Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Сазонова Людмила Ивановна

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми знаниями в области духовно-нравственной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_opk.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                                               ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 1065 г. Москва

                            Учитель: Сазонова Людмила Ивановна

                                  Предмет: Основы православной культуры

                                                         Класс: 4 класс

                                   

  Милосердие и сострадание

Задачи урока:

1) формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;

2) дать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;

3) учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова;

4)  учить структурировать полученные знания, писать конспект;

5) Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.

 Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.

 Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание

Оборудование: интерактивная доска, презентация молитвы, индивидуальные листы, тетради

                                                                         Ход урока

Организационное начало урока. Приветствие.

Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом.

  - Вспомните название курса? Название модуля? (ОРКСЭ, «Основы православной культуры»)

  - Что такое православие? Православная культура? Назовите ключевые слова модуля «Основы православной культуры»? (Православие, православные, христиане, храм, молитва и т.д.)

  -   Что такое молитва?

   (Слушание молитвы о детях в современной версии)

  -  К какому жанру близка молитва?

  - Вспомните жанры УНТ (загадки, песни, песенки, считалки, были …)? Кто автор этих жанров?

 - Прочитайте на своих листах жанры произведений, назовите тот жанр, с которым вы не встречались? (Притча)

  - Что такое притча? (В случае затруднения обучающиеся прочитывают с листов)

Притча - это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.

Прослушивание притчи Светланы Копыловой «Окно».

Вопросы учителя:

– О чём притча?

– Каких людей мы встречаем в ней? (Завистливого и милосердного).

- Сформулируйте тему урока.

III.  Сообщение темы урока обучающимися

А) Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь, страдание, сострадание

– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»?

– К кому мы проявляем милосердие?

– Кому нужна наша забота?

– Как вы понимаете взаимопомощь? Страдание? Сострадание?

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину

 Совместное «открытие» знаний.

- Что понимаем под милосердием?

- Где можно научиться милосердию? Кто помогает вам?

Б) Милосердие в православии

 (комментированное чтение)

В) Притча «Стакан молока»

– Как выдумаете, как могла закончиться эта история?

Делимся впечатлениями.

Христианство

 (комментированное чтение)

Что такое милосердие в христианстве?

Можно ли научиться милосердию?

А надо ли учиться милосердию? Зачем?

Как стать милосердным?

Профессии милосердия

Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?

Л) Самостоятельная работа с учебником

«Это интересно»

Обобщение по теме «Милосердие в христианстве»

V. Проблемная ситуация.

Чтение учителем притчи

Притча о бабочке

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

ПАУЗА

Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.  

Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.

Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.

Мы никогда не смогли бы летать.

Подумай!

Почему эта притча рассказана именно здесь, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело?

V.Обсуждение и заключение по притче

(Надо быть внимательным, от слова внимать…Милосердие милосердию рознь. Милосердие должно помогать, поднимать, но не развращать)

V. Домашнее задание.

Домашнее задание. Приготовь к следующему уроку притчу о добром самаритянине.

 Используемый учебный материал  к уроку:

– Список учебной литературы для учителя

«Основы православной культуры» А.В.Кураев

– Учебные пособия для учеников:

«Основы мировых религиозных культур» под ред. Е.С.Токаревой

– Видео- и аудиоматериалы:

Диски к различным модулям - при подготовке учителем презентации

Диск «Основы мировых религиозных культур» при подготовке домашнего задания, подготовке тестов - для учащихся

Аудиозапись притчи Светланы Копыловой «Окно»

Милосердие

Внимание

Сострадание

Любовь

Забота

Вниматель-

ность

Взаимопомощь

Семья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Урок «Милосердие и сострадание»

Урок ОПК в рамках ОРКСЭ для 4 класса "Милосердие и сострадание"  - понимание милосердия, сострадания как нравственных понятий нашего общества....

ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)

Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...

ОРКСЭ.Основы православной культуры.Тема "Милосердие и сострадание". Работа с притчей.По учебнику Кураева А.В.

Чтение и обсуждение Притчи о добром самарянине на уроке ОРКСЭ позволяет создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; создать условия для  осмысления этих поняти...

урок ОРКСЭ (модуль Православная культура) "Храм"

авторская разработка урока ОРКСЭ 4 класс...

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)Тема: Христианская семья...

Конспект урока ОРКСЭ. Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа

ОРКСЭ. Модуль:Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа....

Технологическая карта урока ОРКСЭ («Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой , 4 класс)

Цель урока:формирование у детей представления о том, что такое подвиг, его бескорыстной и жертвенной стороной. Задачи урока Дидактические:1) познакомить учащихся с понятиями: «Подвиг»...