Рабочая программа по предмету Русский язык.docx
календарно-тематическое планирование (русский язык, 3 класс) по теме

Cударикова Наталья Александровна

Материал содержит подробное описание рабочей программы и планирования по русскому языку для 3 класса, работающих по программе "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_predmetu_russkiy_yazyk.docx113.71 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету  русский язык

3 класс

УМК «Планета знаний»

Учебник  Русский язык

Автор учебника Л. Я. Желтовская

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

n\n

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

1.

Общая характеристика предмета

Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.

С 2012 года введен программно- аппаратный комплекс (далее АПК), который включает в себя АРМ педагога и учащихся. Данный АПК является составной частью информационно- образовательной среды, обеспечивающий решение профессиональных задач с применением информационно – коммуникационных технологий (ИКТ), принадлежащих к числу приоритетов ФГОС.

Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть.

Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

В соответствии с  принципами  учебный материал углубляется заданиями:

  • информационного поиска, ориентирующего ученика на поиск дополнительной информации как в словарях «Справочное бюро», так и других источниках. Выполнение такого рода заданий подготавливает детей к проектной деятельности;
  • проектной деятельностью, которая связана с материалами других предметов, с жизненными наблюдениями, с небольшими исследованиями урочной и внеурочной деятельности;
  •  «Мастерская слова», где даются развороты с упражнениями, анализ которых позволит узнать детям о причинах, вызывающих непонимание между общающимися людьми, и вызвать естественное стремление больше узнать о свойствах русского слова, законах его жизни в речи.
  • «Проверяем, чему мы научились…», для работы «по следам ошибок»
  • «Учимся пересказывать и создавать тексты», на которых по одной речевой теме даны пошаговые опорные материалы, помогающие формированию умений создавать личные высказывания.
  • Пропедевтического характера, под рубрикой «ключик», где в общих чертах разъясняется тот языковой факт, который еще не изучался, но «присутствует» в выполняемом упражнении;
  • «работаю со словарем» - это способствует информационной грамотности ученика.

Реализация  данной вариативной части, предусмотренной в учебниках, позволяет пробудить у детей на познавательную активность, возможность их самореализации, учитывая склонности и способности.

Речевое содержание программы так же частично реализуется:

  •  На любом уроке русского языка;
  • На уроке, в структуру которого вводится специальный фрагмент (текст, фразеологизм, лексико-семантический материал, упражнения в интонировании и т.д.);

     а также:

  • На специальных уроках по развитию определенных коммуникативно-речевых умений: по воспроизведению чужой речи (изложения), по составлению собственных высказываний (сочинения), по анализу творческих работ;
  • На уроках по усвоению речеведческих сведений о тексте, редактировании текстов;
  • На уроках-конкурсах устных рассказов, чтецов и драматизации. Как правило, специальные уроки развития речи проводятся в конце изучения каждой темы. Учащимся легче создавать тексты - личные высказывания, предварительно познакомившись, как на эту же тему по-разному высказывались мастера слова, писали их сверстники.
  • Уроки словесности проводятся при вводе в тему, или при её закреплении и обобщении. В центре такого урока лежит работа с художественным текстом, где организуется наблюдение над языковыми средствами создания образа.                                          

Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

  • семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
  • системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
  • этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.

Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).

Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.

2.

Цели и задачи

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
  • социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

3.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (46 ч)

Круг сведений о речи

как основе формирования речевых умений (16 ч)

Речь (6 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств.

Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.

Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Высказывание. Текст (10 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.

Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.

Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.

Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.

Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.

Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.

Виды речевой деятельности

(коммуникативно-речевые умения)[1] (30 ч)

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.

Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).

Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.

Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.

Умения:

— осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;

— говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).

Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.

Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).

Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (124 ч)

Круг сведений о языке

как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке (3 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.

Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).

Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.

Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как СЭ, ЗЕ, ХЖ, дб, ШМ, ГР, ЯФ, пр и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.

Слово и его значение (лексика) (3 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Слово и его значимые части (морфемика) (15 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.

Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).

Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.

Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология) (22 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).

Имя существительное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).

Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.

Имя прилагательное (4 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).

Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.

Местоимение (2 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.

Глагол (7 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.

Служебные части речи (3 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.

Синтаксис (34 ч). Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.

Предложение (24 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.

Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).

Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.

Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.

Правописание и пунктуация (47 ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.

Знаки препинания в конце предложений.

Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.

Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.

Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.

Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):

— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);

— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).

Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.

4.

Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 3 классов и реализуется на основе следующих документов:

нормативно-правовых документов федерального уровня:

  • Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ  МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);
  • Приказ МОиН РФ № 822 от 23.12.2009 «Об утверждении федерального перечня  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на учебный год»

  1. Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс.

Учебник  в 2 частях.

  1. Стандарт основного общего образования по русскому языку (Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва «Просвещение», 2010))

Программа соответствует учебнику «Русский язык» третьего класса образовательных учреждений/ Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина – Астрель, 2012г./, разработанным в соответствии с Государственным стандартом содержания начального образования второго поколения и являющихся частью учебно-методического   комплекта «Планета знаний».

Программа составлена на основе Базисного учебного плана 2012 г.

(Федеральный компонент  состоит из 5 часов компонента государственного стандарта общего и среднего образования. Количество отводимых учебных часов на изучение предметов гарантирует овладение общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, обеспечивающим возможность продолжения образования.)

и учебного плана МАОУ Лицея №21.

Согласно этим документам программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю), направленных на расширение курса русского языка,  реализацию особенностей образовательной программы школы, на индивидуализацию образовательного процесса.

5.

Результаты изучения предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут формироваться

  • осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с
  • развитием культуры и общества;
  • внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
  • внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
  • стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей
  • страны;
  • чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление
  • стать борцом за чистоту родного языка.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • Учащиеся научатся:
  • осознавать слово, предложение как главные средства языка;
  • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
  • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска
  • нужной информации (в словарях и др.);
  • производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике
  • материала);
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
  • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным
  • значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при
  • создании собственных высказываний;
  • оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении
  • своих мыслей и чувств;
  • осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи
  • (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
  • осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
  • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в
  • назначении – назвать предмет, явление;
  • осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение
  • мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача); 72
  • дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по
  • строению (простое, сложное);
  • находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе
  • предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного
  • высказывания;
  • анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
  • вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
  • определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
  • действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
  • -каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв
  • списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под
  • диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать
  • тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Коммуникативные

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения
  • слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
  • понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
  • озаглавливать текст по основной мысли текста;
  • подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
  • прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).

Регулятивно-познавательные

  • осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
  • осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем
  • стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
  • осуществлять само-и взаимопроверку работ;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках,
  • словарях, таблицах);
  • использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
  • находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части
  • речи;
  •  осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).

6.

Учебно методический комплект

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Дидактические карточки–задания

Л. Я. Желтовская. Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык»

Л.Я. Желтовская
РУССКИЙ ЯЗЫК

Тематическое планирование

3 класс    170 ч (5 ч в неделю)[2]

№  урока

Дата

Тема урока,

страницы учебника

Основные понятия.

Слова из словарей[3]

Предметные результаты.

УУД

Характеристика деятельности учащихся

1

2

3

4

5

6

1-я четверть

Язык и речь 20ч

(повторение изученного во 2 классе)

1

Речь пиьменная и устная

С 6-7

Дар речи

Общение

На основе речевой темы «Здравствуй, школа! 1 сентября» повторить сведения о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической); стимулировать устные высказывания (беседа по рисункам, высказывания по поводу авторской позиции текстов, ответы на вопросы заданий) и письменные (выборочное списывание текста, письмо по памяти, ответ на вопрос по тексту, высказывание собственного мнения о первом школьном дне).

Выделять отличительные признаки устной и письменной речи.

Выявлять назначение и особенности разных видов речевой деятельности (слушания, чтения — говорения, письма, внутренней речи).

2

Речь пиьменная и устная

С 8-9

Информация

Слово

Актуализировать сведения о языковых средствах — слове, предложении, наиболее частотных орфограммах в словах (при пропедевтике записей).

Побуждать обращаться за справками к орфографическому и толковому словарям.

Дать сведения из истории русской культуры о смене празднования начала нового года: март — сентябрь — январь.

Понимать смысл всех условных обозначений в учебнике, выделений материала шрифтом, цветом, композиционно.

Выявлять суть вопросов и заданий к упражнениям учебника.

Точно следовать «шагам» инструкции, памятки.

Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики

Обнаружить орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменного аргументировать тип орфограммы.

Использовать приемы проверки орфограмм в корне слова.

Обобщать варианты использования большой буквы в словах. Добывать сведения из читательского текста.

Группировать слова по типам орфограмм.

Осознавать и принимать для жизни нравственые правила русского языка. Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых морфемами.

Находить разные основания для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных.

Наблюдать над употреблением в речи слов в переносном значении.

Наводить справки в толковых словарях и справочниках

Анализировать и составлять предложения и тексты.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Контролировать грамотность записей. Как в процессе письма, так и после его завершения.

Договариваться при работе в парах.

Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху.

Анализировать типы допущенных ошибок .использовать графическое обоснование при работе над ошибками.

Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения,  текста.

Договариваться при  работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника

Понимать тему и особенности строения текста.

3

Речевые действия

С 10-11

Синонимы

(заяц, русак, беляк, косой)

Углубить  представление об основных видах речевой деятельности: при восприятии речи (слушании, чтении), при создании речи (говорении, письме). Ввести представление о речевом действии , глаголах речи. Обратить внимание на особенности русской устной (говорение, слушание) и письменной (письме, чтении) речи. Дополнить сведения о таких видах речевой деятельности как воспроизведение (изложение), внутренняя речь (обдумывание). Стимулировать  речевое творчество: воспоминания о лете (устно).

4

Речевые действия

С 12-13

Письменные принадлежности

Актуализировать знания об основных средствах языка — звуке, слове, предложении, тексте (с помощью таблицы).

Обратить внимание на процесс оскудения русской речи в наши дни, на необходимость при общении писать разборчиво.

Дать первичное представление о наличии в мире разных языков, в том числе на территории России, о родстве русского, украинского, белорусского языков, возникших из древнерусского языка.

5

Правила записи слов

С 14-15

Обобщить основные правила записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов), 3) слышу, но букву выбираю по правилу, 4) переношу слова по слогам.

Углубить представление об орфограмме и актуализировать знания об  основных орфограммах в корне

6

Проверяемые и непроверяемые орфограммы  в корне слова

С 16-17

Повторить правила, способы, приёмы подбора проверочных слов при проверке орфограмм: гласные, проверяемые ударением; парные звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные.

Способствовать обогащению словаря школьников подбором антонимов

7

Обозначение твердых и мягких согласных на письме

С 18-19

Учить руководствоваться правилами при записи слов и предложений. Способствовать обогащению словаря и расширению грамматического строя речи школьников.

8

Большая буква в именах собственных

С 20-21

Названия улиц

Оформление титула

тетради

Повторить сведения о собственных именах существительных, об употреблении в них большой буквы (сделать акцент на написание имён, отчеств, фамилий,  названий улиц, населённых пунктов, кличек).

Упражнять в образовании фамилий от имён, высказывать предположения об истоках выбора кличек, учить правильно подписывать ученическую тетрадь.

Дать сведения из истории русских фамилий, прозвищ, названий улиц и населённых пунктов, появления кличек

9

Лексическое значение слова

С 22-23

Лексическое  значение

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Повторить  сведения о свойствах лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре.

Организовать наблюдение над спецификой называния предметов, лиц детьми (рыцарь, лопата, гвоздика, астра), над омонимами.

10

Значимые части слов

С 24-25

Корень

Суффикс

Приставка

Основа (вар.)

Окончание

Дать сведения из истории развития языка: о разных путях пополнения слов в русском языке, в том числе заимствования из других языков .Практиковать  в полном разборе слов по составу его значимых частей.

11

Значимые части слов

С 26-27

Модель слова

Повторить сведения о взаимосвязи лексического значения слова с оттенками значений, вносимых в слово значимыми частями слова: корнем, приставкой, суффиксом (основой), о роли окончания.

Упражнять в анализе слов по составу, моделировании слов, в подборе однокоренных слов (изменяется лексическое значение), наблюдении над написанием их корней.

12

Слово в предложении и тексте

С 28-29

Повторить сведения о предложении, тексте, о роли частей речи в их составе.

13

Слово в предложении и тексте

С 30-31

Упражнять в анализе и составлении предложений, текстов, озаглавливании текстов, в наблюдении над употреблением слов в переносном значении, в пересказе текста (письменно

14

Урок-тренинг

Запись предложений и текстов

С 32

Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами

15

Письмо по памяти

С 33

Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами

16

Письмо под диктовку. Правописание слов с однотипными орфограммами.

С 34

Проверить сформированность ЗУН по правописанию слов.

17

Анализ диктанта.

С 35

Учить группировать слова по орфограммам. Подбирать способы проверки. Учить устанавливать причины выявления пробелов.

18

Изложение « Свет осени»

С 36

Учить воспроизводить содержание текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку, плану.

19

Анализ изложения

С 37

Учить анализировать творческие работы свои и одноклассников, видеть словесные находки, речевые недочеты, давать совет и т.п.

20

Творческая работа .Зарисовка уголка родной природы.

С 37

Учить словесно передавать свои наблюдения за природой родного края. Составлять текст с опорой на авторские тексты.

Проводники наших мыслей и чувств 25ч

21

Слово. Предложение. Текст

С 40-41

Организовать наблюдение над известными средствами языка с позиции их роли в речи.

Устанавливать взаимосвязь между основными средствами языка при выражении мыслей и чувств, причины непонимания людей при общении на основе анализа текста.

Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).

Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении.

Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний.

Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире.

Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи

22

Слово и словосочетание

С 42-43

Словосочетание

Сформировать понятие о словосочетании как распространённом слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи.

23

Слово и словосочетание

С 44-45

Упражнять в составлении словосочетаний, обратив внимание на наличие в русском языке ситуативных синонимов (ученик, сын, пациент и др).

24

Части речи.

С 46-47

Формы числа

Актуализировать сведения об изученных частях речи. Организовать наблюдение над подчинительной связью частей речи в словосочетаниях.

Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире

25

Род имён существительных.

С 48-49

Род

Организовать наблюдение над языковым фактом: зависимостью связи слов при согласовании от рода имён существительных. Дать понятие о роде имени существительного как его постоянном признаке (бывает …).

Упражнять в определении рода имен существительных, употреблённых как в единственном, так и во множественном числе (в начальном и косвенных падежах), в правильном согласовании частей речи в словосочетании (прилагательных, глаголов в прошедшем времени)

.

Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи.

26

Род имён существительных

С 50-51

27

Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

С 52-53

Познакомить с новой орфограммой. При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность признаков этой орфограммы.

Упражнять в определении рода имен существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку.

Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах

Устанавливать аналогии между условиями употребления и неупотребления мягкого знака после шипящих на конце существительных женского и мужскогорода.

Решать орфографические задачи.

Определять род имен прилагательных.

28

Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже

С 54-55

29

Изменение имён прилагательных

по родам

с 56-57

род прилагательных

родовые окончания

Обратить внимание на родовые формы имен прилагательных (непостоянный признак), на наличие определенных окончаний (родовые окончания — орфограмма).

Упражнять в согласовании с существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи, так и задачи по культуре речи.

30

Связь частей речи

в словосочетании

с 58-59

Организовать наблюдение над подчинительной связью частей речи в словосочетаниях: согласованием имен существительных и прилагательных, подчинением имен существительных глаголам (без терминов); над наличием в русском языке словосочетаний с синонимическими значениями (яблочный сок — сок из яблок).

Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний.

31

Тренинг. Связь частей речи

в словосочетании

с 58-59

Упражнять в образовании словосочетаний с заданным значением

Договариваться при работе  в паре.

32

Устойчивые

сочетания слов

С. 63—64

Фразеологизмы

Углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний — устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов.

Упражнять в установлении значений фразеологизмов (с использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении фразеологизмов в речи.

Раскрывать смысл фразеологизмов, уместно использовать их в речи.

33

Предложение (вводный урок)

С 62-63

Углубить представление о предложении: единица языка и речи, с  помощью которой можно выразить мысль, чувство, связь слов не только по смыслу, но и грамматически (с помощью изменения слов и употребления предлогов, союзов).

Дать представление о грамматике как разделе науки о языке, её составных частях: морфологии, синтаксисе (по таблице)

Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков

34

Вопросительные и повествовательные предложения

Запрос информации

(вопрос)

Сообщение (ответ

Углубить представление о предложении с позиций его функции — цели высказывания, речевой задачи. Дифференциация вопросительных и повествовательных предложений по цели высказывания: задаем вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске.

Организовать наблюдение над наличием внешних признаков а) вопросительных предложений: вопросительной интонации, вопросительного знака, наличием вопросительных слов, частиц; б) повествовательных предложений: повествовательной интонации, точки в конце

Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации.

35

Употребление отрицательной частицы НЕ

С 66-67

Утверждение

отрицание

Познакомить со способами выражения 1) утверждения или отрицания с помощью слов предложений ДА, НЕТ 2) отрицания с помощью частицы НЕ и ее раздельным написанием с частями речи.

Находить в предложении отрицательную частицу. Использовать ее при составлении предложений.

36

Побудительные  предложения

С 68-69

Речевая задача

Совет

 просьба

приказ

Познакомить с признаками побудительных предложений: их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.), особой «повелительной формой» глаголов, наличием обращений.

Наблюдение над употреблением частицы не с глаголами, слов-обращений в побудительных предложениях.

Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах типа  «Семь раз отмерь — один отрежь»

Экспериментировать с заменой смысла предложений (утверждения и отрицания0

37

Восклицательные  предложения

Восклицательная

Интонация

Волнение раздражение

Восхищение

тревога

Углубить представления о восклицательных предложениях как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией  (характеристика по интонации).   Обратить внимание, что восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания.

Упражнять в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний

Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства

38

Знаки  препинания в конце предложений (обобщение)

С 72-73

Пунктуация

Знаки препинания

в конце предложений

Учить наблюдать и сопоставлять цель высказывания, интонационное выделение в устной речи и пунктуационное в письменной речи.

«Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений.

Сопоставлять интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь

39

Знаки  препинания в конце предложений (обобщение)

С 74-75

Самоконтроль

Диалог

Социальная речь

Упражнять в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно

40

Урок-тренинг. Орфограммы в корне слова.

С 82

Организовать работу по самопроверке.

Договариваться при работе в парах, выдвигать собственные гипотезы.

41

Урок-тренинг. Учимся писать под диктовку.

С 83

Потренироваться  в письме под диктовку текста.

Применять изученные правила при письме под диктовку.

42

Контрольный диктант. Итоги 1 четверти

С 84

Организовать контроль за уровнем сформированности грамотного письма под диктовку.

Применять изученные правила при письме под диктовку.

43

Анализ контрольного диктанта

С 85

Учить проводить работу над  собственными ошибками

Устанавливать причины появления ошибок, устранять их.

44

Инструктаж по проектным работам.

Организовать проектную деятельность учащихся.

Определять свои интересы и выбирать нужный проект.

45

Резерв. Школа грамотея.

С 84-85

Проводники наших мыслей и чувств 7ч

     46

Текст

С 76-77

Монолог

Диалог

текст

Обобщить известные детям  признаки текста и его функции (речевые задачи

Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными типами текстов

  47

Спиывание текстасречевой задачей

С 76

Речевая задача

Проверить уровень графической зоркости и степень понимания  темы текста.

Воспроизводить содержание текста с опорой на план.

48

Повествование. Описание.

Рассуждение

С 78-79

Повествование

Описание

Рассуждение

Познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Наблюдение над текстами разных типов.

49

Повествование. Описание.

Рассуждение

С 80-81

Стимулировать творческую работу по составлению текстов по началу, по сюжетным рисункам.

50

Развитие речи. Изложение «Зима»

С 86

Изложение

План текста, его информативность

Учить воспроизведению текста повествовательного характера о наступлении зимы с опорой на план. Углубить представление о назначении плана, его информативности, структуре.  Работа с памяткой по написанию изложений.

Организовать наблюдение над вариантами плана, учить выбирать тот вариант, который легче поможет воспроизвести содержание текста.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.

Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы.

Использовать план для воспроизведения и составления текста, оценивать информативность плана.

Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением.

«Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин.

Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников.

Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы

51

Анализ изложения.

Анализ работ учащихся, работа над речевыми и другими недочётами

52

Творческая работа: составление текста (в прозе или стихах)

С 87

Особенности

текста загадки

Изобразительно-выразительные

средства

Учить анализировать особенности содержания, структуры и языка  текста загадки (о снежинке, первом снеге) и составлять собственные тексты (по желанию).  

Учить слушать загадки, составленные одноклассниками, давать советы по их корректировке

О главном 26ч

53

Главные части в средствах языка.

С 90-91

Учить анализировать материал таблицы и делать выводы  о наличии в основных средствах языка главных структурных частей.

Организовать наблюдение над текстами, отражающими ситуации общения по телефону, актуализировать правила ведения беседы по телефону

Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых средств и главной информацией, выражаемой посредством их.

Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную  информацию.

Выявлять основную мысль высказывания.

Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества.

Выявлять главную смысловую часть слова — корень.

     54

Корень — главная значимая часть слова.

С 92-93

Исторический корень слова

Этимология слова

Упражнять в выделении корня в однокоренных словах, в отдельном слове, в моделировании слов, в отличии однокоренных слов 1) от форм одного и того же слова, 2) от синонимов

55

Правописание корня (повторение, обобщение)

С 94-95

Чередование

согласных 

Упражнять в правописании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных  в корнях слов.

Организовать наблюдение за написанием корней, в которых имеется чередование согласных к//ч, х//ш, г//з//ж и др., безударный гласный и.

Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне.

Развивать графическую и орфографическую зоркость.

Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку

56

Правописание корня (повторение, обобщение)

С 96-97

Упражнять в совершенствовании разных видов письма, особенно под диктовку

57

Если в корне две безударные гласные…

С 98-99

Старославянизмы

Полногласие

Неполногласие 

Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2) запоминание, сверка со словарём соловей, огород, 3) новый: сопоставление буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре.

Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка (с неполногласными сочетаниями) и древнерусского языка (с полногласными сочетаниями), стилевое различие синонимов: город-град, золото-злато.

Учить извлекать народную мудрость, выраженную в пословицах.

Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне.

Развивать графическую и орфографическую зоркость.

58

Если в корне две безударные гласные…

С 100-101

59

Если в корне две безударные гласные…

С 102-103

60

Изложение (по рассказу Н. Сладкова «Ухоронки»)

С 104-105

Ухоронки

Учить устному прогнозированию содержания по заголовку и отдельных пунктов плана, составлению плана текста

Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку

61

Главное слово в словосочетании

106-107

Углубить представление о словосочетании: роли в нём главного слова — от него задается вопрос, с ним сопряжена форма зависимого слова. Познакомить со схемой анализа словосочетания.

На основе словосочетания повторить орфограммы в корнях слов

Анализировать структуру словосочетаний, составлять словосочетания по моделям (схемам).

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения,  текста.

Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти.

62

Главные члены предложения- подлежащее и сказуемое.

С 108-109

Подлежащее сказуемое

Углубить представления о структурепредложения: о главных членах предложения как основной части проедложения. Дать представление о второстепенных членах предложения

Анализироватьстроение предложений. Определять и различать главные члены предложения.

Осуществлять самоконтроль при записи предложений и тексто с образца, по слуху, по памяти.

63

Подлежащее и грамматические средства его выражения

С110-111

существительное

Углубить понятие о подлежащем.

64

Сказуемое и грамматические средства его выражения

С 112-113

глагол

Углубить понятие о сказуемом. Сказуемое- действие и состояние объекта.

65

Подлежащее и сказуемое – смысловое ядро предложения.

С 114-115

Грамматическая основа

Обобщить сведения о средствах выражения главных членов предложения.

Дать представление о грамматической основе.

66

Главная (основная) мысль текста

C 116-117

Мораль

Иносказание

Изопов язык 

На основе разных текстов дать представление об основной мысли текста

Устанавливать аналогии и отличия в теме и идее. Определять тему и основную мысль текста.

67

Главная (основная) мысль текста

С 118-119

Организовать наблюдение над приёмами выражения основной мысли основного чувства в баснях и других жанрах.

Сопоставлять сравнивать способы выражения основной мысли в тексте.

68

Главная (основная) мысль текста

С 120-121

Упражнять в безошибочном списывании текстов с учебника

Строить высказывания, подчиняя содержание основной теме.

69

Создание текста на основе его главной мысли.

С 122-123

Пересказ

Воспроизведение

Изложение

Учить составлять текст на основе основной мысли по общей речевой теме «Подкормите птиц зимой»

70

Контрольное списывание текста

С 125

Проверить уровень орфографической и графической зоркости, текстовые умения

Контролировать процесс и результат письма. Действовать по алгоритму, использовать памятку.

71

Подготовка к контрольному диктанту

С 124

Провести орфографическую и синтаксическую подготовку к написанию текста на слух.

Оценивать уровень свой подготовки к работе проверочного характера

Применять знания о правописании при записи слов.

72

Контрольный диктант «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова»

Проверить уровень сформированности письма под диктовку

73

Анализ диктанта

С 126-127

Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками.

Оценивать успешность своей работы. Устанавливать причину появления ошибок, выбирать упражнения для тренинга

74

Прверочная работа «Использования разных частей речи в тексте»

С 128

На основе текста проверить разного типа текстовые и языковые УУД

Читать с пониманием прочитанного.

Применять полученные умения при работе с текстом

75

Творческие работы детей по теме «Новогодняя ёлка»

С 129

Дифференцированная работа с материалами разворота «Мастерская слова»: 1) изложение,* 2) описание изготовления ёлочной игрушки, 3) описание новогодней ёлки

Создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.

Понимать тему и особенности строения текста.

76

Презентация и анализ работ

Презентация детских работ

Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы

77

Резерв. Тренинг-основные средства выажения подлежащего и сказуемого.

78

Инструктаж по выбору проектной деятельности.

о главном  20ч

79

Главные структурные части слова и словосочетания

С. 6—7

Упражнять в восстановлении и составлении словосочетаний, в анализе слова и словосочетаний, в решении орфографических задач при записи слов

Выявлять замысел, основную мысль высказывания и

выражать её соответствующими языковыми средствами.

Осуществлять морфемный анализ слова.

80

Части речи в роли главных членов  предложения

С 8-9

Члены предложения

Главные члены предложения

Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения.

Дать представление о главных членах предложения —подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов)

Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений.

81

Подлежащее. Употребление личных местоимений.

С 10-11

Местоимение

Личные формы

Организовать наблюдение над выражением подлежащего местоимениями.

. Правильно употреблять местоимения в речи.

82

Лицо и число личных местоимений

С 12

Дать представление о личных местоимениях (пока в начальной форме).

Определять значение лица и числа личных местоимений

83

Значение рода местоимений.

С 14-15

Обобщить признаки личных местоимений.

Наблюдать над проявлением значения рода,

над особенностями местоимений 3 лица.

84

Сказуемое. Употребление форм глагола.

С 16-17

Действия: реальные, желаемые, побудительные.

углубить представление о частотном средстве выражения сказуемого: выбор глагольных форм.

Анализировать строение предложений, выделять главные члены.

85

Сказуемое, выраженное глаголом в форме времени

С 18-19

Формы времени

Дать представление об изменении глаголов по временам. Прошедшее, настоящее, будущее время глагола.

Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений.

86

Изменение глаголов прошдшего, настоящего и будущего времени.

С 20-21

Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов прошедшего времени от рода и числа имени существительного, на изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам.

87

Формы рода глаголов пршедшего времени.

С 22-23

Форма рода

Познакомить с орфограммами: родовые окончания глаголов прошедшего времени, написание гласной перед -л. Упражнять в выборе родовых окончаний при проведении разных видов письма

88

Форма лица и числа глаголов настоящего и будущего  времени.

С24-25

спряжение

Организовать наблюдение по таблице над изменением глаголов по числам и лицам, над сложной и простой формой глаголов будущего времени.

89

Форма лица и числа глаголов настоящего и будущего  времени.

С26-27

Сложная  простая форма глагола

Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов от вида (что делать? что сделать?). Дать общее (первичное) представление о глаголах неопределённой формы, входящих в состав сказуемых (буду читать, начал петь).

90

Упребление времнных глаголов в форме сказуемого

С 28-29

Обобщить, какими формами глаголов может быть выражено сказуемое.

Обратить внимание на выражение сказуемых в повелительных предложениях.

Упражнять в построении предложений из набора слов с выбором нужной формы сказуемых

91

Взаимосвязь подлежащего и сказуемого.

С 30-31

Формировать понятие о главных членах предложения с определениями подлежащего и сказуемого. Организовать наблюдение над предложениями, в которых сказуемые выражены именами существительными и прилагательными типа «Юра — хороший друг», «Свеж воздух зимой!»

Упражнять в выделении главных членов в предложениях, в самостоятельном построении предложений с опорными словами и без них.

Обобщать полученные сведения.Проводить синтаксический анализ предложения.

92

Главная мысль текста.

С 32-33

Упражнять в определении типа текста, его темы и основной мысли, внимание тексту-описанию.

Учить излагать содержание текста.

Обобщать информацию о главных строительных частях языковых средств.

93

Тренинг. Использование разных глагольных форм в тексте.

С 34-35

Органзовать работу по самоконтролю за прочностью усвоения изученного материала.

Учить воспроизводить содержание текста.

Остаивать свою точяку зрения, убеждать со беседника, прислуиваться к его мнению. Воспроизводить содержание текста

94

Проверочный диктант с грамотическим заданием «Орфограммы в корне слова»

Проверить качество грамотности письма под диктовку с граммоатическим заданием.

Контролировать процесс и результаписьма.

95

Анализ диканта

С 35-36

Учить графическому способу доказательства при работе над ошибками.

Выявлять причины ошибок и графически обосновывать подбор проверочных слов.

96

Творческая работа. Описание процесса изготовления кормушки для птиц

С 38-39

Учит составлять текст- инструкцию, используя знания о главных частях средств языка. Описание процесса изготовления какой-либо кормушки для птиц

Составлять текст в жанре инструкции на основе текста, рисунков, наблюдений.

97

Работа над оибками и речевыми недочетами.

Учить графическому способу доказательства при работе над ошибками.

Выявлять причины ошибок и графически обосновывать подбор проверочных слов

98

Резерв. Использование форм имен существительных, местоимений, глаголов.

                                                                                Конкретизируем значение, распространяем мысль 32ч

99

Структурные части средств языка.

С 42-43

Дать общее представлениео структурных средствах языка. Учить отбирать лексику для выражения отношения к предмету речи.

 «Читать» таблицу, добыват новую информацию.

100

Роль приставок и суффиксов в словах

С 44-45

Учить разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова, образовывать слова (с опорой на таблицу), подбирать однокоренные слов с целью обогащения словаря и выявлять среди них проверяемые и проверочные слова.

Образовывать однокоренные слова. Редактирвать текст. Различать однокоренные слова и формы слова.

101

Роль приставок и суффиксов в словах

С 46-47

Организовать наблюдение над значениями, вносимыми в слово приставками или суффиксами (особенно уменьшительно-ласкательными).

Различатьпроверочные и проверяемые слова.Использовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

102

Правописание пиставок и предлогов

48-49

Учить распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня (надоить, надломить, надеть).   

Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление).

Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами.

103

Приставки.Их значение, правописание.

С 50-51

Организовать наблюдение над приставками со значениями:  начала, конца действия, противоположности, совместности действия и др. (приставки чаще употребляются в глаголах). Обратить внимание на случаи, когда приставка приросла к корню и в современном языке не выделяется.

Упражнять в образовании слов с помощью приставок, в выборе нужной по значению приставки.

Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем.

104

Употребление слов с приставками.

С 52-53

Упражнять в нахождении в предложениях текстов слов с приставками. Обратить внимание на случаи, когда приставка приросла к корню и в современном языке не выделяется.

Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках.

Записывать в записные книжки высказывания, слова с нравственным смыслом.

105

Правописание  гласных  в приставках

С 54-55

Значение приставок

Познакомить с новой орфограммой — правописанием  гласных в приставках, с приёмами запоминания или подбора слов с такой же приставкой, в которой гласный под ударением (изготовить — изморозь, заморозить — заморозки).

Упражнять в точном употреблении в речи слов с приставками.

106

Правописание  гласных  в приставках

С 56-57

107

Правописание согласных в приставках

С 58-59

Познакомить  с орфограммой — одинаковость написания согласных в приставках, кроме приставок на з/с, с приёмами запоминаниям или проверки (подбор приставок с полногласием типа  под-подо, от-ото). 

Организовать наблюдение над использованием приставок в наречиях

Осуществлять перенос известных способов, приемов проверки выбора согласных в приставках. Наблюдать, делать простые выводы.

108

Правописание согласных в приставках

С 60-61

109

Употребление разделительного твёрдого знака после приставок

С 62-63

Познакомить с новой орфограммой, её условиями. Упражнять в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку.

110

Употребление разделительного твёрдого знака после приставок

С 64-65

Сопоставление с употреблением разделительного мягкого знака в словах: одинакова природа (как заместители звука [й]), признаки, кроме варианта перед и: воробьи, но  предыстория.  Перенос слов с разделительными знаками.

111

Употребление разделительных твердого и мягкого знаков

С 66-67

Учить сравнивать условия проявления орфограмм и правильно выбирать разделительный знак. Решать орфографические задачи.

Сравнивать, сопоставлять, устанавливать аналогии по употреблению разделительных знаков. Осуществлять проверку записи и вносить изменения.

112

Употребление и правописание слов с приставками.

С 68-69

Обобщить типы орфограмм в приставках. Упражнять в применении изученных орфограмм при разных видах письма, особенно под диктовку

Делать простые обобщения.Применять изученные орфограммы при письме. Восстанавливать смысм пословиц, употребляя нужныеслова.

113

Обучение написанию текста объявления

С 69

Познакомить с признаками, структурой текста объявления как делового текста.  Учить  составлять текст объявления в зависимости от речевой задачи

Воспризводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления.

114

Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

С 70-71

Организовать наблюдение над значениями, которые вносят в слова суффиксы: уменьшительно-ласкательные (-очк-, -оньк-, -еньк- в существительных и прилагательных); указывающие на род занятий, профессию, на оттенки признаков и пр.

Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление).

Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами.

Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках.

115

 Уптребление слов с суффиксами, указывающими на лицо и род занятий

С 72-73

Организовать наблюдениеад значениями, которые вносят в слова суффиксы, указывающие на род занятий, пофессию

116

Употребление слов с разными частотными суффиксами и приставками

С 73-74

Организовать наблюдение над словами:с суффиксами, указывающими на малышей, образованными с помощью приставок и суффиксов одновремменно. Упражнять всамостоятельномвыборе суффиксов и приставок в зависимоси от контекста.

117

Творческое списывание.

С 75

Организовать самопроверку уровня графической зоркости, самоконтроля, учить в процессе списывания заменять выделенные слова однокоренными словами с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Списываь текст без ошибок, пропусков, исажений и исправлений.

118

Назначение зависимго слова

С 76-77

Повторить назначение и строение словосочетаний, их графический разбор.

Организовать наблюдение над функцией (назначением) зависимых слов в словосочетаниях, в предложениях. Упражнять в выборе зависимых слов, их правильном согласовании с главным

Конкретизировать названия предметов, действий, признаков с помощью зависимых слов в словосочетании.

Развивать самоконтроль при устных и письменных высказываниях

119

Употребление падежных форм имен существительных.

С 78-79

Дать понятие об изменении имен существительных по падежам, познакомить с системой падежей, организовать наблюдение над употреблением падежных форм существителных в роли зависимых слов в глагольых словосочетаниях

Определять и употреблять нужную падежую форму зависимых частей речи в словосочетаениях. Устанавливать аналогии в написании ударных и безударных окончаний имен прилагательных. Определять окончания прилагательных.

120

Употребление падежных форм имен существительных

 80-81

Учить опознавать падежную форму существительных с помощью предлогов, упражнять в определении падежей зависимых слов и в употреблении падежных форм сущетвительных в составе словосоченания, предложения.

121

Употребление падежных форм имен рилагательных.

С 82-83

Познакомить с системой склонения имен прилагательных, упражнять в употреблени падежных форм прилагательных, учить согласовывать зависимоеприлагательное с сущствительным, ставить падежные вопросы и по ним опаределять окончания прилагательных.

122

Закрепление.Употребление падежных форм имен прилагательных и существительных

С р.т.39

Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала.

Осознавать степень прочности усвоения правил письма

123

Закрепление.Употребление падежных форм имен прилагательных и существительных

С р.т 40

Провести пробный диктант с комментированием.

Контролировать и оцениватьрезультаты своей работы.

124

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Проверить  качество грамотности письма под диктовку с грамматическим заданием.

Контролировать процесс записи слов

125

Анализ диктанта

Р.т. 41, 42

Учить графическому способу доказательства при работе над ошибками

Классифицировать ошибки, ставить задачи на совершенствование умений

126

Обучающее изложение текста «Март в лесу» (по слуху)

С 101

Сложный

план

Проекты

Учить воспринимать содержание текста и вспроизводить его близко к тексту с опорой на самостоятельно составленный план.

Понимать и воспроизводить содержание текста из трех микротем, помогая себе планом

127

Анализ изложения

128

Обучающее сочинение. Описание месяца - апреля

Учить составлять собственный текст об особенностях месяца апреля

Наблюдать и сопоставлять признаки весенних месяцев, описывая их в словесной форме.

129

Анализ сочинения

130

Инструктаж по проектным работам

Рассмотреть предлагаемые работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды.

Использовать разные источники поиска информации.

        

                                                                                                     Конкретизируем значение, распространяем мысль 40ч

131

Назначение зависимого слова в слововосенании

С 84

Склонение

падеж

Повторить в каких по структуре словосоченаниях требуются в роли зависимого словападежные формы существительных, прилагательных и изменение по падежам существительных

Определять падежные формы имен существительных, прилагательных.

132

Употребление падежных форм имен существительных, мен прилагательных

С 85

Учить соотносить падежные окончания вопросов с ппадежными окончаничми имен прилагательных. Учить употреблять в нужном падеже имена существительные при глаголе и существительном

Использовать нужные падежные формы имен существительных, прилагательных, местоимений с составе словосочетания

133

Употребление падежных форм местоимений

С 86-87

Повторить начальные формы личных местоимений. Дать представлениео склонении местоимений, их косвенных формах.

Склонять имена существительные, прилагательные, местоимения.

134

Правописание местоимений с предлогами

С 88-89

Познакомить с новой орфограммой- употребление-н в косвенных формах местоимений 3 лица.

Образовывать и употреблять формы местоимений с предлогами

135

Тренинг. Употребление падежных форм местоимений с предлогами

Р.т 23,32,35,38,40

Учить правильно образовывать и употреблятьформы местоимений с предлогами

Замечать и устронять речевые недочеты в высказываниях. Находить в предложении словосочетания и выполнять их разбор.

136

Проверочная работа по теме «Словосочетание»

Организовать само-, взаимопроверкууменийпо правильному употреблениюсуществительных.ю прилагательных, местоимений в качестве зависимых слов.

Определять падежную форму зависимых слов. Корректировать и оценивать свою работу

137

Второстепенные члены предложения

С 90-91

Второстепенные члены

Распространненое

нераспространенное

Углубить представление о строении предложений с второстепенными членами предложений и их ролью (группа подлежащего, группа сказуемого). Дать понятие о распространенных и нераспространенных предложениях.

Распространять, дополнять главные мысли, выраженные в высказывании-предложении с помощью второстепенных членов предложения.

Квалифицировать предложение по совокупности его признаков.

138

Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения

С 92, 94, 140

Синтаксический

разбор

предложения по членам

предложения

Ознакомить с памяткой анализа простого предложения по членам предложения (памятка 8). Обратить внимание на наличие в нераспространенных предложениях однородных подлежащих, сказуемых

Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения.

139

Связь второстепенных членов с главными членами предложений

С 93, 140

Познакомить с полным синтаксическим анализом простого предложения. Учить анализировать предложения, составлять схемы их строения, наполнять схемы содержанием.

Преобразовывать предложения в схемы и наоборот — схемы в предложения.

140

Сопоставление состава простых и сложных предложений

С 94-95

Сложное предложение

Углубить представление об осложненных простых и сложныхпредложениях. Учить сопоставлять языковые средства, анализировать строение с помощью моделей, схем. Учить распространять мысли в предложениях с омощью второстепенных членов.

141

Текст-повествования

С96

Вступление

Основная часть

Заключение

Типы текстов

Наблюдение над двумя текстами по одной теме «Отчего идёт дождь?» (№ 1, 3).

Наблюдать над этапами развития мысли (композицией) в объёмном высказывании (тексте) типа рассуждения, описания

142

Текст-рассудения

С 97

Познакомить со структурными частями текста типа рассуждения и их роли (вступительная часть, основное утверждение (тезис), аргументы (доказательства), вывод).

Выделять структурные части текста

143

Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания

С 98

Описание

Вступление

Внешний вид

Речевая задача автора

Отношение автора

Организовать наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах- описания

Анализироватьтекст. Создавать текст. Описывать любимую игрушку, предмет, изделие. Замечать, тактично советовать, устранять речевые недочеты в высказываниях.

144

Анализ текста описания «Три толстяка»

С 98

Анализ отрывков, в которых даются описания куклы, из книги Ю. Олеши «Три толстяка». Что из внешнего вида подчёркивается автором?

145

Развитие речи. Устное и письменное описание матрешки

С 99

Учить создавать т екст. Развивать самоконтроль при устных и письменных высказываниях

146

Подготовка к итоговой контрольной работе

С 102-103

Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала.

Проверить, корректировать и оценивать результаты своей работы.

147

Итоговый контрольный диктант

Проверить уровеь сформированности умений учащихся по русскому языку.

Решать орфографических и пунктационные задачив ходе записи по слуху, применять изученные правила.

148

Анализ диктанта

С 100, 102

Повторение изученного в 3 классе 22ч

149

Основные

средства  языка

их анализ

с 108

форзац

средства языка

Повторить основные средства (единицы) языка через их изучение в определенных разделах науки о языке (по таблице, данной на форзаце учебника)

150

Слово и словосочетание

С 109

Повторить общие и отличительные признаки средств языка. Повторить строение слов и словосочетаний.

Анализировать строение слов и словосочетаний. Составлять предложения.

151

Слово как часть речи

С 110-111

Учить обобщать сведения о каждой изученной частью речи.

Делать простые обобщения. Уместно употреблять слова разных частей речи при выражении мыслей и чувств.

Проводить словесную информацию о частях речи в табличную форму

152

Морфологический анализ частей речи

С 112

Дать представление о морфологическом анализе частей речи.

153

Изменение частей речи. Разбор частей  по сотаву

С 112

Упражнять в употреблении в речи слов с разными суффиксами и приставками в соответствии с потребностями речевой ситуации

154

Фонетико-графические написания слов

С 113-114

Работа над написанием слов, обусловленных произношением или закономерностями графики: 1) запись в соответствии со звуками, 2) по законам обозначения на письме мягких согласных, 3) сопоставление произносительных и графических норм, 4) употребление разделительных мягкого и твёрдого знака

Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках.

Использовать знания об особенностях языковых явлений для осознанного их использования  в практике речи.

Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию.

Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания с элементами фантазии.

155

Правописание безударных гласных и согласных в корне слова

С 114-115

Повторить типы орфограмм в корне слова и способы их решения. Формировать орфографическую зоркость и умение решать орфографические задачи при написании слов

156

Способы проверки безударных  гласных в других частях слова

С 116-117

Обобщать местоположение гласных в слове. Учить «читать» таблицу и пользоваться ею.

157

Обобщение. Способы проверки орфограмм

С 118-119

Обобщить способы проверки парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных

158

Проверочная работа по теме «Правописание слов»

С 126

Учить находить орфограммы в словах, определять их тип и использовать нужный способ решения орфографических задач.

Оценивать и корректировать высказывания в устной и письменной форме.

Работать в творческих группах при проектной деятельности: распределять роли, обязанности, добывать информацию, обобщать частные поиски в коллективную работу, презентовать, анализировать, находить достоинства и недостатки, корректировать

159

Анализ проверочной работы

Учить анализировать причины ошибок и способы их исправления.

160

Предложение. Текст

С 121

Сопоставлять словосочетание и предложение. Письмо под диктовку текста с анализом предложений.

Переводить информацию, полученную из таблицы, в словесный текст о распространении мыслей в предложении и тексте. Контролировать процесс и результат письма.

161

Распространяем мысли

120, 122, 124

Обобщение средств, с помощью которых распространяется мысль: 1) в предложениях 2) в текстах.

162

Распространяем мысли

120, 122, 124

Проверочное списывание текста. Проверить уровень графической зоркости.

163

Развитие речи. Изложение «Любопытные»

С 125

Учить прогназироать содержание текста по его заголовку, плану. Учить излагать мысли в письменном виде.

Прогнозировать содержание текста по заголовку. Собирать информацию по нескольким источникам и передать целостное содержание с опорой на план. Излагать мысли в письменном виде.

164

Анализ изложения

Учить анализировать причины ошибок и способы их исправления.

Оценивать и корректировать высказывания в устной и письменной форме.

165

Итоговая комплексная работа

С 123

Проверить уровень сформированности предметных метапредметных умений по разным учебным дисциплинам.

Использовать имеющиеся ЗУН по предметам для более глубокого понимания текста и использования прочитанного в жизненных ситуациях.

166

Анализ работы.

167

Проба пера.письмо

С 127

Учить культуре оформления письма и правила переписки

Составлять письмо друзьям и родственникам. Оформлять письмо.

168

Обобщение.Анализ слов, словосочетаний, предложений

С 126

169

Обобщение. Основная мысль текста

С 127

170

Резерв.


[1]  Коммуникативно-речевые умения формируются на базе текстов и высказываний, типы, жанры и тематика которых указаны выше, в подразделе «Текст».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урокРусский язык.docx

Проблемный урок русского языка....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...