Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.
план-конспект урока по теме

Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_kl.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Класс: 5

 Предмет: основы православной культуры.

Тема: Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.

Цель:

1. Продолжить работу с понятиями «милосердие», «сострадание» и основными христианскими заповедями, которые учат милосердию.

Конкретизация полученных представлений с опорой на сюжет фильма.

2.Формировать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

3.Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешное существование и деятельность в современном обществе.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма: кино-урок.

Ход урока.

1.Организационный этап.

Звучит запись песни «Хитрец».

2.Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала.

-О каком кресте идет речь?

(способ поведения человека: деятельность, поступки, правила поведения в обществе, отношение к другим людям, каждый человек проживает свой жизненный путь, выбрав цели и пути)

-Что значит пройти крестным путем? (мы узнаем позже).

3. Проверка домашнего задания.

-Каким должен быть жизненный путь каждого человека с точки зрения христианства?

(Проявление христианской добродетели)

-Что такое добродетель?

Добродетель- определенный святым и благим Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к делам добра. Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и расположение его души, из которого происходят сами дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку.

-Какие христианские  добродетели вы знаете?

Христианские добродетели: вера, надежда, любовь, терпение, смирение, послушание, бескорыстие, милосердие, кротость, целомудрие. Самая главная: любовь к Богу и ближним.

-Сегодня мы продолжим  работу  с христианскими добродетелями «милосердие» и «сострадание», с  основными христианскими заповедями, которые учат милосердию.

-Что означает слово «милосердие»  и «сострадание»?

Заполните пропуски.

Милосердие – способность  миловать, любить, и жалеть всем сердцем.

Сострадание – способность переживать боль другого человека, как собственную.

-Назовите Заповеди Христа, относящиеся к этой теме:

1. "Люби ближнего своего, как самого себя»

Ближний это тот, кто… не оставит тебя в беде, кто нуждается в твоей помощи.

2. «А я говорю вам: любите врагов ваших».

Почему ?

Милосердное прощение выше, чем справедливое возмездие; это заповедь Христа, милосердие делает нас более человечными.

3. «Всякому просящему у тебя – дай».

-Это называется…

Милостыня – это помощь другому человеку из жалости к нему.

-Почему надо подавать милостыню?

Подавая милостыню, человек приумножает добро в мире.

Подающий милостыню, делает добро себе, его душа становится светлее.

Так человек выполняет заповедь.

-Чтобы стать милосердным, нужно…

1.Научиться любить ближних.

2.Учиться прощать врагов.

3.Подавать милостыню нуждающимся.

- Это реально? Можно ли в жизни научиться этому?

4.Изучение новых знаний и способов деятельности.

-Сейчас мы посмотрим художественный фильм, снятый молодым режиссером - «За имя мое», где показано не простое время, после войны. Люди еще не оправились от разрухи и горя, где непростые взаимоотношения, но и тогда встречались люди, способные делать добрые дела.

Просмотр художественного фильма  «За имя мое».

5.Проверка понимания изученного и применение практически.

 -Почему имя так важно?

-Какими словами это объясняет отец Александр?

(имя человеку от Бога дадено…)

В православии вопрос имени человека был очень важен. Имена героев веры – Авраама, Исаака и Иакова – многократно повторялись в поколениях..

Считалось, что присвоение ребенку имени праведника делало его причастным той святости и славы, которую уже получил первоначальный носитель имени у Бога.

С ощущением того, что «у Бога все живы», святой, имя которого человек носит, является реальным действующим персонажем в судьбе своего подопечного, т.е. является «небесным покровителем» (ангелом).

В дальнейшем давали имена в честь канонизированных святых при рождении или в день крещения.

Девочка получила имя Анна- Святая Анна в христианской традиции мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа, жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака.

-Когда девочки пытаются отнять у Анны куклу, она сопротивляется, видимо, впервые. Что побуждает ее к сопротивлении?

Какими словами она сама говорит это?

(Я не фашистка, я Анна!)

-Почему Анне так трудно принять доброту и помощь отца Александра? (душа еще не раскрылась для любви)

- отец Александр «приручает» Анну?

-Почему, увидев, что дети отняли у Анны подаренную им ленточку. Он только горестно вздыхает и даже не укоряет детей?

(Он понимает, что детям, может еще труднее. Чем Анне: взрослые тоже зовут Анну «фашисткой», хотя и подкармливают, и чувство «твой папка нашего убил» имеет реальные основания.

Отец Александр не навязывает, а очень деликатно предлагает: даже как бы просит помощи «не умею укусить картофелину».

-Какие поступки отца Александра вам кажутся удивительными и замечательными?

-Как уродует человека служение неправде?

-На примере какого персонажа мы это видим?

-Почему мы можем думать. Что этот человек действительно нравственно изуродованный, а не злой от природы?

(Он не слышит», что Степанида получила похоронку; с удивлением смотрит на отца Александра, успокающего баб; действует довольно спокойно, «отмалчивается», можно даже предположить, что выполнять это задание ему противно)

-Обманывает ли отец Александр баб, говоря, что едет «за наградой»?

(Нет: последняя награда христианина – пострадать за Христа, пройти крестным путем. Об этом Сам Христос сказал ученикам и народу в нагорной проповеди «блаженны вы…»

-На какой вопрос мы ответили? (Что значит пройти крестным путем?)

-Когда Анна бежит за телегой, мы понимаем, что ее душа полностью раскрылась для любви, она не просто приняла доброту отца Александра. А полюбила его; в каком слове это проявляется? (МАМА!)

-В конце фильма мы понимаем, что жители села приняли и полюбили Анну. Как это проявляется?

(не только в действиях, но и в тех ласковых именах, которыми бабы кличут Анну: Аннушка, Анюта)

-За свой вопрос «За кого молиться?» Степанида получает ответ: «За меня молись, за меня». Почему потерявшая сына и мужа крестьянка должна молиться за увозимого на муки священника? Какой в этом смысл?

(Все праведники молятся друг за друга, и если мы поминаем святого, он помянет  нас перед Богом. Все сделанное добро возвращается сотворившему. Отец Александр будет молиться за Степаниду и ее родных. Мы все в Боге и, если молишься о ком-то, Бог воздаст. У всех имя –от Бога. И все мы – братья и сестры, Дети Божии.

6.Обобщение и систематизация.

-Что мы выяснили? (милосердным можно быть, пример отец Александр)

-Как  воплощается заповедь «Люби ближнего своего, как самого себя» (когда отец Александр взял к себе Анну, откормил и отогрел ее душу)

-«А я говорю вам: любите врагов ваших» (когда его арестовали и увезли на смерть)

 -«Всякому просящему у тебя – дай» (когда отец Александр взял к себе Анну, откормил и отогрел ее душу).

-Можно ли за милосердные дела брать плату?

Сейчас идет Великий пост. Православной Церковью было установлено время поста- дни особого покаяния в совершенных грехах, труда в преодолении своих страстей. Христиане стараются  обрести добродетели. Просят прощения у Бога и людей за совершенные грехи. Проявляют умеренность в пище, отказываются от удовольствий и развлечений. В память о сорокодневном посте Иисуса Христа в пустыне.

7.Домашнее задание:

Дайте собственное определение: Ближний для меня – это…

8.Подведение итогов занятия.

-Урок подошел к концу.

Вы еще очень маленькие, но необходимо учиться совершать добро:

«Каждый  должен не только не делать зла, но и обязан делать добро, как сказано в псаломе: уклонися от зла и сделай добро» (ПС.33.15).

Песня:

«Я еще не стала»

-Урок окончен.

Филиал МБОУ «Николаевская СОШ» Белянская оош

Основы православной культуры

5 класс

Тема: Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.

Разработала учитель Назарова Наталья Ивановна

2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"

Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по  . . . теме: "Милосердие и сострадание"....

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

Христианские добродетели

Классный час для учащихся начальной школы №Христианские добродетели. Милосердие и сострадание"....

Добродетель милосердия

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию...

Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия(4 класс)

Основы православной культуры. Урок по курсу ОРКСЭ...