? чего? Есть П.п. кто? что?

Слайд 6

Задание по карточке. Живые барометры . Снегирь под окном з и мой чирикает – к оттепел и . Ласточки летают ни з ко над землёй – к непогод е . Сом перед гр о зой поднимается к поверхност и р е ки. В Африк е о погод е узнают по поведению слонов. Перед дождем эти гиганты укрываются на возвышенност и , потому что в низин е много воды. Это гр о зит им гол о дом и опасностью для жизн и .

Слайд 7

ФИЗМИНУТКА.

Слайд 8

Запишите предложения, определите склонение у имен существительных. 1 группа: Спишите предложения, у существительных определите склонение. Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом . 2 группа: Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц. 3 группа: Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение . с п Когда? Где? П С Какое? Где?

Слайд 9

Игра « Третий лишний» Весна, река, стекло. Стена, сверло, озеро. Скворец, гора, звонок. Вьюга, ласточка, рысь. Дочь, конь, ночь.

Слайд 10

ЗАГАДКИ.

Слайд 11

Домашнее задание. С. 145 – 146, упр. 165. Повторить словарные слова.

Слайд 12

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....