Эссе-"Я учитель"
статья на тему

Варельджан Зоя Азатовна

Данный материал повествует о моей преподавательской деятельности и выбранном профессиональном  пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse-ya_uchitel.docx43.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Текст эссе  « Я - учитель»

И снова в позолоте тополя,
А школа - как корабль у причала,
Где ждут учеников учителя,
Чтоб новой жизни положить начало.

На свете нет богаче и щедрей,
Чем эти люди, вечно молодые.
Мы помним всех своих учителей,
Хотя и сами уж почти седые.

Они в судьбе у каждого из нас,
По ней проходят словно красной нитью.
Мы гордо произносим каждый раз
Простых три слова: "Это мой учитель."

Мы все в его надежнейших руках:
Ученый, врач, политик и строитель...
Живи всегда в своих учениках
И счастлив будь, наш капитан - учитель!

                                                              Б. Гайкович

         Жизнь сложна и таинственна. Мы не можем предугадать наше будущее, нашу профессию. Большинство людей устроено так, что всю жизнь стремятся познавать, учиться, открывать и развивать в себе все новые и новые качества, возможности и способности. Человек, часто не отдавая себе отчета, стремится стать разносторонне развитой личностью, стать образованным, воспитанным, красивым, физически развитым, востребованным обществом и социально адаптированным.

      Высшим уровнем в развитии человеческих качеств является совершенство. Совершенство – категория абстрактная. Сколько к нему ни стремись приблизиться, оно, как горизонт, отодвигается все дальше. Но человек обязательно, хотя бы в одном, выбранном и любимом направлении, будет стремиться к нему, будь то знания, умения, физические данные или иные категории. Постигая различные дисциплины и достигая все более высоких ступеней в своем развитии, каждый человек вольно или невольно передает свои знания другим участникам движения, название которому - жизнь. Заражает своим примером. Увлекает своим незаурядным умением и мастерством. Особая часть человеческого общества – это люди, сознательно выбравшие путь профессиональной передачи попутчикам в движении к совершенству своих знаний, проявляющие преданность своей специальности, творчество и изобретательность, вкладывающие в подопечных все, что объединяется понятием «душа». Это преподаватели, учителя, тренеры, воспитатели, инструкторы. А все вместе - это педагоги. Я с удовлетворением отношу себя к этой самой социально необходимой части человеческого общества – педагогам!

          Как становятся педагогами? Для меня этот вопрос начал решаться еще в раннем детстве. Тогда, едва научившись читать, я увлеченно повторяла заученные стихотворения, песни с младшими друзьями. Читала своим подружкам для того чтобы они повторяли это со мной – мои первые «педагогические шаги».

      Шло время. Когда мама привела меня первый раз в школу, я познакомилась с добрым, терпеливым человеком - своей первой учительницей Анной Ильиничной. Сколько нужно умения и терпения для занятий с самыми маленькими детьми в школе! Молодая, всегда красиво одета, с уверенной походкой, с улыбкой на губах и добрым сердцем встречала меня каждое утро на пороге класса  Анна Ильинична. Учила меня читать и писать. Вместе с ней я писала самые первые мои слова, считала и решала первые, но очень трудные примеры и задачи. С Анной Ильиничной готовились к различным мероприятиям и праздникам, даже зарядку по утрам и между уроками мы делали вместе с ней. Мастерили на уроках разные поделки, что-то лепили, рисовали. Все занятия проходили очень интересно и весело. Анна Ильинична все делала с любовью, и эта ее жизненная сила, задор, энергия, передавались нам - детям. Анна Ильинична привила мне любовь к русскому языку. Она устраивала для нас своего рода конкурсы: кто красивее всех напишет заглавные буквы. И мы с азартом старались выводить их как можно красивее. А еще она предлагала нам писать слова в предложении цветными фломастерами, чтобы понять, кто в каком цвете видит то или иное слово. Было очень забавно.

      Однажды Анна Ильинична предложила для расцветки известную стихотворную строку: “Зима! Крестьянин, торжествуя...” Когда она собрала этот мини-диктант и просмотрела, как мы справились с заданием, то подошла к окну, долго смотрела на улицу и потом, повернувшись к нам, сказала: “Дети, я поняла, что вы любите не только поэзию, но и то, что составляет ее главную суть — человека и природу. Вы совершенно верно угадали цвет слов. Крестьянин — желтый, потому что выращивает хлеб, лошадка — коричневая, снег — голубой. Вы молодцы, дети. Но вот я не поняла, почему Зоя  написала слово “снег” черным фломастером и с ошибкой, вернее, написала только половину слова “… ег”. Что это значит, Зоя? Объясни нам, пожалуйста?” Я встала и весело ответила: “Голубого снега не бывает, а белым на белом не напишешь, поэтому я написала половину слова черным фломастером, как будто снег чуть-чуть растаял и из-под него выглядывает черная земля, проталина”. Анна Ильинична улыбнулась и сказала: “Ребята, я нас всех поздравляю — среди нас появился будущий художник. Я тебе советую, Зоя, после окончания начальной школы поступить в художественную школу”. Так определилось мое жизненное направление. Я поступила в художественную школу, художником  не стала, но 10 лет работала учителем рисования и в свободные минуты рисую для души. До сих пор я помню первую пятерку за диктант. Она была выведена очень красиво с идеальным нажимом и завитушкой. Я всегда любовалась ее пятерками. Они были все немножко разные, наполненные каким-то таинственным смыслом, как будто несли в себе больше того, что фактически обозначали. Мне казалось, что здесь красота слова и природы сливались воедино, повторяя красоту наших кубанских земель.

     Конечно, никто не будет спорить с тем, что внутренний мир человека закладывается в начальной школе, и я уверена, что нам, детям, которые учатся в школах небольших городков, повезло больше. Нас окружает природа, мы просто с ней связаны. Читая стихи и рассказы о природе, мы смотрим в окно и видим все наяву. И все это помогает нам видеть наш учитель, который как режиссер стоит за кадром, и, регулируя, направляет нас по руслу реки, которая называется жизнь. Но главное, что такой человек попался мне в начале моего жизненного пути. Чтобы уметь представлять будущее, я считаю, надо уметь иногда двигаться по времени вспять, чтобы проверить свой путь по каким-то нравственным вехам. Такой вехой в моей судьбе навсегда осталась моя первая учительница. Дело учителя - очень тяжелый, кропотливый труд. Несмотря ни на что Анна Ильинична всегда была  внимательна и не оставляла  без внимания ни одного из ребят. Как бы мне сейчас хотелось ее увидеть, заглянуть в эти искренние глаза,  сказать спасибо за все,  то тепло души, которое она нам отдавала с частичкой своей прекрасной души.

           Попрощавшись с начальной школой, первой учительницей, я перешла в старшую школу, где меня встретили другие учителя, которые стали для меня добрыми, старшими наставниками, к которым можно обратиться в любое время за советом с любым вопросом. Всегда помогут, поймут, найдут верные решения.

         Профессия учителя - благородный труд. Я считаю, что нельзя выделять из учителей любимых и нелюбимых. Учитель несет на себе ответственность за судьбы детей. Каждый учитель по-своему индивидуален. Все они стремятся найти с детьми общий язык. За всю их педагогическую деятельность через них проходит большое количество детей, с которыми они общаются, как родители. Учителя - спутники нашей жизни, нашего детства. Они, как ангелы-хранители, стараются оградить нас от всего негативного и осветить наш путь прекрасным светом. И каждый из них по-своему излучает этот свет. Для меня школьные годы пронеслись, как одно мгновенье, светлый, счастливый миг. Я помню всех учителей, и в душе осталась огромная благодарность за их титанический труд, человечность, огромное терпение.

       Учитель… Когда произносишь это слово, всегда охватывает волнение! Учитель не только даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает формироваться этой душе! Поэтому учитель заслуживает глубокого уважения: «Учитель! Перед именем твоим,  позволь смиренно преклонить колени ». Так, к окончанию школы вопросы «кем быть» и «где учиться» практически были решены. Меня профессия учителя привлекает прежде всего своей гуманностью и благородством. Думаю, чтобы стать учителем, надо много работать над собой, самосовершенствоваться. Человек жестокий, властный, эгоистичный не может быть педагогом. Но им не может быть и сухой, пассивный, замкнутый только на себе, на своих интересах человек. Быть учителем для меня — значит быть человеком творческим, индивидуальным, постоянно стремящимся к подлинно человеческому контакту с учениками, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией.

           Прошли годы…. Я действительно стала учителем, теперь я с улыбкой встречаю детей в школе, веду за руку в класс первоклассников. Вот уже 26 лет  работаю в образовании. Учу детей начальной школы. Человеческий разум - это мощнейший инструмент, который необходимо применять для созидания своего «Я». Передо мной дети ХХI века. Сегодня  важно, чтобы их вера в себя окрасилась радостью, получение жизненного опыта и развитие таланта представлялось привлекательным и достижимым. Говорят, талант делает человека достойным уважения. Все дети талантливы. И должна помочь им быть успешными. А для этого, необходимо научить их проявлять себя, презентовать, показывать, договариваться, видеть окружение как положительную среду. Ребенок должен почувствовать,  что это он сам сделал открытие на уроке и что именно ему принадлежит его маленькая победа. И тогда результат моих усилий - умение детей сконцентрировать себя в условиях, когда требуется в короткое ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, встречающихся впервые. Это позволяет подготовить ученика к покорению новых высот, к совершенствованию. Поэтому я стремлюсь на уроках вызвать удивление и любопытство учеников, «аппетит» на знания, воспитать их в духе новой биосферной этики: я выстраиваю вокруг учеников мои технологические кружева. То, что я говорю, - смысл, то, как я говорю - музыка! Человек - это есть слияние смысла и музыки. Человек - это свет… Я учитель - это свет, смысл и музыка. Мои мысли подобны кирпичикам, которые закладываются в фундамент осуществления человеческой мечты, крупицы грандиозного плана построения себя самого.                 Моя задача научить учеников реально подтвердить свою духовную и интеллектуальную силу в защите реферата, в исследовательской работе, в выступлениях и  проектах. Практически это и есть кредо моей жизни. Для ребят я делаю мой труд незаметным, а уроки легкими, «нарядными» и «изящными», наполняя игрой красок, как когда-то делала моя первая учительница. Чтобы способность самостоятельно писать свой вариант жизни закрепилась многократно, чтобы каждый выполнил свой незабываемый красочный, богатый жизненными огнями этюд. Каким должен быть человек, чтобы иметь право называться Учителем? Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь – всё это имеет для ребёнка большое значение». Подавать положительный пример не так уж легко, ведь приходится в какой-то мере переделывать себя. Все мы знаем, что переделать других – очень легко, себя – намного труднее. Каждый из нас обладает недостатками, которые он бы не хотел видеть в своих воспитанниках. Учитель должен стараться искоренить или хотя бы уменьшить степень этих недостатков, чтобы не привить их своим ученикам. Требуйте от детей только то, в чём вы можете служить им примером. Когда они подрастут и начнут понимать вас глубже, скажите просто – у меня этого нет, я этого не достиг, но я хочу, чтобы ты пошёл дальше. Ведь поистине велик учитель, воспитавший ученика, который его превзошёл!

            Понимая, каким должен быть учитель, я вспоминаю свою бабушку - Марию Григорьевну,  учительницу в деревне, которая вела классы по ликвидации неграмотности. Военное время, на руках семеро детей да свекровь престарелая. Муж погиб в первые дни войны. Но горе не сломило женщину. Работала от темна до темна. Дрова заготавливала, на сенокос ходила, вела домашнее хозяйство. Работа работой, но ведь у нее и общественных дел много. Мария Григорьевна - депутат Верховного Совета республики Бурятия. Встречается с избирателями, ведет агитационную работу. Почти в каждую семью приходят похоронки, приходится поддерживать сельчан, ведя долгие беседы. И сама все надеется, что по ошибке пришла похоронка, объявится муж. Слышала и читала, сколько бывает случаев! Но ошибки не было. Так и осталась она вдовой на всю жизнь. Повзрослев, я поняла, почему бабушка, плакала, слыша песню кубанской поэтессы Т. Голуб « Вдовы России». Она  осталась верна своей любви до конца жизни, как и многие вдовы России, положив свою жизнь на алтарь служения Отечеству, детям…Я знаю, такая судьба была у многих женщин России того времени. Вот так об этом пишет поэт - фронтовик Н. Старшинов в стихотворении «Солдатская мать»:

Но беды она выносила

Не хмуря высоких бровей,

Пахала она и косила

За мужа, за старшего сына,

За  младших своих сыновей.

        И что интересно, никогда бабушка Мария Григорьевна Капустина не считала, что прожила героическую жизнь, хоть и награждена была орденом

« За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и медалями. Я уверена, ее скромный труд внес лепту в общую копилку борьбы с врагами и приблизил Великую Победу.

           Все дальше уходит время, уже скоро мы будем праздновать юбилей- 70 лет со дня Великой Победы над фашизмом. Хочется верить, что никогда не повторятся ужасы войны, что мы, наши дети, внуки и правнуки, не забудем подвиги тех, кому обязаны сегодняшней счастливой жизнью. На уроках, классных часах я считаю своим долгом говорить ученикам о героизме народа нашей многонациональной России. Сейчас, приходится слышать, как изменяют историю, на Украине бушует фашизм. Это страшно и горько. Передо мной, как учителем стоит задача: дети должны знать и помнить, про Великую Победу 1945 года, понимали, что такое фашизм. Он не должен никогда и нигде повториться.

           В четвертых классах я веду предмет « Основы православной культуры».  На уроках мы знакомимся с духовными и культурными традициями нашего народа, с тем,  какими качествами должен обладать христианин, что такое христианский долг, понятие подвига, героизма. Все это основано на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Ребята изучают заповеди Нового завета: «Золотое правило этики», житие Святых,  христианские праздники. Мы говорим о принятии христианства на Руси при князе Владимире, жизненном подвиге Святого Преподобного Сергия Радонежского, о Святых князьях Дмитрии Донском, Александре Невском, святом адмирале Федоре Ушакове. Я показываю фильм о солдате, погибшем в наше время за веру в Чечне – Евгении Родионове.               Много мы говорим о патриотизме нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Во время войны наш поселок был оккупирован немцами. Немцы забирали у жителей продукты, съестные запасы, семьи с трудом выживали. И дети бегали в лес за грибами, крапивой, черемшой, кислицей, чтобы выжить. Ходить в лес при немцах было очень рискованно, ведь в лесах находились партизаны. Но наши дети не боялись, потихоньку помогали партизанам и родителям. Ходили за водой на самое высокое место в поселке, помогая матерям. А сколько воды сможет принести ребенок  младшего школьного возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с ребятами прошли от школы до источников воды. Путь оказался нелегким. Ученики с состраданием вспомнили  мальчишек и девчонок, переживших войну. Дети на уроках знакомятся не только с героями-людьми, но и с городами  героями,  выстоявшими все тяжести войны. Ребята осознают, что православный человек должен уметь постоять за свою Родину. Иисус Христос сказал: « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих». А самое главное, законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны!

        Я думаю, что у моих учеников, остаются частички тепла, доброты, нравственности. Я верю в своих учеников, они будут нести ответственность за мир. Сейчас, приходится мне осознавать, что от меня зависит многое в жизни детей, которых учу, воспитываю. Учитель... Школа... Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и воспитать их? Чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах?

      Учитель... Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет... Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе. И помогают в этом игровые методы обучения, т.к . игра прививает интерес и готовность к учению , развивает познавательные способности.

        Я работаю в современной школе. У нас прекрасный дружный коллектив, в любую трудную минуту коллеги придут на помощь. Школа — мой второй дом, и каждый раз я прихожу сюда с улыбкой и хорошим настроением. Как заботливая и добрая мать, она отдает всё самое ценное, что у неё есть, не требуя ничего взамен. Моя работа – любимый способ познания, творчества, общения, самовыражения. Мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей судьбы. Всем этим мне нужно распорядиться мудро и точно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Я- учитель" на конкурс "Учитель года России -2015"

Сочинение - эссе с изложением своей педагогической концепции, взгляов на образование, с попыткой филосовского осмысления своей профессии....

Эссе "Я - учитель" к конкурсу "Учитель года 2015"

мои размышления о выбранной мной профессии учителя...

эссе "Я - учитель" на Республиканский конкурс "Учитель года Адыгеи 2015"

эссе "Я - учитель" на Республиканский конкурс "Учитель года Адыгеи 2015"...

Эссе "Я учитель" для конкурса "Учитель года"

Эссе "Я учитель" для муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2016"....

Эссе "Я учитель" на конкурс "Учитель года 2016"

Эссе "Я учитель" на конкурс "Учитель года 2016"...

Мое конкурсное задание на "Учитель года-2016"-эссе "Я-учитель"

Сюжет взят из восточной сказки "1001 ночь"...