Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Бочкарёва Юлия Олеговна

урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_urok_1.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Повторение

Урок 1.

Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.

        

Ход урока        

Ι. Актуализация знаний.

        Прозвенел уже звонок

Начинаем наш первый урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Я улыбаюсь Вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.

Теперь тихо как мышки сядут девочки, и еще тише сядут мальчики.

Проверьте свое рабочее место. На нем должно быть : учебник , дневник и пинал.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Рассматривание обложки.

– Чем заняты ребята? (Собирают из пазлов старинный алфавит.)

– Знакомы ли они вам? (С Игорем и Олей, близнецами-четвероклассниками, мы будем путешествовать в историю детской литературы в учебнике «Литературное чтение» («В океане света»). А в учебнике русского языка вместе с Игорем и Олей мы узнаем много нового из истории нашего языка, будем учиться правильно говорить, писать, читать, слушать.)

– Как игра в пазлы связана с русским языком?

(Если правильно сложить пазлы,  получится определённая картинка. Если правильно сложить звуки (а на письме буквы), то получится слово, если сложить слова, то получится предложение, и т.д. Все звуки,  буквы, слова, предложения – своего рода пазлы, «кирпичики», из которых строится язык.)

        

II. Формулирование проблемы.

        – Русский язык как учебный предмет был у вас и во 2-м, и в 3-м классе. Что вы узнали на этих уроках?

– Может быть, не стоит опять изучать этот предмет, вы уже всё знаете?

– Какие вопросы возникают? (Что мы будем изучать и чему учиться в этом году?)

– Давайте составим план урока.

Учитель вместе с детьми планирует свою деятельность на уроке.        

III. Развитие умений.        I. Работа со статьями «Как работать с учебником» и «Что мы будем изучать и чему учиться в этом году».

1. Выборочное чтение статьи «Как работать с учебником?» (с. 3–6).

– Просмотрите заголовки-вопросы. Известны ли они вам?

– Вспомните (предположите), о чём говорится в каждой из частей?

(О целях и как открывать новое – проблемном диалоге, условных обозначениях.)

– Что обозначают цветные кружки рядом с заданиями? (Виды заданий, которые будут развивать разные умения.)

– Обратите внимание на условные обозначения в разделах «Что надо обязательно запомнить?» и «Что надо обязательно уметь?» Какие из условных обозначений вам знакомы? Какие встретились впервые?

Что они обозначают?

– Какие знаки могут встретиться около слов?

– Когда вы будете обращаться к толковому словарю в конце учебника? А к текстам других учебников?

2. Изучающее чтение статьи «Что мы будем изучать и чему учиться в этом году?» (с. 7–8).

Первые два абзаца читает учитель и задаёт вопросы классу на осмысление воспринятого на слух:

– Какие два понятия нужно различать?

– Чем отличаются язык и речь и как они связаны?

Учитель продолжает чтение следующего абзаца и после чтения задаёт вопрос:

– Почему русский язык – особый предмет?

4-й абзац ученики читают самостоятельно. Учитель задаёт вопрос на осмысление прочитанного:

– Что нового узнали из этого абзаца? С какими героями встретитесь?

Далее учитель читает, а ученики слушают и следят за чтением.

– Пользуясь текстом обращения авторов, закончите предложения:

а) Наш язык – …

б) Чтобы по-настоящему узнать и понять свой родной язык, нужно…

II. Повторение изученного.

– Откройте учебник на с. 9. Прочитайте эпиграф к разделу «Повторение».

– Что вы знаете об авторе П.А. Вяземском? (Поэт, современник А.С. Пушкина.)

1. Упр. 1, с. 9.

Ученики говорят о своём понимании авторской строчки, продолжают ряд однокоренных слов, предварительно обратившись к толковому словарику в конце учебника.

Исповедь, поведать, заповедь, проповедник и т.д.

Списывание предложения и объяснение постановки знаков препинания. (Первая запятая разделяет части сложного предложения, вторая запятая – однородные подлежащие.)

2. Упр. 2, с. 9.

а) Работа до чтения.

– Прочитайте заглавие стихотворения, фамилию его автора. Какие значения имеет слово словарь? (1. Собрание слов. 2. Совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употреблённых в каком-либо произведении.)

б) Чтение стихотворения про себя.

– В каком значении слово словарь используется в произведении?

– Найдите и подчеркните в каждой строфе строки, в которых заключены самые важные для автора мысли.

в) Работа после чтения.

Ученики объясняют смысл найденных строчек и заглавие стихотворения, затем учитель проводит необходимую корректировку.

Словарь – это не только книга, в которой по алфавиту расположены слова и объясняется их лексическое значение, но и «повесть» человечества, по которой можно проследить историю народа, его быт.

В словах заключаются человеческие чувства. Французский писатель Анатоль Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

г) Спишите строчки, которые вам представляются самыми важными для понимания смысла стихотворения.

3. Упр. 3, с. 7 – развивается эстетическое чувство при восприятии художественного слова.

– С чем сравнивают русский язык Н. Гоголь, А. Толстой?

– Какие слова вам показались особенно выразительными?

Запишите:

Русский язык – драгоценность, подарок, орудие жизни народа.

– Разберите по составу слова, предварительно указав часть речи.

I вариант – русский.

II вариант – подарок.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

4. Упр. 4, с. 7 – развивается умение анализировать лингвистический текст с опорой на ключевые слова.

Образец записи:

Языковедение, языкознание.

Страноведение, краеведение, природоведение, обществоведение.

– Сколько названий есть у науки о языке? Как называются такие слова?

– Что изучают учёные-лингвисты? А для чего язык нужен людям?

(Чтобы общаться.)

        

IV. Итог урока.

        4  4

– Что мы сегодня делали на уроке? Какие умения развивали?

– Выполните задание № 6, тема 1 «Повторение» в рабочей тетради для 4-го класса.

– Какое слово оказалось лишним? Почему?

– Как вы думаете, что обозначает слово лингвист? (Подсказка: сравните тракторист, машинист, таксист.)

– Чему вы будете учиться на уроках русского языка?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

        Написать сочинение-миниатюру на тему «Самые дорогие слова».        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"

Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия....

Знакомство с новым учебником «Русский язык». Повторяем гласные звуки и их буквы.

Обеспечить условия для усвоения содержания учебника и отработки действий при работе с учебником, рабочей тетрадью.Создать благоприятную атмосферу для развития эмоциональной сферы, интереса к русскому ...

Знакомство с новым учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей.

Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения....

Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....

Урок русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.

Урок разработан  по программе УМК "Школа России". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС. Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать ...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.

Урок разработан  по программе УМК "Школа России". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС с применением ИКТ...