Развивающие и подвижные игры в группе продлённого дня
статья (2 класс) на тему

                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие и подвижные игры в группе продленного дня

           Одной из важнейших задач совершенствования образовательного процесса в школах с продлённым днём является организация двигательного режима школьников, который является неотъемлемым компонентом общего режима школы продлённого дня, обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.

Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков. Снизились показатели физического развития детей. Как показали многочисленные исследования, образ жизни современных подростков весьма далёк от того, чтобы оценить его как здоровый. Их сегодняшний стиль жизни в значительной мере является результатом информационного воздействия, а СМИ – их главными воспитателями.

Известный в XIX веке врач Шнелль в своей книге «Органическое воспитание» писал: «Но будучи только заботой жизни, здоровье делается целью воспитания! Оно должно быть целью потому, что дети и молодёжь нашего времени подвержены болезням и слабостям более чем когда-либо… Болезни же детства и юности имеют неотвратимое влияние на всю жизнь».    Современные папы и мамы, а порой бабушки и дедушки, значительную часть времени заняты на работе. Поэтому группы продленного дня все чаще становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития.  Многие дети находятся в группе продленного дня до самого вечера. Режим группы продленного дня включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, прогулки, активный отдых детей. Особое внимание необходимо уделять ежедневному отдыху детей на свежем воздухе. Необходимо, чтобы прогулка принесла не только телу пользу, но и душе. Для этого необходимо применять разнообразные  виды прогулок.

Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Это занятие на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом. Она восстанавливает умственную работоспособность, расширяет кругозор. Существует довольно много видов прогулок, что даёт возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать.

Если идёт дождь, то прогулку можно интересно провести под навесом на крыльце. Решать  занимательные задачи, разгадывать шарады, проводить игры «Испорченный телефон», «Колечко». Это тоже прогулка с развлечением.

Виды прогулок и темы:

  1. Прогулки – наблюдения.

Цель -  научить детей анализировать сезонные изменения в природе,аномалиями, наблюдать за  особенностями растительного мира, жизнью домашних и диких животных, трудом и отдыхом людей. Прогулки в мир природы, с обязательным использованием сюжетно-ролевых игр, пробуждают у детей фантазию, творческий интерес. Расширение круга познания – это изначальный толчок к разрушению детского равнодушия и первые шаги к любознательности.

Темы осенних

прогулок:         «

                           «Кто самый наблюдательный?».

                            «Признаки осени. Листопад»;

                            «Появление листочка»;

                            «Как работают озеленители»;

                            «По следам пернатых»;

                            «Сказки на небе»;

                            «Золотая осень»;

                            «У природы нет плохой погоды».

Темы зимних

прогулок:         «Тучкины штучки»;

                            «Художник-зима»;

                           «По следам пернатых»;

                           «Удивительное рядом»;

                           «Как прекрасен этот мир»;

                           «Долгота ночи и дня».

Темы весенних

прогулок:          «Мир насекомых»;

                             «Птицы прилетели. Какие?»;

                             «Удивительное рядом»;

                             «Как прекрасен этот мир»;

                             «Кто в сквере живет»;

                             «Что на дворе растет».

  1. Прогулка – задание.  

Цель – умение поздравить товарищей или взрослых с праздником, пригласить гостей на классное мероприятие, известить родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии, оказать шефскую помощь. Содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни школы или планам  работы ГПД. Задание школьники получают в виде путёвки. Они могут быть адресованы всей группе или каждой микрогруппе отдельно. Выполнение задания иногда может длиться две-три прогулки.

Примеры:          «Начертить план квартала»;

 «Улицы вокруг нашей школы»;

 «Достопримечательности в районе нашей школы»(узнать и               подготовить рассказ);

«Определение видов деревьев и кустарников зеленой зоны нашего микрорайона»;

«Сбор гербария»;

«Рассказ о любимом зеленом уголке»;

«Фотовыставка «Любимый город»;

«Городские пейзажи – Фотовыставка»;

«Опасные зоны микрорайона. Подготовить рассказ»

  1.  Прогулка – задача.

Цель – развитие знаний в области математики и географии, развитие глазомера.

Примеры:           «Определи расстояние до предмета»;

«Определи величину предмета»;

«Определи высоту предмета»;

«Определи цвет предмета»;

«Определи крутизну склона»;

«Определи направление и скорость ветра»;

«Определи температуру воздуха»

«Части света по растительности»;

«Части света по компасу»;

«Определи долготу дня».

  1.  Прогулка – поиск.

Цель – развивать знания в области истории, астрономии, географии, привить интерес к книгам об экспедициях, исследованиях, увлечь  коллекционированием. Развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать. Это вид следопытской прогулки: чтение следов зверей и птиц на снегу, поиск заранее спрятанного пакета, состязание команд по прохождению маршрута по приметам и. т. д.

Примеры:           «Археология и ее назначение как науки»;

«Определение сторон света. Работа с компасом»;

«Поиск природного материала для коллекций»;

«Куда спрятались лекарственные травы?»;

«Найди дерево или куст по листу».

«Солнце – источник тепла и света»

  1.  Прогулка – поход.

Цель – развитие выносливости и скорости при ходьбе, внимания, дисциплины, ориентации на местности.

 Конечно, за час-полтора настоящий поход не провести, но создать ситуации неожиданных открытий, испытаний, навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины, вполне можно. Для этого можно использовать школьный парк (площадку, стадион).

Примеры:            «Операция «КЛАД»;

  «Точно по назначению».

  1.  Прогулка – фантазия.

Цель – развитие творческих способностей и положительных эмоций в общении с природой.

Примеры:             « Снежный зоопарк»;                  

«Удивительное рядом»;

«Снежные скульптуры»;

«Лучший снеговик»;

«Лучшая кормушка»;

 «Снежный город»;

 «Лучшая башня».

«Песочный замок»

«Лучший рисунок на асфальте»

  1.  Прогулка - показ.

Цель – углубить знания по истории города,  биологии, правилам дорожного движения.

Примеры:              «Местные достопримечательности»;

«Различные примеры и объекты»;

«Редкие цветы, деревья, кустарники»;

«Разнообразные свойства, признаки предмета»;

«Счет домов»;

«Какие висят дорожные знаки?».

  1. Прогулка – практикум.

Цель – закрепить знания и умения по ПДД, технической безопасности, трудовых навыков, ориентированию, культуре поведения.

Примеры:              «Красный, желтый, зеленый»;

«Правила поведения в природе»;

«Ты играешь во дворе»;

«Скажи, как пройти»;

«Культура поведения на улице»;

«Правила поведения в транспорте».

  1. Прогулка – спортивная.

Цель – укрепление здоровья детей, повышение двигательной подготовленности, развитие внимания, реакции, скорости, ловкости, силы, взаимоподдержки и дружбы в коллективе.

Примеры:             «Салочки»;

«День и ночь»;

«Пробежки»;

«Кто дальше»;

«Точно в цель».

  1. Прогулка – экскурсия.

Цель – ознакомить детей с историей своего города, микрорайона, достижениями в науке, искусстве, спорте, раскрыть специфику массовых профессий, формировать общественно ценные отношения к труду и людям труда, развивать познавательный интерес к судьбам людей и событиям.Здесь важно, чтобы ребята проявили познавательный интерес к событиям, прочувствовали их нравственно-патриотическое содержание и значение.

Примеры:          «Жизнь птиц»;

«Зимняя сказка»;

«Труд работников в школе»;

«Невская застава»;

«Ломоносовский фарфоровый завод»;

«Куракина Дача»;

«Пролетарский завод»;

«Труд людей на почте»;

«Парк им. Бабушкина»;

«Ледовый дворец»;

«Володарский мост»;

«Дом – музей им. В. И. Ленина».

  1. Прогулка – развлечение.

Цель – развитие фантазии, чувства юмора, возможности соприкосновения с реальным миром.

Примеры:          «Достань кольцо»;

«Пустое место»;

«Снежные фокусы».

  1.  Комбинированная прогулка с элементами игры

Цель – развивать у детей в игровой форме внимание, быстроту, ловкость,

способствовать развитию дружбы в коллективе.  Игры формируют у школьников умения действовать в различных обстоятельствах, мгновенно принимать решение в меняющихся ситуациях. Этот вид прогулки проводится в сочетании с играми, со спортивными занятиями. Можно взять  несколько подвижных игр. Это хорошо знакомые детям игры, которые они по очереди учатся проводить сами, и новые, которые необходимо разучить (не более одной в неделю). Например, можно поиграть в уже знакомую игру “Третий лишний”.  Игра динамична, позволяет быстро удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха  хорошо подходит игра “Море волнуется”.  Заканчивать прогулку лучше спокойной игрой на внимание типа “Капитаны”.

    В массовых играх ребята учатся играть вместе, “болеть” за интересы коллектива, быть уступчивыми, учатся культуре взаимоотношений. В своей деятельности ориентируюсь на слова Василия Александровича Сухомлинского, обращённые к школьникам: “Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно”.

Примеры:          «Линейная эстафета с бегом»;

«Бег с ведением мяча»;

«Футбол»;

«Выбей меня»;

«Волейбол».

Необходимые правила игры:

  1. Соблюдай правила игры, старайся выиграть и добиться первенства честным путём.
  2. Не радуйся, когда другие проигрывают.
  3. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.
  4. Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, испортить игру.

Развивающие игры

«Чудесные превращения»

Цель: Учить детей преобразовывать слова путем замены в них звуков и получать новые слова.

Ход игры:      Слово «СОМ». Замените в нем первый звук.

СОМ – ТОМ – КОМ – ЛОМ – РОМ и т.д.

     У кого больше получилось слов?

     Замените второй звук в этом слове.

СОМ – САМ.

     А теперь замените третий звук.

СОМ – СОК – СОР – СОЛЬ и т.д.

     Новые слова можно обозначать фишками.

Определение победителя:  Выигрывает тот, кто больше получит слов.

«Один звук»

Цель:  Учить детей преобразовывать слова, изменяя один звук.

Ход игры:

Из каждого слова исключить по одному  звуку, чтобы получилось новое слово. Например:

ОЛЕНЬ - ЛЕНЬ.

     ХЛЕВ, УТОЧКА, СТОЛБ, ЩЕЛЬ, УКОЛ, ЗУБР, КОСА, МРАК, ПОЛК, УДОЧКА, ВОЛК, СМЕХ, КЛЕЩ, МЕЛЬ, СНАРЯД, ГРАД, СКОТ, ВСЛАСТЬ, КРАСКА, СТОЛ, ТЕПЛО, БЕДА, ЭКРАН.

     Подсчитайте очки: новое слово – одно очко.

Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Например:

РОЗА - ГРОЗА

     РУБКА(т), СТОЛ(б), ДАР(у), КЛАД(с), ЛАПА(м), ШАР(ф), УСЫ(б), УКУС(с).

Замените в словах один согласный звук. Например:

КЛИН - БЛИН.

   НОГТИ(к), БУЛКА(р), ЛАПКА(ц), ЗУБЫ(д), КИСКА(м), ПЕСОК(л), ГАЛКА(п), ОРЕЛ(с), НОРКА(к), СВЕТ(ц), ПОЛЕНО(к), РАМОЧКА(м).

Определение победителя:        

     Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

Подвижные игры

Задачи: развитие внимания, ловкости, быстроты, слуха, координации движений, ориентировки в пространстве, воспитание чувства коллективизма, дисциплинированности, честности.

Шмель

В игре могут принять участие от 10 до 20 человек. Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Мяч перекатывается внутри круга по земле. Играющие руками отбивают мяч от себя, стараясь осалить им другого. Мяч —это шмель. Если кто-либо не успеет отбить мяч и будет осален им(не выше колен), то считается ужаленным. Он поворачивается спиной к центру круга и в игре участия не принимает до тех пор, пока не будет осален следующий. Тогда первый ужаленный вновь вступает в игру, а второй поворачивается спиной к центру. Ловить мяч и отбивать его ногами нельзя.

Два мороза

На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз — Красный нос и Мороз — Синий нос. Они обращаются к играющим со словами:

Мы — два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Мороз — Красный нос,

Мороз — Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз —

и начинают перебегать из одного города в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным.Он остается на том месте, где был пойман, и должен с распростертыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

Воробьи попрыгунчики:

На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — кот, он помещается в центре круга. Остальные играющие — воробышки становятся за кругом, у самой черты. По сигналу руководителя воробышки начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот — воробышком, и игра повторяется.

В дальнейшем можно установить правило: впрыгивать и выпрыгивать только на одной ноге.

У медведя во бору

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия — опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.

Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово — «рычит», «медведь»с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое—пятеро.

Палочка-выручалочка

Все играющие, за исключением одного, прячутся. Когда спрятались, выходит водящий с палочкой-выручалочкой.

Его задача — обнаружить всех, кто спрятался. О своем приходе он извещает ударами палочки по дереву, скамье или другому предмету, возле которого она будет лежать (место должно быть всем известно). При этом он говорит: «Палочка-выручалочка, наша игра впереди, палочка-выручалочка, кто прозевает — води!» — и, оставив палочку на месте, идет отыскивать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь, он бежит к палочке, ударяет ею и кричит, что найден такой-то, он там-то. Затем опять, положив палочку на место ,он идет отыскивать остальных, но сам боится отойти далеко от палочки, так как каждый из ненайденных может прибежать, постучать палочкой и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» После этого все (и те, кто был найден) вновь должны прятаться, а водящий — искать. Увидев, что кто-нибудь из игроков, не найденных им, бежит к палочке, он должен постараться его опередить, подбежать к палочке и, прежде чем ее схватят, ударить ею и сказать, что такой-то найден.

Используемая литература и сайты:

  1. shkolnymir.info/content/view/17...
  2. iro.readme.by/index.php?option=com_...
  3.  Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: Методические рекомендации. – Минск: МОИПК и ПРР и СО, 2001.
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004.
  5. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  6.  Гайдина Л.И. Группа продленного дня. – «Веко», 2001.
  7.  Левчук С.В. Воспитательная работа в группе продленного дня. – АРКТИ, 2007.
  8. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры в группе продлённого дня

В  материале подобраны считалки и подвижные  игры для детей 1-2 классов.Материал будет интересен для воспитателей ГПД, учителей начальных классов, воспитателей детских садов....

Подвижные игры в группе продлённого дня

Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности, т.к. находятся в школьных помещениях по 8-9 часов ежедневно.Статья о важности и пользе подвижных игр для...

Учебно-методическое пособие. Подвижные игры в группе продлённого дня.

1.Народные игры2.Игры с мячом3. Игры со скакалкой4. Игры с обручем5. Эстафеты...

Подвижные игры в группе продлённого дня.

Предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, несколько подвижных игр в ГПД....

Подвижные игры в группе продлённого дня

Подвижные игры в группе прдлённого дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей....

Подвижные игры в группе продлённого дня

В данном материале представлены доступные и популярные подвижные игры, которые можно проводить в группе продлённого дня, на перемене....

Подвижные игры в группе продлённого дня и их значение

Статья о важности активного отдыха в ГПД,...