Воспитательная программа "Дорогою добра"
рабочая программа на тему

Попова Тамара Гамлетовна

Воспитательная программа «Дорогою добра» для 2 класса создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, комплексной воспитательной программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников «Гармония» для учащихся 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorogoyu_dobra.docx55.28 КБ
Файл napravleniya_vospitatelnoy_deyatelnosti.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шипицынская основная общеобразовательная школа

Тальменского района Алтайского края

Воспитательная программа

«Дорогою добра»

для учащихся 2 класса

на 2012 - 2013 учебный год

Классный руководитель:

Попова Тамара Гамлетовна

Шипицыно

2012 г.

Воспитательная программа «Дорогою добра»                                                                   для 2 класса на 2012 – 2013 учебный год                                                                          создана на основе комплексной воспитательной программы                                      духовно-нравственного развития и воспитания школьников «Гармония»                                                            для учащихся 1-4 классов Шипицынской основной общеобразовательной школы      на 2011 - 2015 гг.

Пояснительная записка

Воспитание – категория вечная. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием,  и всё плохое тоже даётся воспитанием. Воспитание есть искусство, благодаря которому развиваются все природные способности ребёнка.

Воспитательная программа «Дорогою добра» для 2 класса создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, комплексной воспитательной программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников «Гармония» для учащихся 1-4 классов.

Цель воспитательной программы:

  1. создание условий для развития личности каждого школьника, его индивидуальности, культуры, творческих способностей.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов;
  2. Привитие стремления активно участвовать в делах класса, школы;
  3. Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения;
  4. Содержание воспитательной цели программы воплощено в портрете ученика, составленной по акцентам развития.

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:

  1. добрый, не причиняющий зла живому;
  2. честный и справедливый;
  3. любящий и заботливый;
  4. трудолюбивый и настойчивый;
  5. творящий и оберегающий красоту мира;
  6. стремящийся к знаниям и критично мыслящий;
  7. смелый и решительный;
  8. свободолюбивый и ответственный;
  9. самостоятельный и законопослушный;
  10. чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой;
  11. бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам;
  12. патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» -  класса, школы, города/села, России);
  13. толерантный (уважающий других, не похожих на него);
  14. выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.

    Постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый  результат,  но это результат, к которому надо стремиться, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.

Задачи воспитания

 создать условия для:

  1. воспитания гражданственности, патриотизма, любви к своей Родине, селу, семье, школе, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, уважительного отношения к представителям других наций и народностей;
  2. воспитания ценностного отношения к семье, социальные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки. Жизнь близких как «забота моего Я».
  3. воспитания нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
  4. развития трудолюбия, воспитания уважения к труду и людям труда, стремления к творчеству и созиданию в процессе любой деятельности, желания добиваться наилучших результатов труда;
  5. формирования навыков экологического поведения;
  6. формирования представления о прекрасном как общечеловеческой ценности, раскрытия сущности этого понятия, реализации творческого потенциала каждого ученика в различных видах  деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
  7. принятия школьниками  ценности здорового образа жизни и регуляции поведения в соответствии с ними, воспитания негативного отношения к вредным привычкам.

   

Совместная подготовка                                                                                                                  и проведение мероприятий,                                                                                          интересные встречи,                                                                                                 разновозрастное сотрудничество

неформальное общение

Встраивание детей                                                                                            во взрослую жизнь,                                                                                                система поручений,                                                                                                                 тренинги                                                                                                      

                           

социализация и культурная адаптация

Потребности детей и родителей

 

увлекательные дела

ценностно-организованный досуг

Участие в проектах,     выставках, экскурсиях, викторинах                    

Организация творческой деятельности,

работа кружков, подготовка концертов, спектаклей

 

Освоение через работу над проектом социально-заданных образцов

Создание разновозрастных проектных групп

Социально значимые проекты:

  1. «Птичьи столовые»;
  2. «Мы здоровью скажем – Да!»;
  3. «Наше классное сообщество»;
  4. «Моя родословная»;
  5. «Нашу школу сделаем краше».

Цель: обеспечить оптимальное общее развитие каждого ребенка, сохранить и поддержать его индивидуальность, активность и самостоятельность в выборе способов деятельности.

походы, экскурсии

коллективные творческие дела

   

гостиные для мам, клуб «Р и Р», «Моя семья»

тимуровская работа

классные часы

акция трудового десанта в школе

показ кукольных постановок

праздники, концерты, конкурс чтецов, смотр песни и строя

социальные проекты

Педагогическая целесообразность

Данная программа приемлема для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы.

Это – новый подход к организации психолого-педагогических условий внутри класса.

Основная цель – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации каждого ребёнка.

Основные принципы Программы:

  1. Принцип деятельностного подхода в воспитании: развитие личностных качеств за счёт собственной активности ребенка;
  2. Принцип гуманизации в образовании: установление субъект – субъективного   взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса;
  3. Принцип непрерывности воспитательного воздействия на личность ребёнка;
  4. Принцип гуманного отношения к формирующейся личности;
  5. Принцип индивидуализации;
  6. Единство требований в воспитании;
  7. Учёт интересов и потребностей учащихся и их родителей.

Отличительной особенностью программы является то, что классное сообщество «Веселая семейка» приобретает способность к самосовершенствованию, выработке социального поведения, установлению прочных дружеских межличностных отношений в процессе собственной жизнедеятельности.

Коллектив движется вперёд за счёт развития и роста каждой личности.

Воспитательная работа ведётся таким образом, чтобы каждый учащийся опробовал свои силы в разнообразной деятельности.

Принципы построения воспитательной работы:

  1. Открытость;
  2. Привлекательность будущего дела;
  3. Деятельность (праздники, игры, соревнования, театрализация);
  4. Свобода участия (учёт интересов, личных качеств, возможностей);
  5. Обратная связь (рефлексия в конце любого мероприятия:
  1. Что получилось, а что нет;
  2. Изучить мнение учащихся;
  3. Определить их настроение;
  4. Перспектива участия в будущих делах классного сообщества);
  1. Сотворчество (сотрудничество + творчество);
  2. Успешность;
  3. Системность.

В целях повышения уровня воспитательной работы школа сотрудничает со всеми заинтересованными организациями в школе и вне школы и может быть представлена схемой:

 

Формирование традиций в детском коллективе

Традиции жизни в коллективе начинают формироваться в детском коллективе. Последовательное использование традиций формирует положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу; окружающему миру, самому себе.

        Традиции нашего класса:

  1. Операция «Помоги птицам»;
  2. «Мы за здоровый образ жизни!»;
  3. Гостиные для мам;
  4. Конкурс чтецов;
  5. День именинника.

Содержание работы классного руководителя с родителями включает следующие направления:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  3. Участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.

Основные направления в работе с семьёй

Формы работы с семьёй

Психолого-педагогическое просвещение родителей

родительские университеты

индивидуальные и тематические консультации

тренинги

конференции

родительские собрания

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

дни творчества

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса

родительское общественное патрулирование

шефская помощь

Участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе совета школы

участие родителей класса в работе родительского комитета

Критерии и показатели результативности

Критерии

Показатели

  1. Уровень сформированности коллектива
  1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе;
  2. Развитость самоуправления;
  3. Сформированность совместной деятельности.
  1. Нравственная развитость учащихся
  1. Сформированность основных нравственных качеств личности детей;
  2. Социальная активность учащихся.
  1. Удовлетворённость жизнедеятельностью класса
  1. Степень удовлетворённости родителей;
  2. Степень удовлетворённости учащихся.
  1. Уровень воспитанности
  1. Отношение к обществу;
  2. Отношение к умственному труду;
  3. Отношение к физическому труду;
  4. Отношение к людям;
  5. Отношение к себе.

Индикаторы программы «Дорогою добра»

№ п/п

Целевой индикатор

Единица измерения

Значение индикатора

1 ступень

2 ступень

3 ступень

4 ступень

1

Микроклимат класса

Коэффициент сплочённости коллектива

2

Удовлетворённость родителей и детей воспитательным процессом в классе

Проценты от общего числа воспитанников

3

Уровень воспитанности каждого учащегося и класса в целом

Проценты от общего числа воспитанников

4

Участие воспитанников в массовых мероприятиях класса, школы, города

Единицы (чел.)

5

Занятие призовых мест в конкурсах, олимпиадах и т.п. воспитательной направленности

Единицы (чел.)

Методики контроля достижений учащихся:

  1. Диагностические методики изучения детского коллектива;
  2. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;
  3. Социометрия.

Исследование особенностей личности:

  1. Общие сведения;
  2. Способности;
  3. Самооценка;
  4. Темперамент;
  5. Уровень воспитанности.

Исследование межличностных отношений:

  1. Социально-психологический климат в классе;
  2. Социометрия.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Каждое из основных направлений духовно-нравственного воспитания и развития школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, лицея, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.  Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении четырех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.

В процессе реализации Программы планируется достижение следующих воспитательных результатов.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Слова

– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);  

– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;

– знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;

– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;

– отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеж-дений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой нацио-нальности;  

– отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами.

Дела

– осуществление полезных дел  для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);

– участие в принятии и исполнении коллективных решений в классе и в детской организации «Лесовичок» ;

– умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);

– препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;

– избегание насилия, препятствование его проявлениям;

– недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;

– умение вести корректный, доброжелательный  разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;

– проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;

– добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);

– самостоятельное  и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.  

Воспитание ценностного отношения к семье:

Слова:

-знание правил семейной жизни;

-понимание роли семьи в жизни человека и общества.

Дела:

·проявление уважительного отношение к родителям, бабушкам, дедушкам;

·знание истории своей семьи;

· активное участие в делах своей семьи;

·любовь к своей семье, забота о своих близких;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Слова

– знание главных нравственных правил, норм;

– представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;

– умение отделять оценку поступка от оценки человека;

– различение хороших и плохих поступков;

– умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимо-понимание, доброжелательное отношение к собеседнику);

– отрицательная оценка  плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).

Дела

– избегание плохих поступков, капризов;

– признание собственных плохих поступков;

– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;

– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;

– препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности;

– уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;

– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;

– следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

Слова

  1. – знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования;
  2. – понимание особой роли творчества в жизни людей;
  3. – отрицательная оценка лени и небрежности.

Дела

  1. –  уважение в действии к результатам труда других людей;
  2. – стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;
  3. – умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;
  4. – стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;
  5. – стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;
  6. – выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;
  7. – проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);
  8. – соблюдение порядка на рабочем месте.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

Слова

– знание о  ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и  о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

– знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

–  знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;

– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

Дела

– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

– подвижный образ

 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:

Слова

– начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);

– начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;

– знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;

– отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий,  разрушающих природу;

– умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.  

Дела

– самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;

– бережное, заботливое отношение к растениям и животным;

– добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.);

– добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:

Слова:

– представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;

– умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);

– начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;

– проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;

– различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»;

– отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета.

Дела:

– самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);

– реализация себя в художественном творчестве;

– украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;

– соблюдение правил этикета,  поддержание опрятного внешнего вида.

Планируемые результаты служат ориентировочной основой для проведения мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

Оценка эффективности воспитательной системы

Определение уровня воспитанности учащегося

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся  совокупностью достаточно сформированных значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

 Общий уровень воспитанности учащегося определяется на основе выведения среднего оценочного балла, складывающегося из:

  1. Самооценки учащегося;
  2. Оценки классного руководителя;
  3. Оценки родителя;
  4. Взаимооценки учащихся (одноклассников)

по всем критериям отслеживания.

Режим диагностирования:

  1. Начало года – 2-я половина сентября,
  2. Конец года – 2-я половина апреля.

Критерии изучения уровня воспитанности

1. Свобода личности:

  1. Уровень самосознания;
  2. Самостоятельность в принятии решения;
  3. Самодисциплина, честность;
  4. Чувство собственного достоинства, самоуважение;
  5. Гражданский выбор содержания жизнедеятельности.

2.Гуманность личности

  1. Милосердие и доброта;
  2. Способность к сопереживанию, состраданию, альтруизм;
  3. Терпимость, доброжелательность;
  4. Скромность;
  5. Готовность оказать помощь близким и дальним;
  6. Стремление к миру, добрососедству;
  7. Понимание ценности человеческой жизни.

3.  Духовность личности    

  1.   Потребность в самопознании;
  2. Потребность в красоте;
  3. Потребность в общении;
  4. Поиск смысла жизни;
  5. Способность к рефлексии.

4. Творчество личности

  1. Развитые способности;
  2. Развитый интеллект;
  3. Интуиция;
  4. Потребность в преобразующей деятельности.

5. Практичность личности

  1. Знание основ экономики;
  2. Трудолюбие;
  3. Хозяйственность;
  4. Компьютерная грамотность;
  5. Владение иностранным языком;
  6. Здоровый образ жизни, физическая закалка;
  7. Эстетический вкус;
  8. Хорошие манеры.

Оценивание общего уровня воспитанности учащегося

Оценивается по 5-бальной системе;

Высокий уровень -5 баллов (проявляется ярко, есть стремление к этому);

Выше среднего уровень – 4 балла (в целом проявляется);

Средний уровень – 3 балла  (проявляется ограниченно, недостаточно);

Низкий уровень – 2 балла (не проявляется совсем).

Характеристика каждого уровня воспитанности (по Ю.В. Васильеву)

Высокий уровень. Учащийся осознает свои учебные, общественные, трудовые и другие обязанности как долг перед обществом, коллективом, переживает свою сопричастность к делам коллектива, общества. Есть интерес, волевое стремление к учению, общественной и другим деятельностям, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Учащиеся самостоятельно, активно участвуют в трудовых делах, умело ведут патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.

Выше среднего.      Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьники положительно относятся к учению, труду и другим видам деятельности, но самостоятельность, творчество проявляют в отдельных ситуациях, когда работа им «по душе». В ситуациях, требующих напряжения воли, часто не доводят дело до конца. Некоторые из них больше любят труд, чем учение. Глубина знаний в значительной мере зависит от интереса к предмету. Поэтому степень системности знаний невысокая, за исключением предметов, которые нравятся. Умения сформированы главным образом  в тех видах деятельности, в которых школьники более заинтересованы. Самовоспитанием занимаются не систематически, хотя считают его необходимым.

Средний уровень.  Нравственные позиции характеризуются сочетанием убеждений, соответствующих требованиям общества, с эгоистическими, индивидуалистическими устремлениями, накопительством, вещизмом. Учащиеся не понимают ценности получения образования для собственного развития. Если они не намерены учиться в вузе, то среднее образование для них теряет смысл. Такая позиция порождает ограниченность интересов школьников к учебным предметам, к трудовой, общественной и другим деятельностям. Нередко – отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Многие личные интересы ставят выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных, с их точки зрения, качеств. Знания учащихся часто поверхностны. Умения ограничены теми деятельностями, которые для школьника престижны, нужны для его самоутверждения.

Низкий уровень.      Школьники равнодушны к жизни страны, не испытывают сопричастности к делам коллектива, общества, не видят социального смысла в учении, стремление лишь к развлечениям, удовольствиям, праздному образу жизни. Знания по большинству предметов отрывочные, не связанные с жизненным опытом. Умения учебной, трудовой и других видов деятельности не сформированы, носят локальный характер.

Методика отслеживания уровня воспитанности учащихся

Образец индивидуального оценочного листа по определению уровня воспитанности учащегося Ф.И. _____________________________________  класс _____ учебный год____________________

Показатели воспитанности

Качества личности по каждому показателю

Оценивание в баллах

Средняя оценка

Свобода личности

Уровень самосознания

Самостоятельность в принятии решения

Самодисциплина, честность

Чувство собственного достоинства, самоуважение;

Гражданский выбор содержания жизнедеятельности

Итого:

Гуманность личности

Милосердие и доброта;

Способность к сопереживанию, состраданию, альтруизм;

Терпимость, доброжелательность

Скромность;

Готовность оказать помощь близким и дальним

Стремление к миру, добрососедству;

Понимание ценности человеческой жизни.

Итого:

Духовность личности    

Потребность в самопознании

Потребность в красоте;

Потребность в общении;

Поиск смысла жизни;

Способность к рефлексии

Итого:

Творчество личности

Развитые способности;

Развитый интеллект;

Интуиция;

Потребность в преобразующей деятельности.

Итого:

Практичность личности

Знание основ экономики

Трудолюбие

Хозяйственность

Компьютерная грамотность

Владение иностранным языком

Здоровый образ жизни, физическая закалка

Эстетический вкус

Хорошие манеры

Итого:

Суммарно все показатели воспитанности

Общий уровень воспитанности личности учащегося



Предварительный просмотр:

        Направления воспитательной деятельности «Сотвори себя»        2 класс

Цель: формирование групповой сплоченности, общих настроений и переживаний, чувства гордости за свой класс.

Результат:

  1. устойчивые положительные результаты обучения;
  2. активное участие детей в жизни класса, школы, села;
  3. негативное отношение к вредным привычкам;
  4. создание органов классного самоуправления.

Календарно-тематическое планирование

сентябрь 2012/2013 уч. год

Направления воспитательной работы

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Результат

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

  1. «Наш дом Россия»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

«Наш класс»

«Наши поручения»

Уход за памятником

«Поговорим о геральдике»

«Моё село»

  1. Классный час;
  2. Беседа;
  3. Экскурсия на по селу.

Активное участие в делах класса, школы, воспитание патриотизма.

  1. «Отчий дом»

Воспитание ценностного отношения к семье.

«Мои обязанности в семье»

«Семь-Я»

«Расскажу о своей семье»

«Семейные посиделки»

  1. Классный час;
  2. Выставка рисунков о семье»;
  3. Беседа;
  4. Игра с родителями.

Почитание родителей, забота о старших.

  1. «Дорога к человечности»

Воспитание нравственных чувств, эстетического сознании.

«Правила хорошего тона»

«Старость надо уважать» (произведения В. Осеевой)

Уроки общения – уроки добра «Спешите делать добро»

Экскурсия на р. Чумыш «Осеннее настроение»

  1. Игра – викторина;
  2. Громкие читки;
  3. Беседа;
  4. Экскурсия.

Представление о правде, добре и зле, уважение достоинства человека.

  1. «Труд для себя и для других»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Убираем урожай на пришкольном участке

Операция «Чистый школьный двор»

«О лени и лентяях»

«Игрушки для малышей»

  1. Акция;
  2. Субботник;
  3. Беседа;
  4. Поделки на уроках технологии.

Уважение к труду, трудолюбие, бережливость.

  1. «Живая планета»

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

«Осенние зарисовки»

«Красная книга»

Праздник «Дары Осени»

Участие в краевом экологическом марафоне

  1. Выставка рисунков;
  2. Классный час;
  3. Проект;
  4. Конкурсная программа;
  5. Краевой конкурс.

Экологическое сознание.

  1. «В творчестве рождается Личность»

Развитие творческих способностей, фантазии, эстетических идеалов, потребностей и вкусов, ценностных отношений к нормам культурной жизни.

1 сентября – «День знаний»

«Здравствуй, 2 класс!»

«Я пишу стихи»

«Моя любимая сказка»

  1. Торжественная линейка;
  2. Внеклассное мероприятие;
  3. Классный час;
  4. Беседа.

Радость познания и созидания.

  1. «Счастливо жить - здоровым быть»

Формирование бережного отношения к здоровью, как одному из главных богатств человека.

«Безопасность пешеходов» (составление маршрутных листов «Дом – школа»)

«Составляю режим дня»

«В здоровом теле – здоровый дух»

«Друзья здоровья»

  1. Классный час;
  2. Беседа;
  3. Спортивный праздник;
  4. Викторина.

Бережное отношение к своему здоровью.

октябрь 2012/2013 уч. год

Направления воспитательной работы

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Результат

1 неделя

2 неделя

3 неделя

  1. неделя

  1. «Наш дом Россия»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

«Алтайскому краю – 75 лет»

«Мои права и обязанности»

 «Славянская азбука»

«Село, где я живу»

  1. Классный час;
  2. Беседа;
  3. Интерактивная игра;
  4. Презентация.

Любовь к малой Родине. Знание прав.

  1. «Отчий дом»

Воспитание ценностного отношения к семье.

Месячник пожилого человека

  1. Классный час;
  2. Проект;
  3. Тимуровская помощь;
  4. Концерт.

Забота о старших, почитание старшего поколения.

«Самые главные в семье»

«Моя родословная»

«Помогаем нашим бабушкам и дедушкам»

«Поздравление бабушек и дедушек»

  1. «Дорога к человечности»

Воспитание нравственных чувств, эстетического сознании.

Уроки общения – уроки добра: «Забота о самых старших»

«Портрет моей бабушки/ моего дедушки»

«Помоги другу»

«С книгой жить – век не тужить!»

  1. Классный час;
  2. Зарисовки по памяти;
  3. Составление рассказов;
  4. Игра в библиотеке.

Забота и помощь, милосердие.

  1. «Труд для себя и для других»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

«Сувениры для бабушек и дедушек» (изготовление сувениров)

Операция «Школьный двор»

 «Кто что любит и умеет делать?»

«Чистота в моём классе»

  1. К.Т.Д.;
  2. Трудовой час;
  3. Генеральная уборка;
  4. Устный журнал.

Творчество, уважение к труду, трудолюбие.

  1. «Живая планета»

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

«Вместе весело шагать»

«Помоги птицам»

«Путешествие в Осень»

«В гостях у Осени»

  1. Поход;
  2. Операция;
  3. Праздник Осени;
  4. Конкурс рисунков.

Экологическое сознание.

  1. «В творчестве рождается Личность»

Развитие творческих способностей, фантазии, эстетических идеалов, потребностей и вкусов, ценностных отношений к нормам культурной жизни.

«Читать – много знать»

«Школьная азбука»

«Мы вместе»

«Папа, мама, я – читающая семья»

  1. Нравственный классный час;
  2. Устный журнал;
  3. Творческая мастерская;
  4. Семейный конкурс.

Гордость за свой успех, духовно – эмоциональные контакты.

  1. «Счастливо жить - здоровым быть»

Формирование бережного отношения к здоровью, как одному из главных богатств человека.

В гостях у Здоровейки: «В гостях у Мойдодыра»

«Знай правила движения как таблицу умножения!»

Подвижные игры

«Зов джунглей»

  1. Час здоровья;
  2. Деловая игра;
  3. Игры на свежем воздухе;
  4. Спортивная игра.

Закаливание и личная гигиена, бережное отношение к своему здоровью.

ноябрь 2012/2013 уч. год

Направления воспитательной работы

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Результат

  1. неделя

2 неделя

3 неделя

  1. неделя

1.  «Наш дом Россия»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

«Фотографии моей Родины»

«Обычаи и традиции русского народа»

«Село, в котором я живу»

«Наш класс»

  1. Интернет выставка;
  2. Рассказ;
  3. Классный час;
  4. Проект.

Любовь к России, к своей малой Родине.

  1. «Отчий дом»

Воспитание ценностного отношения к семье.

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

«Расскажу о маме»

«Я дарю любимой маме…»

Праздничное мероприятие «День матери»

  1. Семейный конкурс;
  2. Классный час;
  3. Конкурс рисунков;
  4. Праздник.

Почитание матери, любовь к ней.

  1. «Дорога к человечности»

Воспитание нравственных чувств, эстетического сознании.

Уроки общения – уроки добра: «Учимся понимать чувства других людей»

Правила поведения за праздничным столом

«Ежели вы вежливы»

«Птичьи столовые»

  1. Беседа;
  2. Практикум;
  3. Классный час;
  4. Проект.

Нравственный выбор, добро, законы добра.

  1. «Труд для себя и для других»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

«Подарок для мамы» (изготовление сувенира)

«В мире профессий»

«Хлеб – всему голова»

«Чистота в моём классе»

  1. К.Т.Д.;
  2. Устный журнал;
  3. Утренник;
  4. Генеральная уборка.

Творчество, уважение к труду.

  1. «Живая планета»

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

«Заповедники нашего района»

Экологическая игра «Лукошко грибника»

«Сделаем школу краше»

«Чудеса своими руками»

  1. Рассказ;
  2. Игра;
  3. Долгосрочный проект;
  4. Выставка поделок.

Формирование экологической культуры.

  1. «В творчестве рождается Личность»

Развитие творческих способностей, фантазии, эстетических идеалов, потребностей и вкусов, ценностных отношений к нормам культурной жизни.

«Мои любимые занятия»

«Сказки из пластилина»

Подготовка к показу пьесы «Колосок»

Показ пьесы «Колосок»

  1. Творческая мастерская;
  2. Выставка поделок;
  3. Кукольный спектакль.

Радость познания и созидания.

  1. «Счастливо жить - здоровым быть»

Формирование бережного отношения к здоровью, как одному из главных богатств человека.

«В гостях у Здоровейки»

Уроки бабушки Медуницы: «Первая медицинская помощь»

Подвижные игры

«День здоровья»

  1. Час здоровья;
  2. Классный час;
  3. Игры на свежем воздухе;
  4. Общешкольный праздник «День здоровья».

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

декабрь 2012/2013 уч. год

Направления воспитательной работы

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Результат

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.  «Наш дом Россия»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

«Наши обязанности в классном сообществе»

«Наш класс»

Правила поведения в школе

«Красота нашей природы»

  1. Классный час;
  2. Проект;
  3. Беседа;
  4. Конкурс рисунков.

Знание прав и обязанностей. Воспитание патриотизма.

  1. «Отчий дом»

Воспитание ценностного отношения к семье.

«Моя семья»

«Я расту вместе с сестрой»

«Вместе с сыном, вместе с дочкой»

Новогодние посиделки «Ребята и родители»

  1. Выставка рисунков;
  2. Беседа с элементами игры;
  3. Семейный вечер.

Воспитание ценностного отношения к семье.

  1. «Дорога к человечности»

Воспитание нравственных чувств, эстетического сознании.

Уроки общения – уроки добра: «Что такое милосердие?»

Новогодние открытки для друзей

«Ежели вы вежливы»

«Птичьи столовые»

  1. Беседа;
  2. Творческая мастерская;
  3. Классный час;
  4. Проект.

Формирование законов добра.

  1. «Труд для себя и для других»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

«Мы сами своими руками»

Мастерская Деда Мороза

Мастерская деда Мороза

«Чистота в моём классе»

  1. Выставка работ;
  2. Творческая мастерская;
  3. Генеральная уборка.

Уважение к труду и творчеству.

  1. «Живая планета»

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

«Зима в моём селе»

«Праздник Зимы»

«Моё село – мой дом родной»

«Птичьи столовые»

  1. Экскурсия в природу;
  2. К.Т.Д.;
  3. Акция;
  4. Проект.

Формирование экологической культуры.

  1. «В творчестве рождается Личность»

Развитие творческих способностей, фантазии, эстетических идеалов, потребностей и вкусов, ценностных отношений к нормам культурной жизни.

Пословицы, стихи о зиме

Районный конкурс декоративно-прикладного творчества «Рождественский сувенир»

Подготовка к Новогоднему утреннику

Показ кукольной постановки «Новогодние приключения Миши и Маши»

  1. Проект;
  2. Выставка;
  3. Новогодний праздник;
  4. Кукольный театр.

Развитие творческих способностей.

  1. «Счастливо жить - здоровым быть»

Формирование бережного отношения к здоровью, как одному из главных богатств человека.

«В здоровом теле - здоровый дух»

Безопасность пешеходов

«В гостях у Здоровейки»

Подвижные игры на свежем воздухе

  1. Спортивный праздник;
  2. Интерактивная игра;
  3. Классный час;
  4. Подвижные игры.

Формирование потребности в здоровом образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"

В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....

Воспитательная программа "В мире добра"

Воспитательная программа  "В мире добра"  предоставляет  возможность учащимся младшей школы повышать свой нравственный потенциал, творческую активность. У школьников формируются оп...

Программа воспитательной работы Планета Добра

Программа воспитательной работы Планета добра разработана с 1 по 4 класс. Программа реализуется в 4 этапа. В каждом этапе обозначены цели. задачи, и критерии успешного завершения этапа.  В програ...

Воспитательная программа "Добрая планета детства"

В программе содержится 8 модулей. Дети включены в разнообразную деятельность. Основная цель программы: гражданское, патриотичесое и нравственное воспитание детей....

Программа воспитательной работы «Добру откроется мир»

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи про...

Воспитательная система "Добру откроются сердца"

Данная воспитательная система формировалась на базе ОГАОУ "Губкинская СОШ с УИОП" Белгородской области. Актуальность обусловлена тем, что воспитательная система класса "Добру откроются ...

"Добрые слова, добрые дела" (воспитательное занятие)

Цель занятия: формировать потребность в совершении добрых дел; расширять знания о доброте и её роли в жизни человека; развивать интерес к совершению добрых дел и поступков....