Урок русского языка во 2 классе по теме "Орфограммы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Мартюк Надежда Владимировна

Урок-рефлексия по теме "Орфограммы" . Урок разработан по УМК "Перспективная начальная школа". На уроке проводится работа над орфограммой " парные согласные в корне слов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.ya_.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-рефлексия по теме "Орфография".

2-г класс.(18.12.13)

Тип урока – урок рефлексия.

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о способах проверки парных согласных в корне слов;

Задачи:

Предметные:

  • учить различать на слух звонкие и глухие согласные;
  • добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных;
  • обобщить знания о  различных способах проверки парных согласных в корне;

Метапредметные:

Познавательные:

  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение ставить, формулировать и решать проблемы;
  • поиск и фиксация информации;
  • понимание и преобразование информации;

         Коммуникативные:

  • учить детей правильной разговорной речи и умению правильно высказываться при ответах на вопросы учителя.
  • воспитывать уважительное  отношение к мнению товарищей.

Регулятивные:

  • контроль и самоконтроль учебных действий;

Личностные:

  • развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся,
  • развивать фонематический слух;

Оборудование:  таблица «Парные звонкие и глухие согласные», сигнальные веера с парными согласными, табличка со словом «автобус»;карточки с заданиями для работы в парах, ИКТ.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласных.

2. Сюрпризный момент.

- Сейчас мы прочитаем три слова. 
- Прочитайте только буквы русского алфавита. Что получается?
(Слайд 1 – зашифрованные слова)
RСZПОWР (спор)
- Среди набора букв найдите слово.
КАПОССОРАВ (ссора)
- Уберите буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки и прочтите слово.
ШДРЖАКЦА (драка)
- Я выстроила их в такой последовательности: 
спор – ссора – драка. Как вы думаете, почему они поставлены именно в такой последовательности?
(Ребята, когда спорят, часто начинают ссориться, а ссора переходит в драку.)
- Вся эта ситуация называется 
конфликт. Как вы думаете, на каком этапе конфликта нужно остановиться, чтобы не произошла драка?
(Когда возник спор.)
- Представьте, что вы вступили в спор, что вы для себя выберете: 
топанье ногами, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, доброжелательность? 
(Спокойный тон, доброжелательность.)
- А может лучше выбрать крик, топанье ногами? Вам же нужно доказать своё!
(Нет, если в споре кричать, топать ногами, то спор превратится в драку, потому что другому человеку не понравится твоё поведение.)
- Хорошо, мы с вами решили, что спор лучше вести спокойно и доброжелательно. Может, в споре нужно ещё что-то учитывать?
(Не махать руками, когда говоришь с человеком нужно смотреть ему в глаза. А ещё когда доказываешь что-то своё, нужно приводить примеры, чтобы человек тебе поверил.)
- Молодцы! Всё это верно. Всё, что вы сейчас сказали, - это и есть правила спора, которые должен соблюдать каждый воспитанный человек, чтобы спор не превратился в драку. 
- И сегодня на уроке мне хочется, чтобы царила атмосфера добра, понимания, уважения к друг другу. Если вдруг нам придётся поспорить на уроке, не забывайте о правилах спора.
- Чтобы наш урок был интересным, пусть девизом будут слова: «Умеешь сам - научи другого».

3. Актуализация субъектного опыта учащихся  (Мобилизующий этап. )

Орфографическая зарядка.
- Итак, в путь.
- Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.(Сигнальные карточки)  
(Слайд 2)
Столб, год, рукав, этаж, глаз, флаг. 
- Раздели слова на группы по общим признакам 
- Найдите лишнее слово. 
(Слово РУКАВ, потому что это слово можно разделить для переноса.
- Что общего у этих слов? 
(В каждом слове есть парные согласные, которые вызывают сомнения, имена существительные, у всех слов согласные обозначают твёрдые согласные звуки.)
- Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)

4. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Посмотрите на все эти слова и сформулируйте тему урока. 
Тема. Парные согласные в корне слова (тему пишу  на доске).
Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись. (Слайд 3– цели)
Цель:

  • Повторить, … … … … (что ранее учили о парных согласных в конце и середине слова).
  • Учиться … (находить парные согласные в словах, проверять при написании, подбирать проверочные слова).
  • Познакомиться с …(новыми словами).

5. Минутка чистописания .

- Б          В         Г          Д         Ж        З
 П         Ф         К         Т          Ш        С
- Почему эти буквы выстроились в два ряда, у них что парад? 
(Буквы первого ряда обозначают звонкие парные согласные, буквы второго ряда  - глухие парные согласные.)
- Начнём реализацию целей с минутки чистописания. 
- Сейчас каждый в тетради пропишет ту пару, которую можно назвать «лишней». 
- Какая это пара? (ж-ш) 
- Будете прописывать с добавлением наклонной линии и петли. 

6. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Подбор проверочных слов. Доскажи словечко.
- Послушайте и отгадайте загадки. Каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.
1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
2. Всё перетрут терпение и … (труд).
3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
4. Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (
Автобус)   и т.д.

Самостоятельная работа.
- А сейчас поработаем самостоятельно. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово. 
( ТПО стр.45 упр  55.)                                                                                                                                             

Взаимопроверка.
- Возьмите ручку с зелёным стержнем. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.
Вывод.
- Встаньте те, у кого нет ошибок.
- Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне?
Правило. 
Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

7. Физминутка.

- Называете  парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад.                                                                                                                                   -Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах.                                           -Гимнастика для глаз

Работа в группах. Составление словосочетаний.

- Сейчас мы поработаем в группах со словами, которые редко используем в нашей письменной речи. 
- Каждая группа получит карточку.  
(Вставить пропущенные буквы в словах, составить словосочетания с этими словами)
- Какие буквы пропущены в этих словах? 
(Парные согласные.)
- Где находится парная согласная? 
(В середине слова.)
- Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? 
(Отвечает по одному человеку от каждой группы) 


Правило-вывод.
Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).
- К какой части речи относятся слова с парной согласной  в середине? (Имя прилагательное.) 
- Обратите внимание, что парные согласные могут встречаться не только в именах существительных, но и в именах прилагательных и других частях речи.

Составление схемы по правилу. 
- Как  правильно записать парную согласную в конце слова?
- Как  правильно записать парную согласную в середине слова?
- Как  подобрать проверочное слово, если парная согласная стоит в конце слова? В середине слова?
 (Слайд 4) 

Проверка. 

 - Парная согласная может находиться в конце слова и в середине слова. От этого зависит способ проверки.
 - Подобрать проверочные слова можно двумя способами.

8.  Коррекция. Практическая направленность темы урока.

- Вам загадывали сегодня загадку, отгадкой которой было слово АВТОБУС.
- А кто знает, как пишется слово «АВТОБУС»?? (Читали в книгах, газетах, объявлениях, слышали по телевизору.)
- Какие буквы вызывают сомнение?
(Парная согласная в конце слова, непроверяемая безударная гласная в первом слоге, парная согласная в середине слова.)
- Что вы можете сказать об этом слове? 
(Произношение и обозначение на письме парного согласного в конце слова совпало.)
- Но мы должны помнить, что обозначение на письме парных согласных всегда надо проверять. 
- Какой вы слышите второй звук, когда произносите слово «АВТОБУС», дайте ему характеристику? ((Ф) – согласный, твердый, глухой, парный. 
- Подберите проверочное слово. 
(нельзя подобрать)                                                                                                                 - В русском языке встречаются слова с парными согласными в середине написание которых нужно запомнить.
- Объясните значение слова «АВТОБУС». 
- Значение слова «автобус»: автомобиль для большого числа пассажиров. (Прочитаем в толковом словарике значение этого слова).

Работа с деформированным текстом.  (Слайд 4)


- Можно ли это назвать текстом? (
Нет, так как предложения переставлены местами.)
- А может это просто отдельные предложения? 
(Нет, так как предложения объединены одной темой.)
- Переставьте предложения местами так, чтобы получился текст.
Лёд стал крепким. 
Был сильный мороз. 
Пруд замёрз.

- Озаглавьте текст. (Зимой. Пруд зимой.)
- Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.
- Какой частью речи они являются?
- Назовите предложение, где парная в слабой позиции находится в середине слова. 
- Запишите это предложение под диктовку.

9. Подведение итогов учебного занятия.


Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. 
- Вернёмся к целям нашего урока.
- С чем вы сегодня познакомились?
(С новым словарным словом, встретились с парными согласными в именах прилагательных, познакомились с новым способом проверки парных согласных в середине слова.)
- Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями?  
(Есть такие слова в русском языке, где парные согласные в корне слова нельзя проверить). Сможете ли вы рассказать своим друзьям что-то интересное и значимое по теме сегодняшнего урока?  
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни? (ГРАМОТНО  ПИСАТЬ, КРАСИВО  ГОВОРИТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ  О ЗДОРОВЬЕ)

10. Рефлексия, выставление отметок

- Покажите мимикой у кого хорошее настроение? Нарисуйте на листках  маленькую рожицу, которая изобразит  ваше настроение. 

-выставление отметок

11. Домашнее задание.

-Уч. стр.164. упр 132, вставить пропущенные буквы и списать  в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Измерители обученности 4 класс.Русский язык 4 класс.3 четверть.Блок "Как устроен наш язык"

Контрольная работа по русскому языку.4 класс 3 четверть.Блок "Как устроен наш язык" Система учебников"Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....

Тема урокРусский язык.docx

Проблемный урок русского языка....

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

План-конспект урока немецкого языка во 2 классе по теме "Идём гулять" по учебнику "Немецкий язык, 2 класс", авторы - Н.Д.Гальсковоа, Н.И.Гез. Урок обобщающего повторения.

Обощающий урок немецкого языка во 2 классе с повторением лексики по темам "Комната", "Еда и напитки", "Животные", "Цвет", "Счёт", "Алфавит". На уроке дети знакомятся с традициями праздновани...