Роль подвижных игр в группе продлённого дня
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Маргарита Павловна Агафонова

Существующая сегодня организация учебного процесса в школе и уклад в жизни в семье не удовлетворяют биологическую потребность детского организма в движениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль подвижных игр в группе продлённого дня

В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для своих детей занятия в группе продленного дня  как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального развития и духовного роста совершенно очевиден.

Следовательно, перед группами продленного дня стоят задачи воспитания личности ребенка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья. Режим группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.

 С сожалением приходится отмечать некоторую тенденцию к тому, что детей все больше загружают умственной работой, оставляя все меньше времени на физическое развитие. Дети непоседливы, особенно школьники начальных классов. Естественная биологическая потребность растущего организма в активном движении составляет не менее двух часов ежедневно. В дошкольном возрасте дети удовлетворяют эту потребность достаточно полно. Придя в школу, будучи вовлеченными в строго регламентированный процесс обучения, 85—90 % времени проводя за партой, дети безусловно страдают от недостатка физической нагрузки. В результате малоподвижный образ жизни школьника приводит к гиподинамии, что создает предпосылки для появления различных заболеваний, поэтому не стоит пренебрегать любой возможностью, чтобы помочь им овладеть новыми умениями и навыками. Только все это надо делать весело и интересно, а что может быть интереснее для ребенка, чем игра.

 В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стать основой для их всестороннего развития. На протяжении пребывания ребёнка в группе продлённого дня происходит формирование личностных качеств, осуществляется процесс социализации, формируются общепринятые жизненные навыки. А поскольку дети начальной школы направлены на игру, оптимально осуществлять педагогическое влияние помогают игры и игровые ситуации. «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то самое значение, которое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходить в первую очередь в игре», - говорил А. С. Макаренко.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игровая деятельность – одна из ведущих разновидностей человеческой деятельности. Феномен игры изучали философы и социологи: Платон, И. Кант; психологи: Ж. Пиаже, З. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, и др; педагоги и методисты: К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, и др.

Уже Платон видел единственно правильный путь жизни в игре, она представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие.

Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Я.А. Каменский писал в «Великой дидактике»: «Чтобы побуждать стремление к знанию, прежде всего сам метод по необходимости должен быть естественным. Кроме того, чтобы способности пробуждались этим методом, необходимо его разумно оживлять и делать приятным именно так, чтобы все, как бы ни было серьезно, преподавалось дружески и приятным образом в форме бесед, состязаний, разгадывания загадок или в форме притч и басен» (Каменский 1981: 124-125).

Исследователи игры видят много положительного в применении ее в воспитательном процессе. Игра – непременный спутник детства. Она даёт возможность ребёнку познать мир, учит общению, способствует физическому развитию, обогащает интеллектуально, создаёт жизненный положительный эмоциональный фон. Игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать

свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игры для детей – важное средство самовыражения, пробы сил. В играх педагог может  лучше  узнать  своих  воспитанников,  их  характер,  привычки, организаторские способности, творческие пути воздействия на каждого из детей, и,  что  тоже  очень  важно,  игры  сближают  воспитателя  с  детьми,  помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры  существуют  разные:  подвижные,  сюжетные,  подражательные,

музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они очень нужны и по-своему полезны детям. Но особое место занимают подвижные игры.

Подвижные  игры –  самое  лучшее  лекарство  для  детей  от  двигательного «голода» - гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Игры обогащаются, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в основе их содержатся все виды естественных движений, свойственных человеку: ходьба, бег, прыжки, метание, броски и др.

Характерной особенностью подвижных игр еще является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях,  что  создает  большие  возможности для  проявления  инициативы  и творчества.

Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской игры. (О. М. Леонтьев)

Подвижные игры в группах продленного дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей.

Образовательные задачи подвижной игры предполагают совершенствование и закрепление навыков естественных движений в беге, прыжках, метаниях, а также умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и туризмом.

Воспитательные задачи подвижной игры способствуют развитию физических (быстроты, ловкости, силы, меткости, прыгучести, выносливости) и морально-волевых (смелости, честности, коллективизма) качеств ребенка.

Оздоровительные задачи определяют нормальное физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья.

Необходимый подбор игр для детей младшего школьного возраста обеспечивает правильность общего развития и роста ребенка. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.

В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по определенным признакам облегчает подбор игрового материала для решения более простых или сложных задач.

 Подвижные игры можно условно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности и назначение.

К первой группе можно отнести игры, где участники вступают в активное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный контакт с соперником. Это вид игр наиболее сложный по характеру выражения двигательных действий ( «Охотники и утки», «Караси и щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч»)

Ко второй группе можно отнести игры без вступления участников в соприкосновение с командой противника, когда участники каждой команды действуют согласованно между собой ( спортивные игры по упрощенным правилам).

Третья группа игр –игровые эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на площадке и выполнением определенных заданий. Действия производятся в порядке очередности и по возможности с наибольшим мастерством (точностью и быстротой).

Младший школьный возраст( 1- 4 классы) характеризуется достаточным развитием сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха. Этим возрастным особенностям отвечают игры типа перебежек («День и ночь», «Вызов номеров», и др.). У школьников в этом возрасте преобладает предметно образное мышление. Игры носят сюжетный характер, представляя участникам возможность драматизации, проявления творческой активности.

Для детей каждая встреча с игрой — это праздник. А вот будет ли этот праздник ярким и веселым, зависит от педагога, организатора, их профессиональной подготовленности, эрудиции, компетентности, от того, насколько будет проявлена инициатива и творчество с их стороны. Учитель должен владеть умением воспитывать через игру, уметь так организовать коллектив, чтобы действия каждого участника игры давали возможность проявить личные качества и вместе с тем приносили успех общему делу. Игра является методом физического развития детей, их нравственного воспитания и одновременно способом совершенствования педагогического мастерства самого учителя. От умения руководителя «подать» игру, создать настроение, объяснить и провести ее с занимающимися зависит эффект, который предопределяет педагогической задачей.

От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

Газман О.С. О понятии детской игры/ Игра в педагогическом процессе – Новосибирск, 1989.

Каменский Я.А. Великая дидактика/ Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М:Просвещение,1981.

Карпова Е.В. Дидактическая игра в начальный период обучения. – Ярославль, 1997.

Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. – Педагогические сочинения. М.,1959, т.6.

Макаренко А.С. Цель воспитания: Учебное пособие – М.:Педагогика, 1984

Минскин Е.М. 'Игры и развлечения в группе продленного дня' - Москва: Просвещение, 1983 - с.192


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры в группе продлённого дня

В  материале подобраны считалки и подвижные  игры для детей 1-2 классов.Материал будет интересен для воспитателей ГПД, учителей начальных классов, воспитателей детских садов....

Подвижные игры в группе продлённого дня

Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности, т.к. находятся в школьных помещениях по 8-9 часов ежедневно.Статья о важности и пользе подвижных игр для...

Учебно-методическое пособие. Подвижные игры в группе продлённого дня.

1.Народные игры2.Игры с мячом3. Игры со скакалкой4. Игры с обручем5. Эстафеты...

Подвижные игры в группе продлённого дня.

Предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, несколько подвижных игр в ГПД....

Подвижные игры в группе продлённого дня

Подвижные игры в группе прдлённого дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей....

Подвижные игры в группе продлённого дня

В данном материале представлены доступные и популярные подвижные игры, которые можно проводить в группе продлённого дня, на перемене....