8.Окружающий мир.Тема урока: Мир глазами эколога.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тагиева Эллада Сардаровна

Класс: 3 «В» класс.

Наименование учебно-методического комплекта (УМК):  Плешаков А.А. Школа России

Тип урока: Открытие нового материала

Тема урока:Мир глазами эколога.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ekologiya.pdf575.39 КБ
Файл mir_glazami_ekologa.docx47.34 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Тема. МИР ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА

Цели деятельности учителя:  

Образовательные: создать условия для раскрытия необоснованности мотивов преследования людьми некоторых животных; формирования правил поведения на природе – при встрече с животными; ознакомления учащихся с системой экологических знаний. 

Развивающие: способствовать развитию мышления через умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать; совершенствованию речи учащихся средствами художественного слова; эмоционально-чувственной сферы как одного из компонентов экологической культуры.

Воспитательные: содействовать воспитанию гуманных чувств к окружающей среде; формированию позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающими миром.

Оборудование: карточки, схемы, презентация.

Ход урока

I. Организация начала урока.  Эмоциональный настрой на урок.

– Дети, вам тепло? (Тепло.) В классе светло? (Светло.) Прозвенел уже звонок? (Да.)

– Уже закончился урок? (Нет.) Только начался урок? (Да.) Хотите учиться? (Да.)

– Значит, можно всем садиться!

II. Повторение изученного материала.

– Вспомните тему прошлого урока. Назовите части общества.

– Почему семья очень важная часть общества? Расскажите о своей семье. Сколько народов живёт на Земле? Сколько насчитывается государств? Перечислите, что имеет каждое государство.

– Расскажите подробнее о культуре и традициях некоторых государств.

III. Актуализация опорных знаний.

– Что такое природа? Какая бывает природа? Назовите царства живой природы.

– Окружающий мир – это окружающая среда. А что такое окружающая среда?

– Что составляет окружающую среду для растения, животного и человека?

Определите тему урока. Как вы понимаете слово «эколог»? слайд 1

IV. Практикум «Мы – экологи». слайд 2

– Почему практикум? Тема сегодняшнего урока «Мир глазами эколога». Вместе мы попытаемся посмотреть на окружающий мир глазами учёного-эколога и подумаем над тем, почему каждый из нас должен беречь природу. Посмотрите, как она прекрасна!

– Что такое экология? Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука, значит, экология – наука о нашем общем доме, о Земле, и о законах, по которым мы должны в нём жить.

Вы уже знаете, что любое живое существо множеством невидимых нитей связано с окружающим миром: с неживой природой, с живой природой и с тем, что создано руками человека. Все эти невидимые нити изучает наука экология.

– Чем занимаются экологи? (Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиваются взаимопонимания и сотрудничества между ними.)

– Какие вопросы мы будем рассматривать на  уроке?  (Экологические проблемы и ситуации.)

– Представьте, что вы экологи. Какие задачи вы поставите перед собой?

•  Выявить причины возникновения экологических ситуаций.

•  Каковы последствия этих ситуаций.              •  Как бороться с ними.

Физкультминутка

V. Постановка проблемы.

– Представьте себе, что прошел сильный дождь. После этого пропали все цветы, погибли деревья, улетели насекомые, птицы, заболели коровы и т. д. Как вы думаете, почему это произошло?

– Дождь был кислотный из-за загрязнения атмосферы выхлопными газами, вредными химическими парами от различных фабрик и заводов.

VI. Работа со схемами. Составим цепь загрязнения:

Земля → кислотный дождь → загрязнение атмосферы → гибель растений и животных. слайд 4

– Назовите причины такого дождя. Каковы его последствия?

– Что вы предлагаете сделать, чтобы этого не случилось?

VII. Работа в группах. слайд 5

1-я группа. Океан → нефтяное пятно → ... , → ... , → ...

2-я группа. Лес → пожар → ... , → ... , → ...

3-я группа. Вода → химические вещества → ... , .

4-я группа. Земля → нефтепродукты → ... , →.. , → ...

5-я группа. Воздух → вредные газы → ... , → ... , → ...

– Продолжите цепочку, обосновав ответ. Занесите свои ответы в карточку (лежат на столах).

Деятельность человека

Последствия

Меры по восстановлению

Океан → нефтяное пятно → танкер → авария

Погибают животные и растения

Не допускать аварий; быстро очистить поверхность воды; применять суда-«губки»

Лес → пожар → неосторожность с огнём

Гибнут растения и животные

Осторожно обращаться с огнём; знать правила поведения в лесу

Вода → химические вещества → сброс химических веществ заводами и фабриками

Отравляется всё живое

Не допускать сброса химических веществ в воду; строить очистные сооружения

Земля → нефтепродукты → перевернулась цистерна с нефтью

На отравленной земле ничего не растёт

Собрать разлившуюся нефть; не допускать аварии

Воздух → вредные газы → выброс химическими предприятиями

Отравление людей; болезни дыхательных путей; гибель людей

Не допускать аварий; ставить очистители воздуха

– Что вы предлагаете сделать, чтобы избежать таких экологических последствий?  

– Сформулируем выводы:

1. Нанося ущерб природе, мы наносим вред себе.

2. Экологическая катастрофа – это потеря здоровья людьми.

3. Уничтожаются природные сообщества.

4. Растрачиваются материальные средства.

– Есть у русского народа такая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Природа и люди неразрывно связаны между собой. И если по вине людей происходят экологические катастрофы, то это оборачивается против самих людей. Известный норвежский путешественник Тур Хейердал сказал: «Если загрязнение природы будет продолжаться, то мы срубим ветвь, на которой сидим». .

VIII. Контроль знаний.

– Предлагаю вам различные экологические ситуации. Выберите тот вариант самостоятельной работы, который вы сможете выполнить на данном этапе.

1-я ситуация.

Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.

– Помогите ребятам решить спор.

2-я ситуация.

Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр водой из ручья, а банки и пакеты закопал.

– Как убедить папу Серёжи, что разжигать костёр в лесу нельзя?

3-я ситуация.

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

– Что ты делаешь? – спросила бабушка.

– Пчёл прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и что-то рассказала ему. Олег выбросил прутик, удивлённо пожал плечами.

– А я этого не знал.

– Что рассказала ему бабушка?

4-я ситуация.

Телеграмма: «Мы – первая зелень, и поэтому нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распускаться в лесу первыми. А чего хорошего? Всё равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!

Ваши друзья: Ива, Черёмуха, Лесная Сирень».

– Какие ответы вы пошлёте на эту телеграмму?

– Какую помощь можете оказать?

Ответы к ситуациям:

1. Сон-траву рвать нельзя. Она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью собрать семена и посадить в не слишком затенённом месте.

2. Кострище в лесу не зарастает 5–7 лет. До полного разложения консервной банки нужно 90 лет. Для разложения полиэтиленового пакета – 200 лет.

3. Пыльца и нектар – любимая пища насекомых. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу. Происходит опыление растений.

4. Это очень красивые растения. Поэтому веточки их ломают для букетов. Но ведь жизнь букета недолговечна. Каждая сломанная ветка – это маленькая рана, нанесённая природе. А если каждый сломает по веточке – что станет с природой?

– Давайте вспомним золотое правило экологической этики: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

– Давайте помнить об этом всегда.

IX. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Что составляет окружающую среду для растения? животного? человека?

– Какие экологические связи вам известны?

– Как вы думаете, какое значение для людей имеет экология?

– Найдите подтверждение вашим словам в учебнике, прочитайте вывод (с. 28).

Домашнее задание: прочитать стихотворение С. В. Михалкова «Прогулка». Подумать о поведении ребят на природе, правильны ли их действия. Можете свои ответы выразить в рисунках.

Инсценировка сказки «Репка»

Учитель. Посадил дед репку. А когда ее сажают? (Весной).

Дед. Сколько времени прошло, а она не растет. Бабка, иди помоги.

Бабка. Да мала наша кормилица. Пойду водички из речки принесу, полью.

Из воды появляется Водяной. Бабка. Тьфу, окаянный, напугал. Ты кто такой?

Водяной (поет песню).  Я одинокий Водяной,

Никто не водится со мной.

Болею, как старушка.

На дне моей квартиры –

Бутылки, тряпки, вилы.

Не речка, а помойка.

Не уходи, постой-ка!

Бабка. Бедненький, сейчас я тебе помогу.

Выбрасывает мусор из речки и идет домой.

Дед. Что-то водичка странная, где ты ее взяла?

Бабка. В нашей речке. А знаешь, кого я там встретила?

Дед. Кого?

Бабка. Водяного. Бедный, сидит и плачет. Всю речку загадили банками, бутылками. Что за народ?!

Дед. Не говори, старая, не думает наш народ о будущем.

Внучка. Бабушка, где ты взяла эту воду?

Бабка. В нашей речке.

Внучка. Что ты, в нашей речке нельзя брать воду. Наш завод спускает в нее отработанную воду, да еще люди забросали всю речку мусором. Нельзя этой водой пользоваться. Репка сразу погибнет. Пойду принесу воды из родника…

Люди, очнитесь, ведь это опасно!

Отходы пусть сгинут во мгле!

Воздух, будь чистым!

Вода, будь прозрачной!

А мы – на Земле!

Мой некрасивый друг

Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке, большая, грузная, и тяжело дышала, как человек, страдающий одышкой. Она не пыталась удрать, чувствовала, что ничего плохого я ей не сделаю. Но так или иначе, она сидела на тропинке и смотрела на меня. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. И вот сейчас, я понял, что это неправда. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но стоит ли судить по первому взгляду?

И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой. В саду, у большого трухлявого пня, я снова встретился с жабой. Конечно, это была другая жаба, но мне почему-то хотелось, чтоб это была та самая, которую я видел в лесу. И мне очень захотелось, чтобы она осталась жить в нашем саду.

Я стал часто наведываться к старому пню и иногда встречал там жабу.

Я стал приходить не с пустыми руками, а с «подарочками». Сначала жаба не реагировала на мои подношения. Но однажды… Нет, я не отвлекся, я смотрел на червя не спуская глаз. И все-таки не заметил, как он исчез.

С этого дня я каждое утро в один и тот же час приходил к старому пню и в одном и том же месте находил мою жабу.

Но однажды я опоздал на свидание и на обычном месте не нашел жабу. Я обошел пенек – ее нигде не было. Пошарил в траве – нет. И вдруг увидал темный бесформенный комочек, уже облепленный мухами.

Кто это сделал?

Зачем?

Кто-то взял и убил мою жабу только потому, что она некрасивая?!

Некрасивая… А я видел перед собой ее удивительные, золотые, с темными точечками глаза, большой беззубый рот, нежную кожицу на брюшке, и мне казалось, что была она очень красива.

Но почему, почему этого не видят другие?

Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!

(Юрий Дмитриев.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока:«Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Солнечная система». 4 класс. Тип урока: проблемно-диалоговый.

Раздел учебника А. А. Плешакова "Мир вокруг нас",  по которому  разработан сценарий урока – «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Солнечная система». Тип урока:  проблемно-диалогов...

Презентация урока "Мир глазами эколога" по предмету Окружающий мир, 4 класс по программе "Школа России"

Презентация урока предназначена для изучения материала по теме урока....

Открытый урок, проведённый во время единой методической недели по теме "Современные образовательные технологии: осознанный выбор".А. Плешаков. Окружающий мир. Тема урока: "На что похожа наша планета"

Тема: "На что похожа наша планета". Цели:научить доказывать выдвигаемые предположения о шарообразности Земли; продолжить обучение моделированию; развивать наблюдательность; воспитывать береж...

Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.

Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...