Учебно-методическое пособие. Подвижные игры в группе продлённого дня.
учебно-методическое пособие на тему

Чистякова Светлана Юрьевна

1.Народные игры

2.Игры с мячом

3. Игры со скакалкой

4. Игры с обручем

5. Эстафеты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v_gpd.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

                       Учебно-методическое пособие

        Подвижные игры в группе продлённого дня

ГБОУ школа № 346 Невского района Санкт-Петербурга

Чистякова Светлана Юрьевна

Перед группами продленного дня стоят задачи воспитания личности ребенка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья. Режим группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.

С сожалением приходится отмечать некоторую тенденцию к тому, что детей все больше загружают умственной работой, оставляя все меньше времени на физическое развитие. Дети непоседливы, особенно школьники начальных классов. Естественная биологическая потребность растущего организма в активном движении составляет не менее двух часов ежедневно. В дошкольном возрасте дети удовлетворяют эту потребность достаточно полно. Придя в школу, будучи вовлеченными в строго регламентированный процесс обучения, 85—90 % времени проводя за партой, дети безусловно страдают от недостатка физической нагрузки. В результате малоподвижный образ жизни школьника приводит к гиподинамии, что создает предпосылки для появления различных заболеваний, поэтому не стоит пренебрегать любой возможностью, чтобы помочь им овладеть новыми умениями и навыками. Только все это надо делать весело и интересно, а что может быть интереснее для ребенка, чем игра.

В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стать основой для их всестороннего развития. На протяжении пребывания ребёнка в группе продлённого дня происходит формирование личностных качеств, осуществляется процесс социализации, формируются общепринятые жизненные навыки. А поскольку дети начальной школы направлены на игру, оптимально осуществлять педагогическое влияние помогают игры и игровые ситуации. «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то самое значение, которое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходить в первую очередь в игре», - говорил А. С. Макаренко.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игровая деятельность – одна из ведущих разновидностей человеческой деятельности.

                       Народные подвижные игры

                                       

                                      « Горелки»

Дети становятся друг за другом парами, водящий впереди. Играющие говорят хором:

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!

После этого первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться там, где их не сможет поймать водящий. Водящий должен поймать одного из играющих. В паре с пойманным, водящий становится позади строя. Второй играющий из пары становится водящим. В случае неудачи игра продолжается с первым водящим.

                                               «Бой петухов»

Двое детей встают в очерченный круг диаметром 1-1,5 м лицом друг к другу, одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. По сигналу каждый пытается столкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.

                                               «Пустое место»

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

                                          « У медведя во бору»

Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл,
На печи застыл!

Вариант:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит,
Все на нас глядит.

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила:

1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.

2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.

Указания к проведению:

Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).

                                             Игры с обручем

                           «Кто скорее докатит обруч до флажка?»

На одной стороне площадки проводят линию. На расстоянии 10 метров от неё устанавливают флажки. Дети с обручем в левой руке становятся на линии левым боком к флажкам, на расстоянии 1 метра друг от друга. По сигналу воспитателя дети катят обручи в сторону флажков, ударяя по ним ладонью.

Игроки, первыми докатившие обручи, поднимают флажки над головой.

Вариант: обруч катят короткими палочками.

Правило игры: Обруч надо только катить.

                                             « Покрути обруч»

Играющих делят на две команды и строят в шеренги ( одна напротив другой) по обеим сторонам площадки. По сигналу на середину выходит первая пара игроков с обручами. Дети становятся в начерченный круг на расстоянии 2 метров друг от друга. По сигналу « Покрути» ставят обруч и крутят, чтобы они  не упали. Когда обруч перестанет крутиться, его подхватывают и поднимают вверх. Выигрывает тот, у кого дольше крутится обруч.

Правило игры: Начать крутить обруч только после сигнала. Обруч нужно подхватить только тогда, когда он перестанет крутиться.

                                         « Упасть не давай»

Детей делят на три команды. У каждой команды обручи определённого цвета( у каждого ребёнка обруч). Команды стоят в колонну по одному, параллельно одна другой у линии старта. Обруч держат справа.
        По сигналу воспитателя дети бегут вперёд, подталкивая обручи. Обруч надо прокатить до другой стороны площадки, не уронив его. Выигрывает та команда, у которой меньше неудач и ошибок.

Вариант: прокатить обруч два раза вокруг площадки.

Правило игры: Обруч можно катить только после сигнала. Обруч нужно только катить.

 

                                                       Игры с мячом

                                                      « Выбей мяч»

Чертят два круга диаметром 50-60 см на расстоянии 50 см друг от друга. Позади кругов  чертят линию, за которой встают два играющих. У каждого по клюшке. В центре кругов кладут по маленькому мячу. Надо постараться выбить мяч из круга противника и не дать выбить свой.

« Футболисты»

На земле чертят линию, на которую кладут большие мячи на расстоянии 3-4 шагов друг от друга. Перед каждым мячом встаёт игрок, которому завязывают глаза. По сигналу играющие поворачиваются кругом и делают четыре шага от мяча, затем снова поворачиваются кругом, подходят к мячу и бьют по нему ногой. Выигрывает тот, кто попал по мячу.

                                                    Игры со скакалкой

                                                     « Кто быстрее»

Дети со скакалками в руках становятся в шеренгу на одной стороне площадки у линии старта так, чтобы не мешать друг другу. В 15-20 м от линии проводят черту. По сигналу воспитателя все дети одновременно прыгают по направлению к черте. Выигравшими считается тот, кто раньше окажется за чертой.

Правило игры: Начинать прыгать можно только после сигнала. Во время прыжков нельзя мешать товарищу.

                                                     “Часики”

Дети разбиваются на две команды. Одна команда прыгает, другая крутит скакалку (затем наоборот).

1. Один прыжок.

2. Два прыжка.

3. Три прыжка.

4. Четыре прыжка на левой ноге.

5. Пять прыжков на правой ноге.

6. Крестиком.

7. Закрыв лицо руками.

8. По два раза на каждой стороне, вокруг себя.

9. По два раза прыгаем обычно, третий – достать рукой до земли

10. Прыгаем по три человека одновременно.

Тот кто первым закончит прыгать, тот и победил.

             Игры с использованием пластмассовых  летающих тарелок

                                             «Тарелочка по кругу»

4-5 человек встают по кругу на расстоянии 5-8 м один от другого. У первого и третьего игрока в руках пластмассовая летающая тарелочка. По сигналу игроки метают свои тарелочки соседу по часовой стрелке. Поймав тарелочку от соседа справа, игрок посылает её дальше, а сам должен поймать новую тарелочку с правой стороны. Если игрок не успел освободиться от одной тарелочки, как к нему прилетела вторая (оказался с двумя тарелочками), то игра останавливается и нерасторопный игрок получает штрафное очко. Оно присуждается и тому игроку, кто неточно (более чем шаг от игрока) бросил ему тарелочку или последняя прилетела выше головы.

Играют 8-10 минут. Победителем считается получивший меньше штрафных очков.

Вариант: Можно увеличить число игроков в кругу, оставив 2 тарелочки. Тогда играть будет легче. Если желающих играть больше( 8-10 человек), следует ввести в игру 3 тарелочки.

                                                  Эстафеты

                                      Эстафета с поворотами

За общей линией старта выстраиваются 2-3 команды, игроки которых стоят в колонне по одному. В 12-18 метрах от линии напротив каждой колонны - набивной мяч (городок, флажок).

По сигналу направляющие каждой команды бегут к своему мячу, обегают вокруг него (слева направо) 2 раза и возвращаются обратно. Миновав стартовую черту, игрок обегает свою колонну и, оказавшись возле игрока, стоящего впереди, касается его рукой. Это сигнал к бегу очередного участника, который выполняет то же, что и предыдущий. Закончивший перебежку  встаёт в конец своей колонны.

Победа, как правило, достаётся более быстрым игрокам. Следует учитывать, что в командах должно быть по возможности равное число мальчиков и девочек.

                                                   « Сумей догнать»

На площадке очерчивают или размечают предметами круг диаметром 9-12 метров. 6-8 человек располагаются по внешней стороне круга лицом против часовой стрелки не одинаковом расстоянии друг от друга и рассчитываются на первый - второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая.

По сигналу все бегут в одну сторону, соблюдая дистанцию. По второму сигналу начинается соревнование. Задача каждого игрока осалить бегущего впереди не дать запятнать себя сопернику, находящемуся сзади. Осаленные покидают круг вместе с тем, кто их осалил, остальные продолжают бег по кругу. Когда заключительный игрок осален, игра прекращается. Проигравшей считается команда, у которой больше запятнанных игроков.

Можно не разбивать участников по парам. Тогда каждый бегущий, запятнав игрока, находящегося впереди,  продолжает бег по кругу, пытаясь осалить следующего, а осаленные покидают круг (идут в его середину). Выявляются 2-3 лучших бегуна, которые остаются последними.

Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры в группе продлённого дня

В  материале подобраны считалки и подвижные  игры для детей 1-2 классов.Материал будет интересен для воспитателей ГПД, учителей начальных классов, воспитателей детских садов....

Подвижные игры в группе продлённого дня

Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности, т.к. находятся в школьных помещениях по 8-9 часов ежедневно.Статья о важности и пользе подвижных игр для...

Подвижные игры в группе продлённого дня.

Предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, несколько подвижных игр в ГПД....

Подвижные игры в группе продлённого дня

Подвижные игры в группе прдлённого дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей....

Подвижные игры в группе продлённого дня

В данном материале представлены доступные и популярные подвижные игры, которые можно проводить в группе продлённого дня, на перемене....

Подвижные игры в группе продлённого дня и их значение

Статья о важности активного отдыха в ГПД,...