Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мартусюк Людмила Фёдоровна

Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur._rus._yaz_3_kl._zdor.sber_.docx83.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМ. П.И. КЛИМУКА

 ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект  урока  по  русскому  языку.

Использование здоровьесберегающих технологий  на  уроках  русского  языка.

«Сравниваем  части  речи:  

имя  существительное  и  

имя  прилагательное»

         Разработала и провела

учитель начальных классов

                                                              Мартусюк Л.Ф.

        

                                                                                                  г. Щёлково

          2011 - 2012 уч. год

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка "Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное". 3 класс

Цели урока:

   –  Закрепить и проверить знания учащихся по теме “Части речи: имена существительные и имена прилагательные”.

   –  Развивать умение различать части речи.

   –  Расширять знания учащихся о лексическом значении имен существительных и прилагательных.

   –  Формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных.

   –  Развивать умение точно определять имена прилагательные в устной и письменной речи.

   –  Воспитывать чувство красоты, гармонии, чувство любви к родному языку, природе.

   –  Обогащать словарный запас детей новыми словами.

   –  Осуществлять связь с жизненным опытом детей и их возрастными особенностями.

Урок  закрепление и обобщение знаний.

I.  Оргмомент

а) Подготовка 

Покажите умные глазки, ровные спинки.

Повернулись, поздоровались с гостями, улыбнемся от души.

Повернулись. Готовы ли мы к уроку?

б) Готовность № 1 

Зажмурили крепко глазки, взлетаем! А чтобы приземлиться, ответьте быстро: Что движется быстрее скорости света? (Мысль)

Кто знает ответ теперь покажите свою готовность командой: встать, правая рука вверх, сесть и громко сказать “и” три раза – создали колебания в голове, прочистили каналы (звук “и” создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши).

С приземлением на урок русского языка в 3 “А” классе  школы № 4

 в) Готовность № 2  сознательный настрой

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

г) Медитация

Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе”. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок! Спасибо!

д) Готовность № 3  двигательная, мимическая

Ребята изображают мимикой и жестами:

сгорбленного старичка;

силача-весельчака;

легкокрылую бабочку, которая ищет самый красивый цветок;

жизнерадостного, уверенного, умного ученика.

Присели.

II.  Эпиграф  урока

“Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает”.

– Читаем хором?

– Откуда этот отрывок?

– Как понимаете?

– Так почему я взяла его для нашего урока?

– Вы мыслите также как я, наши мысли едины! Так кто мы?

– Какие два слова загрустили, соединились и образовали одно новое слово?

ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ

– Какое это слово? (Сложное)

– Докажите! Какие корни в слове?

– А что еще в корне заметили? (Чередование согласного “ш-с”)

– А единомыслие много значит в общем деле!

В домашнем задании по желанию (те, кто стремятся к красивому почерку, отличной учебе или просто согласны с высказыванием урока, или хотят порадовать учителя) напишите две строчки чистописания наиболее неудачных букв с точки зрения каллиграфии. Сделайте их успешными.

Далее в путь к теме урока. Не будем хныкать и скучать, будем изучать. Наши общие радости впереди.

III.  Тема урока

а) Сравниваем части речи (на доске: тема: “Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное”) 

Это предложение?

Что знаем о предложении? (Двигаемся и рассказываем)

Нам надо узнать тему? Или может так урок провести? (Не знаем, что изучать, наугад – неразумно)

б) Идеи (Какая тема урока?) 

Какие идеи? (1 причина – изучали на прошлых уроках)

Не будем полагаться на случай, проанализируем обстановку.

в) Цветок (на доске цветок “Части речи”) 

Что, как вы думаете, с ним нужно сделать? (Собираем лепестки  слова к лепесткам  названиям частей речи)

Может здесь подсказка?

Решаем орфографические задачи по памятке.

На какие две группы можем классифицировать все слова:

С орфограммами

Без орфограмм

Начинающихся на гласную

Заканчивающихся на гласную

Самостоятельные

Служебные

Один слог

Два слога и три слога

С ударением на первый слог

С ударением на второй слог

Слова, где б=з

б=з

Самостоятельные в н.ф.

Самостоятельные в не н.ф. и служебные

Собираем лепестки в цветок – расти речи. Лепестки: мягкая, объел, не, ты, друг, честный, девять, из-под, и, вьюги.

Кто увидел вторую причину, какие части речи будем сравнивать? (Лишние: одно существительное, одно прилагательное)

Посмотрели внимательно на цветок (Закрываю). Запишите в тетрадь все самостоятельные части речи и надпишите сущ. и прил. (Мягкая, объел, друг, честный, девять, вьюги – шесть)

Выделите все ошибкоопасные места.

Взаимопроверка

(Открываю цветок)

Составьте словосочетание из существительных и прилагательных, которые у нас на цветке.
ЧЕСТНЫЙ ДРУГ

В жизни хорошо иметь честного друга? И на уроке тоже, возьмем их с собой.

Физминутка

Поищем слова из темы урока. Может они под стул закатились слева (наклоны влево), может под парту справа (наклоны вправо)? Может гости слева видели, может гости справа (повороты)?

Ученики (Соня, Андрей): Мы поможем, слушайте и догадывайтесь.

Первый ученик:

Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, в слона, в конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю название предметам.

(Дети узнают “имя существительное”)

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы:
 кто? и что?
Отвечать оно должно.

Второй ученик:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

(Дети узнают “имя прилагательное”)

Чудное прилагательное знает весь свет.
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?

Вывешивается тема урока

Читаем тему: “Сравниваем части речи – имя существительное и имя прилагательное”.

Итак, цель ясна, дороги известны, честный друг рядом. Отчего бы и не спеть о друзьях, о себе, о дорогах.

Физминутка

Дети сидят в группах, положив руки на плечи соседа, и поют, покачиваясь:

Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги.

IV.  Повторение, закрепление, обобщение знаний

(Заполнение таблицы на доске по ходу ответов учеников)

– Что такое часть речи?

– По каким особенностям можно определить часть речи?

– На какие две части они делятся?

– Какие части речи на сегодняшнем уроке для нас особенно важны?

– Дайте определение имени существительного как части речи.

– Дайте определение имени прилагательного как части речи.

– Разместите примеры слов под частями речи (Честный, друг). Докажите.

– Какую часть речи мы первую изучали? Имя прилагательное или имя существительное? Почему?

– С какой частью речи связано имя прилагательное?

– Да, имя прилагательное и имя существительное очень дружны, вспомним сказку имен прилагательных и существительных.

(Выходят ученики: два прилагательных и два существительных в шапочках “часть речи и его формы”)

Сказка-инсценировка

cП 1 а.

Родились прилагательные с покладистым характером.

П 2

А так как собственного рода и числа мы не имели

П 1

Решили подружиться

П 2

С существительными (Протягивают руки).

С 1

Давайте поиграем в командиров и солдатов?

Все

Давайте! (Становятся существительные против прилагательных)

С 1

Я, имя существительное, приказываю: изменить форму рода, изменить форму числа. (Указывает рукой на прилагательное)

П 1

Я, имя прилагательное, подчиняюсь: изменить форму рода, изменить форму числа. (По-военному отдает честь)

С 2

Я, имя существительное, приказываю: изменить форму рода, изменить форму числа. (Указывает рукой на прилагательное)

П 2

Я, прилагательное, подчиняюсь: изменить форму рода, изменить форму числа. (По-военному отдает честь)

С 1

Так и живут до сих пор.

П 1

И дружат имена существительные и имена прилагательные.

П 2

Мы, имена прилагательные, согласовываемся с именами существительными.

С 2

Мы, имена существительные, даем именам прилагательным напрокат форму рода и число.

Все

Вместе – служба, вместе – дружба!

– В чем сходство имени существительного и имени прилагательного по форме изменения? (По числу)

– В чем различия имени существительного и имени прилагательного? ((Род) у прилагательных изменяется род, у существительных постоянный)

– Как определить окончание у прилагательных?

Хором:

Какая?

ая

яя

 

Какой?

ой

ый

ий

Какое?

ое

ее

 

Какие?

ие

ые

 

Какую?

ую

юю

 

Какого?

ого

его

 

Какому?

ому

ему

 

  Как определить безударное окончание у существительных? (По склонению). Например: по дорог ?

Н. ф. (кто? что?) дорога.

Она моя  ж. р.

Окончание а .

1 склонение  слово-помощник Балда.

По Балде  по дороге .

(Такое рассуждение, т.к. не изучали падежи, а склонения взяты с опережением)

– Какая начальная форма у имени существительного? У имени прилагательного?

– А синонимы, антонимы у прилагательных и существительных бывают?

– Найдите в классе синонимы. Составьте предложения с этими словами. Какая часть речи? (Слова развешаны по стенам класса, даже на потолке, на шкафах, и дети, поворачиваясь, их ищут)

Найдите антонимы. Какое лексическое значение этих слов? Какая часть речи? (Лентяй, труженик, интересный, увлекательный, известный, адрес, сливовый, свирепый, знаменитый)

– Найдите новое словарное слово для словаря № 1 (Орфографический):

существительное (Адрес);

прилагательное (Свирепый).

– Как запомним? (Дети высказывают свои предложения)

– Я предлагаю запомнить так:

адрес – речки ее берег

свирепый – вирус (чих-апчхи-и-и).

– Какие части речи записали?

– А для словаря № 2 (Орфоэпического) новое слово (Снова ищут по классу)

Сливовый – как правильно произносить это слово?

– Посмотрите на новые слова и проговорите орфографически. Запишите в словари существительные и прилагательные, чего больше?

– А теперь посмотрите на таблицу. Есть ли в таблице то, что не совсем понятно? Друзья помогут.

Игра

Класс делится на две группы: “существительные” и “прилагательные”, и играем в игру “Вопрос-ответ” (Ребята-“существительные” задают вопросы ребятам-“прилагательным” и наоборот). Кто победит? Прилагательные или существительные?

Физминутка

– Для глаз (по Базарнову).

– Для интеллекта упражнения для пальчиков (Под счет 1, 2, 3, 4 и 4, 3, 2, 1 большой пальчик последовательно надавливает на подушечку указательного, среднего, безымянного, мизинца)

– Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо  5–10 раз)

Все гениальное  просто!

Работа в группах

Три группы – существительные, три группы – прилагательные.

1. Я диктую тексты, а вы выписываете свою часть речи. Поставьте в н. ф., выделите орфограммы.

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.

Выделите окончание.

Укажите род, число.

Что закрепили? (У существительных н. ф.  (кто? что?) ед. ч. без предлогов, у прилагательных  М. р., ед. ч.)

2. Записать словосочетание, изменив форму прилагательного:

записать вопрос-команду;

указать главное слово.

Старая пальто
Ранний утро
Синее шляпа.
 

Как определить окончание имени прилагательного?

Какое лишнее прилагательное?

1) Прилагательное женского рода.

2) Окончание из неодинаковых букв.

3) Прилагательное с удвоенной согласной.

4) Прилагательное, к которому нельзя подобрать антоним.

– Проверили, нет ли ошибок.

– Выполнить самостоятельно упражнение 181.

– Сейчас я прочитаю стихотворение и загадку, а вы находите и хлопайте, когда услышите существительное и вставайте, когда услышите прилагательное.

– Подведем итог нашего урока. Чему он нас научил?

– Научились безошибочно определять имя существительное и имя прилагательное? (Ответы детей)

– Что запомнилось и заинтересовало на уроке больше всего?

– Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников)

– Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

– Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой урока;

3) умеете применять свои знания.

(Сидят за партами  плохо, слабо;
просто стоят – хорошо;
стоят, руки вверх – отлично)

Домашнее задание

Сочините сказку или отрывок об одной из частей речи, чтобы ваше творчество помогло еще лучше разобраться с именем существительным и именем прилагательным.

Чистописание.

 Задание, если останется время на уроке (дополнительный материал)

Знайте, не бывает лодки без реки,
Праздника – без песни, хлеба – без муки,
Дождика – без тучки, розы – без шипов,
Сказок – без начала, леса – без грибов.
Знайте, не бывает дружбы без друзей,
Лестниц – без ступенек, дома – без дверей,
Утра – без рассвета, дыма – без огня,
Школ – без переменок, мамы – без меня.

(Хлопки на существительные)

На рынке громкий разговор:

– Это красная?
– Нет, черная?
– А почему белая?
– Потому, что зеленая?

(Хлопки на прилагательные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития

У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Это статья знакомит читателей с характеристикой здоровьесберегающих технологий и их использованием в образовательном процессе....

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"

В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Статья о  применении  здоровьесберегающих  технологий  на логопедических  занятиях....

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...