Воспитательная программа "Добрая планета детства"
материал по теме

Татьяна Николаевна Бобина

В программе содержится 8 модулей. Дети включены в разнообразную деятельность. Основная цель программы: гражданское, патриотичесое и нравственное воспитание детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrye_deti_mira.docx39.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 73»

«Добрая планета детства»

Воспитательная программа

Номинация: Педагог – организатор

Составитель:

Педагог-организатор «МКОУ « СОШ № 73» п.Хребет  Миасский городской округ

Бобина Татьяна Николаевна

тел. 8- 951-24-61-053

                                               

2013 год


1.Пояснительная записка

        В 2009 году наша школа приняла участие в общероссийкой конференции Международного общественного движения «Добрые дети мира». С этого времени мы включились в разработку и  выполнение программы «Добрая планета детства».

        Основанием для разработки программы послужили результаты мониторинга состояния воспитательной деятельности в МОУ «СОШ №73», анкетирование по разным направлениям воспитательной деятельности.

Среди учащихся школы проведено анкетирование, которое позволило выяснить занятость детей в свободное от уроков время, выявить круг интересов детей.

        Наблюдения за детьми во время подготовки и проведения различных мероприятий выявили такую особенность, как несформированность у многих из них ответственности за себя и своего товарища, отсутствие чувства коллективизма, а также неумение детей организоваться для проведения какого – либо дела и факт отсутствия среди них яркого лидера. Полученные результаты диагностик и наблюдения позволили выявить  затруднения  в организации воспитательного процесса и  выделить  следующие проблемы, актуальные для нашей школы и детского объединения:

  • неумение ребят правильно организовать и рационально использовать внеурочное время;
  • формирование единого дружного коллектива, его сплочение;
  • недостаточность информации о возможностях реализовать свой творческий потенциал;
  • необходимость формирования лидерского потенциала и дальнейшего личностного роста учащихся;
  • дефицит социально-значимых дел, однообразие  школьных дел.

Программа рассчитана  на учащихся 7-16 лет.

2.Основные цели и задачи Программы

Основная цель программы:

Гражданское, патриотическое и нравственное воспитание детей.

Основными  задачами Программы являются:

  • формирование у подрастающего поколения философии гуманизма, справедливости, милосердия, а также претворения в жизнь идей добра, красоты и общечеловеческой морали;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству в интересах личности, общества, государства;
  • содействие обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей;
  • содействие адаптации детей к жизни в обществе.
  • содействие защите прав детей; содействие подготовке детей к реализации ими своих прав и исполнению обязанностей;
  • содействие профилактике и охране здоровья детей, а также пропаганда здорового образа жизни, реализация в школах профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками, а также поддержка общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья детей;
  • удовлетворение потребности детей в занятиях исследовательской деятельностью, физической культурой и спортом;
  • содействие профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • осуществление мероприятий по охране окружающей природной среды и защите животных;
  • организация и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

3. Принципы, общий механизм и условия реализации Программы.

1.Реализация программы осуществляется на принципах добровольности, самоуправления, равенства и гласности.

2.Участие детей в Программе должно предоставить ребенку возможность раскрытия индивидуальности, развития уверенности в себе, развития чувства ответственности за свои поступки перед собой, обществом, государством.

3.Достижение целей Программы основывается на поступках и делах ее участников.

4.Участвуя в коллективных делах и действуя самостоятельно, участник Программы должен ставить перед собой личную задачу, выполнение которой направлено на достижение целей Программы

Условия реализации программы:

  1. Наличие материально-технической базы: актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.
  2. Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.
  3. Кадровое обеспечение: педагог-организатор, учителя физической культуры и музыки, классные руководители

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

  • Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение,
  • Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.
  • Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.
  • Овладение методикой КТД.

        Основные формы работы в рамках программы «Планета Детства» – 

акции, торжественное посвящение в детское объединение, операции, социальное проектирование, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарка, выставки детского творчества, поездки и экскурсии.

Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

4.Содержание программы

Содержание программы реализуется через  проведение Фестиваля Добрых Дел, который состоит из нескольких модулей, рассчитанных практически на учебный год.

1.Подготовительный модуль. 

Время

Начало учебного года. – СЕНТЯБРЬ.

Содержание

Этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают  знания о программе и движении, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения.  Педагог организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Цель:

 Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.

Форма:

Беседы, игры, коллективные творческие дела.

2. Диагностический модуль.

Время

В начале и в финале Фестиваля – сентябрь – начало октября.

Содержание

1.        Проведение диагностических исследований о ценностных ориентирах младших и старших школьников, их знакомстве с понятиями «добро», «зло», «милосердие», «сочувствие» и т. д.(Приложение №1)

2.        Тестирование педагогов об их наблюдениях за состоянием и изменениями в нравственных представлениях и в поведении школьников за период проекта.(Приложение №2)

3.        Подготовка итогового аналитического отчета в конце проекта.

Цель

Оценка эффективности и роли специальных событий и занятий, организованных в рамках программы; возможность самооценки изменений в формировании нравственных чувств.

Форма

Анкеты для школьников младших и старших классов, анкеты для педагогов (предлагаются школам-участницам Фестиваля в готовом виде).

Реализация

Предлагается привлечь к процессу исследований и аналитики классных руководителей.

3. Модуль Неделя  пожилого человека

Время
1 неделя - с 29 сентября по 4 октября

Цель

Привлечь внимание школьников к людям пожилого возраста, их проблемам и заботам, знаниям и умениям. Школьникам нужно еще раз напомнить о вкладе пожилых людей в развитие общества, в те возможности, которыми сейчас располагают школьники; о том, что цивилизованный человек обязательно будет заботиться о стариках.

Предлагается провести неделю в честь 1 октября — Международного дня  пожилых людей).

Подготовка

Накануне недели с командирами отрядов обсудить потребности пенсионеров района в помощи и возможности школьников.

Реализация

«Неделя» состоит из 6 тематических дней.  У каждого дня — собственное название и содержание.

Создание «десантов помощи» пожилым людям. Оказание помощи пожилым людям в приобретении лекарств, продуктов, помощь в домашних делах.


4.  Модуль  Неделя «Правовой компас»

Время: НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ

Цель

Изучение права с использованием российского законодательства и международных документов поможет распространению правовых знаний, будет содействовать интересу к правоведению, сформирует навыки защиты прав законными способами и сознание ответственности за свои поступки.

Предлагается провести неделю в период между 16 ноября, Международным днем толерантности и 20 ноября, Всемирным Днем ребенка  и 12 декабря – Днем Конституции. Проектный девиз: «Приказ обязывает только внешне, свободный выбор — внутренне» (Януш Корчак).

ЦЕЛЬ:

Изучение права в школе в интерактивной форме с использованием нормативно-правовой базы российского законодательства и международных документов поможет распространению правовых знаний, будет содействовать интересу к правоведению, сформирует основные навыки защиты своих прав законными способами и сознание ответственности за свои поступки у школьников.

 ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ:

Школьники 1-10 классов.

Реализация

Неделя правовых знаний состоит из 5-6 тематических дней. У каждого дня — собственное название и содержание.

Организовать уроки знакомства с разными национальными культурами. Рассказать школьникам об истории этой национальности в России, о героях, писателях, поэтах и артистах этого народа.

Для старших школьников провести конференцию «Толерантность — искусство жить вместе», где школьники выступят с докладами.

В школе вывесить плакат с информацией о том, в каких актах и декларациях закреплены принципы толерантности. Пригласить для беседы специалистов по правам детей. Ответить на анонимные вопросы школьников в стенгазете.

С помощью анкетирования оценить уровень правовых знаний школьников и их родителей. Привлечь к местные СМИ, познакомив их с результатами.

Организовать уроки или классные часы на темы «Права и обязанности детей» и «Права и обязанности подростка» («Я еще ребенок или уже человек?»). Для младших классов провести тематический конкурс рисунков, для 7-10 классов можно провести конкурс школьных сочинений «Когда я прав, а когда обязан?»

Провести круглый стол, посвященный обсуждению проблем защиты прав детей и молодежи, с одним из молодежных изданий города, с участием старшеклассников школы. Организовать правовую игру для старшеклассников: «Олимпиада правовых знаний». Провести День правовых консультаций.

План недели

1-й день. День толерантности.

2-й день. Устав – главный закон школьной жизни. Права и обязанности школьника.

3-й день. Конвенция о правах ребенка.

4-й день. Конституция РФ - основной закон государства.

5-й день. В добрый путь.

6-й день. Проект: «Адвокат для ребят» — появляется стенгазета с ответами на вопросы школьников и «Право на каждый день»

Возможные итоги проекта «Неделя прав личности»:

  • Создание школьного правового листка.
  • Создание детской правозащитной газеты «Школа -территория закона».
  • Создание ежемесячной (1 раз в квартал) «горячей линии» о правах ребенка и подростка (возможно, совместно с местной газетой).
  • Создание при школе собственной «Школы прав человека».

5.   Модуль  Сказочный конкурс

Время

НОЯБРЬ - ЯНВАРЬ

Цель:

Развитие творческих и литературных способностей, обогащение эмоционального мира школьников.

Действие
В школе объявляется творческий конкурс «Сказка о Добре». В конкурсе могут принимать участие ребята всех возрастов. Сказки можно написать вместе с товарищем, а также с родителями, сестрами и братьями, бабушками и дедушками. Главное — указать всех своих соавторов.

Реализация

Объем сказки — 4-6 страниц. Тексты сказок, отобранных школьной конкурсной комиссией, будут выставлены на стенде «Наши достижения». Для подведения итогов создается конкурсная комиссия, также приветствуется создание детского жюри, мнение которого будет учитываться при определении победителей конкурса. Конкурсная комиссия выбирает 5 лучших работ, авторы которых поощряются грамотами «За честь школы»

6.  Модуль Акция «Твори добро»

ВРЕМЯ: ФЕВРАЛЬ.

Цель:

Привлечение внимания детей, общественности к проблемам школы, детского сада, приюта.

Воспитание сострадания, сочувствия, готовности помочь.

РЕАЛИЗАЦИЯ:

Акция проходит в несколько этапов:

  1. «Книжкина больница» (Ремонт книг в школьной библиотеке)
  2. «Поделись радостью (Сбор книг в дар библиотеке)
  3. «Идем в гости в детский сад» (Сбор, изготовление игрушек, игр для детского сада, подготовка и выступление с концертом  в детском саду)
  4. «Твори добро» (Сбор игрушек, книг, изготовление сувениров для приюта)

7.  Модуль  Весенняя неделя добрых дел

Время
Во время Фестиваля – апрель-май.

Цель:
Практическое воспитание духовности, толерантности, милосердия. Проектный девиз: «Спешите делать добро!»
(доктор Федор Гааз)

Реализация

«Весенняя неделя» состоит из 5-6 тематических дней. У каждого дня собственное название и содержание.

1-й день Чистота-красота! Стартуют проекты недели: «Мешочек чудес» - для школьников 5-7-х классов и «Урок доброты» - для школьников 9-10 классов.

можно посвятить уборке и благоустройству школьных классов, территории школы

Стартует проект недели, «Урок доброты» для школьников 9-10 классов: старшеклассники получают задание: подготовить к концу недели для школьников 3-4 классов «Уроки доброты» с совместным чтением стихов и отрывков из художественной литературы, небольшой инсценировкой. Можно предложить школьникам анкету, которую ведущие занятие собирают и анализируют, а затем детям разъясняются особенности их реального и предпочтительного поведения. Анкета предлагается в разработанном виде.

2-й день может быть посвящен уборке мусора в поселке под девизом: «сделаем кусочек планеты чистым».

3-й день можно назвать «День благотворителя». Основная задача этого дня — поблагодарить людей, которые являются благотворителями и меценатами, выразить признательность за вклад в развитие школы и местного сообщества.

В 4-й день проходят спортивные события. Школьники должны усвоить, что здоровье — это высочайшая ценность. По возможности провести в этот день для младших школьников семейные спортивные игры и спортивные мастер-классы.

В 5-й день готовятся поздравительные открытки, сувениры, подарки для ветеранов войны и труда.

В 6-й день проводится благотворительный концерт для ветеранов. 

Приложение №1.

АНКЕТА
ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(ДО И ПОСЛЕ ПРОЕКТА)

Уважаемый школьник! Нам очень важно узнать твое мнение о том, что ты знаешь о добром и злом. Заранее благодарны тебе за участие в нашем исследовании.

1.        К чьему мнению ты всегда прислушиваешься?

а) родители

б) друзья
в) учителя

г) одноклассники

д) другое (кто именно)                

2.        На кого ты хотел бы быть похожим?

а) героя фильма или мультфильма (кого именно) ____________________

б) историческую или реальную личность (кого именно)__________________        

в) героя книги (кого именно)________________________________________        

г) на кого-то иного (кто именно)_____________________________________                3. Какого, на Ваш взгляд, человека можно назвать добрым и почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________
4. У Вас в руках волшебная палочка. Вы хотели бы кому-то помочь? Кому именно?____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какого, на Ваш взгляд, человека можно назвать злым и почему?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________

Ваш пол:   мужской    женский

Ваш возраст ___ лет

В каком классе вы учитесь________        

АНКЕТА

ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (ДО И ПОСЛЕ ПРОЕКТА)

Уважаемый школьник! Мы проводим исследование среди учащихся старших классов на тему «Нравственные ценностные ориентиры школьников». Заранее благодарны Вам за участие в нашем исследовании.

1. Добро - это (2-3 предложения)
________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Зло - это (2-3 предложения)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что, на Ваш взгляд, означают следующие понятия:

а) милосердие_________________________________________________        

б) нравственность______________________________________________        

в) свобода____________________________________________________        

г) долг________________________________________________________        

д) толерантность_______________________________________________        

е) право ______________________________________________________

4. Назовите Ваши основные жизненные принципы (3-5 пунктов)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Кто для Вас в жизни является авторитетом и почему?

а) родители______________________________________________________        

б) друзья        ________________________________
в) учителя         _________________________________

г) герой фильма, книги (кто именно)__________________________________        

д) исторический персонаж (кто именно)_______________________________                

е) другое (кто именно)_______________________________________________        

Ваш пол:   мужской    женский

Ваш возраст ________ лет

В каком классе вы учитесь _______        


Приложение №2

АНКЕТА

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ (НАЧАЛО ПРОЕКТА)

Уважаемый педагог! Мы проводим исследование среди педагогов российских школ на тему «Духовно – нравственное воспитание школьников». Заранее благодарны Вам за участие в нашем исследовании

1. Кто, на Ваш взгляд, оказывает наиболее существенное влияние на
нравственное воспитание школьников?

а) школьные педагоги

б) родители, семья

в) друзья, сверстники

г) другое (кто именно)_________________________________________________________         

2.        Что. на Ваш взгляд, изменилось в поведении школьников за последние годы - 3-5 лет? ( 3 – 4 предложения)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Опишите школьника начальных классов Вашей школы (2-3 определения) _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
4. Опишите школьника средних классов Вашей школы (2-3 определения)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Опишите старшеклассника Вашей школы (2-3 определения) ____________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Что особенно беспокоит Вас,  как педагога, в
 поведении школьников Вашей школы?

а) высокий уровень детской агрессивности

б) незнание элементарных правил поведения

в) отсутствие чувства ответственности за свои поступки

г) незнание своих основных прав и обязанностей

д) равнодушие к окружающему миру, людям

е) неуважение к чужой личности ( собственности)

ж) другое ( что именно)____________________________________________

7. Что, на Ваш взгляд, является конечной целью
   агрессивного поведения школьников?

а) причинение боли, страданий другому человеку

б) причинение ущерба

в) привлечение внимания, завоевание авторитета среди сверстников

г)         власть над другим человеком, повышение собственной самооценки

д) получение материальных благ

е) другое (что именно)___________________________        

8. Что, на Ваш взгляд, означают следующие понятия:

а) милосердие_______________________________________________________        

б) добро        ________________________________        

 в) зло_______________________________________________________________________

г) нравственность        ______________________________________
д) свобода__________________________________________________________
е) право ____________________________________________________________________

9. В какой форме, на Ваш взгляд, школьники наиболее эффективно
усваивают навыки нравственного поведения?

а) игры

 б) встречи с интересными людьми

в) школьные дискуссии на заданную тему

г) этические беседы, разъяснения

е) обязательный предмет школьной программы

ж) другое (что именно)        ________________________________        

10. Что, на Ваш взгляд, сильнее всего влияет на духовно-
нравственное воспитание современных школьников?

а) телевидение

б) книги

в) Интернет

г) газеты, журналы

д) другое (что именно)                

11. В каких классах Вы преподаете:
а) начальные             б)средние              в) старшие

Ваш пол:    мужской     женский

 Ваш возраст        
Сколько лет Вы работаете в школе____________        

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ (ФИНИШ ПРОЕКТА)

Уважаемый педагог! Мы проводим исследование среди  педагогов российских школ на тему «Духовно-нравственное  воспитание школьников». Заранее благодарны Вам за  участие в нашем исследовании.

1. Что, на Ваш взгляд, изменилось в поведении школьников Вашей школы после проведения проектов  Фестиваля Добрых Дел? (3-4предложения)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие, на Ваш взгляд, проблемы в нравственном развитии школьников помогли решить проекты Фестиваля Добрых Дел?

а) снизить уровень детской агрессивности

б) повысить знание элементарных правил поведения

в) изменить чувство ответственности за собственное поведение (поступки)

г) увеличить знание своих основных прав и обязанностей

д) повысить заинтересованность в окружающих людях

е)  другое (что именно) _____________________________________________        


3. Какая форма воспитательного воздействия на школьников Фестиваля оказалась, на Ваш взгляд, наиболее эффективной?

а) игры

б) школьные дискуссии на заданную тему

в) этические беседы, разъяснения

г) встречи с  ветеранами

е) другое (что именно)______________________________________________        

4. Какие проекты, проходившие в Вашей школе в рамках Фестиваля, оказались, на Ваш взгляд, наиболее интересными для школьников и почему?

а) «Послания добра»                

б) Сказочный конкурс                        

в) «Подари радость»                

г) Весенняя неделя добрых дел                

д) Неделя «Правовой компас Доброго ангела мира»                

е)  другой (какой именно) _____________________________________________

18. Что, на Ваш взгляд, можно изменить в проекте Фестиваля? (3-4 предложения)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. В каких классах Вы преподаете:

а) начальные                  б)средние                     в)старшие

Ваш пол:     мужской     женский
Ваш возраст_____________________        

Сколько лет Вы работаете в школе _________

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планета детства

Предлагаемая разработка танца «Планета детства» может  быть применена   в  качестве  учебного  пособия  преподавателями  ритмики,  музыкальными ...

Журнал "Планета детства"

Журнал "Планета детства".Посвящается юбилею писателя  А А Милна...

Сценарий линейки последнего звонка «Школьная планета Детства»-

Создание праздничного настроения на празднике Последнего звонка....

Сценарий выпускного вечера в 4 классе "Наша "Планета Детства"

Сценарий предназначен для подготовки выпускного в 4 классе...

Сценарий мероприятия « Планета детства» ( посвященный открытию недели начальной школы « Карнавал театров»)

Сценарий мероприятия« Планета детства»( посвященный открытию недели начальной школы « Карнавал театров»)    Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусств...

ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА» 1-4 класс

ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА» 1-4 класс...

Программа воспитательной работы «Планета Детства»

Программа воспитательной работы "Планета Детства"составлена в соответствии с требованиями ФГС НОО. Данная программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, рассчитана на 4 года....