Тема урока:«Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Солнечная система». 4 класс. Тип урока: проблемно-диалоговый.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Раздел учебника А. А. Плешакова "Мир вокруг нас",  по которому  разработан сценарий урока – «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Солнечная система». Тип урока:  проблемно-диалоговый. 4 класс.

      Данный урок  - урок изучения нового материала. Личность развивается в процессе собственной деятельности.  Помня об этом, на протяжении всего урока я применяю разные методики: познавательно-информационная беседа,  наблюдение, методика работы с графическим и текстовым материалом,  метод анализа, сравнения, обобщения. Для  реализации этих методик  я  использую разные способы и  активные формы проведения урока:  игру, диалог,  познавательные  сообщения учащихся,   формы народного фольклора: сказки, загадки, двигательные  упражнения.   Ребята получили  опережающие задания: готовили загадки, выполняли  рисунки, разыгрывали сценку. Это  придаёт уроку эмоциональный настрой.

Для работы  использована программа А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»  с экологической направленностью и   учебник этого автора «Мир вокруг нас»   1 и 2 части. ( Серия «Зеленый дом», «Просвещение», 2007 год). Количество часов в неделю  2 часа, в год  68  часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_glazami_astronoma.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Земля и человечество.

 Тема урока.  Мир глазами астронома. Вселенная. Солнечная система. Солнце.

Цели урока:

 1.   Познакомить учащихся с наукой о Вселенной – астрономией.

2.Сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.

3. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: Схема (модель) Солнечной системы, учебная таблица, иллюстрирующая  внешний вид и размеры Солнца, «Энциклопедия окружающего мира.  Астрономия».           ( М.  Росмэн.  2000).  «Всё обо всём.  Космос». (Серия «Планета детства» М. АСТ. 2000)., Интернет,  интерактивная доска, учебник  и рабочая тетрадь «Окружающий мир». Часть 1.  А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. М. «Просвещение» 2009, А.А. Плешаков «От Земли до неба: атлас -определитель». Москва. Просвещение 2009 г., А.А. Плешаков и др. «Окружающий мир. Тесты» 4 класс. М.Просвещение. 2010 .

Тип урока:  проблемно-диалоговый.

Ход урока:

1. Организационный момент.  (Настрой учащихся на предстоящую работу.  Сообщение темы и целей урока. Запись темы  и проблемных вопросов на доске).

- Ребята! Сегодня мы начинаем изучать новую тему: «Мир глазами астронома.  Вселенная. Солнечная система. Солнце».   Мы ответим на проблемные вопросы: «Какова роль Солнца в жизни Земли?  Как современный человек  использует энергию Солнца в своей жизни».

2.Изучение нового материала с элементами познавательно-информационной беседы.

Работа с графической и цифровой информацией.

-  Кто из вас знает что такое «астрономия»?  

 - Чтобы быть более точными, обратимся к учебнику.  (стр.4).

 - А кто такие астрономы?  (дополнение учителя).  (Запишите новые слова в  рабочую тетрадь)

    - Р!  Астрономия – самая  древняя  из наук.  Учёными по рисункам на стенах пещер установлено, что даже пещерные люди  наблюдали звездное небо.

- Как в древности называли астрономов?  С ними вы часто встречались  в сказках. (Звездочёт).

- Каких  астрономов древности вы знаете?   (Дополнения учителя).

- С помощью каких приборов современные учёные наблюдают звёздное небо?

 Ребята! Представьте, что вы астрономы. Расскажите о мире с точки зрения астронома.

Работа со словарём.  (Слова записаны на интерактивной доске, открываются постепенно, по мере ответа на вопросы).

 Вселенная, небесные тела, звёзды, планеты, Солнце, Земля, Луна. 

-Что же мы называем Вселенной?  Учебник с. 8.

- Как предполагают учёные, Вселенная возникла в результате мощнейшего Большого Взрыва, который произошёл примерно 15 миллиардов лет назад.

 - Назовите небесные тела. Что ещё  относится к небесным телам? (кометы, метеориты, космическая пыль).

- Что такое Луна?

Работа с тестом.  (Тесты 4 класс. «Окружающий мир»  стр. 3-4.  №1-2. Взаимопроверка.

Солнечная система.

- Что мы называем Солнечной системой?  Работа с учебником.  Рисунок на С. 5.

- Какие вы знаете планеты?

- Как вы думаете, ребята, чем Солнце отличается от планет? (планеты светят отраженным светом, а звёзды сами излучают свет…).

- Какая планета расположена  от Солнца  третьей?

 Итак. Солнечная система – маленькая часть необъятной Вселенной. Земля – наш космический дом, она вращается вокруг Солнца со скоростью 30 км/секунду. Вместе с Солнцем и другими планетами она  движется в пространстве Вселенной.

Работа в группах.  Задание 1 (для слабых учащихся).

   Восстанови и пронумеруй перепутанную логическую цепочку в порядке увеличения их размеров:

Луна, космическая пыль, Вселенная, метеорит, Солнечная система, Земля, Солнце.

Задание 2 (для сильных учащихся).

Работа с деформированным текстом в группах. Пронумеруй предложения так, чтобы получился научный текст.

  1. Луна – естественный спутник Земли.
  2. Солнце и движущиеся  вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.
  3. Земля движется вокруг Солнца.
  4. Вселенная – необъятное пространство с небесными телами.
  5. На Земле есть жизнь.
  6. Температура на поверхности Солнца достигает 6000 градусов.

 (Ответ: 4.2.6.3.5.1.  Проверка с помощью интерактивной доски).

                                     Следующий вопрос нашей темы «Солнце». 

- Р! Мы славно потрудились, настало время физкультминутки. Сегодня она у нас посвящена Солнцу, а вернее солнечному лучику – Ярику. (Он в  костюме лучика). Здоровьесберегающая   технология.

Сначала послушаем Сказительницу.   (В народном костюме)

   Однажды планеты и звёзды собрались на свой космический Совет.  Им стало известно, что  взрослые и дети на Земле  часто болеют. Звёзды решили помочь землянам. Солнце предложило: «Давайте превратим главные силы природы в волшебных девочек и мальчиков, назовём их юными учителями здоровья и отправим на Землю. Пусть они научат людей заботиться о своём здоровье, о себе. Пусть первым учителем здоровья будет солнечный лучик – мой сын Ярик». Все небесные тела поддержали  предложение Солнца.  

      Сценка.     …  Наступило утро. Мальчик Тимоша сладко спал  в своей кроватке. Вдруг  почувствовал на своей щечке нежное прикосновение солнечного лучика. Тимоша открыл глазки.  Он увидел маленького белокурого мальчика с голубыми глазами.

- Доброе утро,- сказал мальчик, - меня зовут  Ярик.  Я волшебный человечек, желтенький и ласковый, потому что соткан из солнечных лучиков.

- Здравствуй, - улыбнулся Тимоша ему в ответ.  А как ты попал ко мне в комнату?

Ярик ответил, - Я солнечный лучик, проник через стекло. Я скажу тебе секрет, хочешь?

- Хочу, - удивлённо отозвался Тимоша.

_-Ты самое дорогое, что есть у твоей мамы и  твоего папы. Они очень тебя любят и хотят видеть тебя только здоровым.  Я  знаю,  что ты часто болеешь...

- Да уж. Это правда. Всё эти вредные вирусы и бактерии. Нет на них никакой управы.

-А я знаю, как тебе помочь, - сказал Ярик.

- Как?

- Надо закаляться. Мы и прилетели на Землю, чтоб научить землян быть здоровыми.

- Да,- сказал Тимоша,- было бы здорово! А что надо делать?

-Надо каждое утро делать зарядку, больше бывать на воздухе, загорать на солнышке,  есть  больше овощей и фруктов и, конечно же, купаться. Ну, что начнём?

- А я не умею,- сказал Тимоша.

- Это не трудно, я знаю,  у тебя получится,  -  улыбнулся Ярик.

И он показал вот эти упражнения:

  1. Лучик спал и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево),
  2. Больше спать не захотел (туловище вперед, назад).
  3. Шевельнулся, потянулся,  (руки вверх, потянуться)
  4. Взвился вверх и полетел (руки вверх, влево, вправо)
  5. Солнце утром лишь проснётся.
  6.  Бабочка кружит и вьётся  (покружились).

- До свидания, ребята!  Будьте здоровы. Не забудьте, что я вам сказал

Метод наблюдения.   Обобщение наблюдаемых явлений с целью формирования умений наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.

      Учитель.

- Ребята! Вы каждый день наблюдаете  восход и закат,  длину теней от предметов, положение Солнца над горизонтом. - В какой стороне горизонта Солнце всходит, заходит? Какова длина теней от предметов в это время?  Почему?

-  В котором часу сегодня взошло Солнце? (в 7 часов 02 мин.)

 - В котором часу оно                                                                                                                                                                                       зашло вчера?  (в 19 часов 45 мин.) Долгота дня  12часов 43 минуты.

-Когда оно занимает самое высокое положение?  Какова длина тени? Почему?

 - Что вы  ещё знаете о Солнце?  Какое оно?  Круглое, т.е. оно имеет форму шара. Оно находится на небе, значит – это небесное тело. Солнце даёт нам свет и тепло.

     - Ребята, чтобы продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения, мы проведём небольшое исследование,   поработав   самостоятельно с учебником и рабочей тетрадью.

   Работа с тестом. № 3.- 5. Стр. 3-4.  

   (Ответы зачитать с места.  На интерактивной доске появляется верный ответ).

      Сейчас мы послушаем сообщения ребят, которые дома работали в Интернете и получили интересные сведения.

3.Сообщения учащихся.  Подведение к решению проблемы урока..

 1. Солнечная система – это семья, в которой живёт и наша Земля. В центре её раскалённый газовый шар – это Солнце, ближайшая к нам звезда. Она удалена от Земли на расстоянии 150 млн.км. Температура на поверхности равна 6000 градусов, а  в центре – более 20 млн. градусов.

2.  Ещё в древности люди поняли,   что без Солнца не было бы жизни на Земле. Они почитали Солнце, как божество. Оно посылает свои лучи на все планеты. Земля получает лишь маленькую часть излучаемого тепла. Но и его хватает для всего живого на Земле.

3. Люди называли Солнце по- разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте – Ра, а древние славяне – Ярило.  Если Солнце наполнить шарами, размером, как наша Земля, то их будет больше 1 миллиона.

(обобщение и дополнение  учителя).

Опережающее задание.  - Ребята, дома  вы подготовили  загадки о Солнце. Назовите их.  

  • Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.
  • Что выше солнца, краше света, без огня горит?  
  • Сестра к брату в гости идёт, а он от сестры прячется.
  • Не огонь, а больно жжёт, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печёт.

4.Обобщение и закрепление изученного материала.

- Итак, мы изучили новую тему о Вселенной, Солнце. А теперь мы немного подумаем  о том,  какова роль Солнца в жизни Земли, как же современный человек использует энергию Солнца в своей жизни?  Наши ребята так ответили на эти вопросы – они нарисовали рисунки.  (См. Приложение 1).  Послушаем их.

                                                       Примерные ответы детей.  

(На интерактивной доске появляется схема:  «Роль Солнца в  жизни Земли»

  • Солнце нагревает земную поверхность, а от неё нагревается  воздух. Тёплый воздух поднимается вверх, на его место приходит холодный воздух, т.е., образуется ветер
  • Благодаря Солнцу мы дышим чистым воздухом. Зелёные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород, которым дышит всё живое на нашей планете.
  • Солнце нагревает не только сушу, но и гидросферу, т.е., водную оболочку Земли. Под действием Солнца вода превращается в пар,  из него образуются облака, тучи и выпадают осадки.
  •  В космосе летают космические корабли, которые  работают на солнечных батареях.  Вечером на многих улицах наших городов и станиц горят  фонари, которые тоже накапливают солнечную энергию за световой день, а ночью её используют.

- Ребята!   Мы уже знаем, что Солнце способствует обогащению атмосферы кислородом. Давайте решим экологическую  задачу:

    Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания 3 человек в течение суток.

Какое количество деревьев могут удовлетворить потребность в кислороде в течение суток всех учащихся нашего класса? Сделайте вывод о значении роли Солнца и зелёных растений в обогащении атмосферы  кислородом.

-  Какой вывод мы можем сделать о Солнце?  (Запись на доске и в тетрадях детей).Солнечная система  –  часть Вселенной.

  • Солнце – центр Солнечной системы.
  • Планеты и небесные тела движутся вокруг Солнца.
  •  Солнце – раскаленное небесное тело, т.е. звезда.
  • Оно имеет форму шара.
  • Благодаря Солнцу на Земле возникла жизнь.
  •  В диаметре оно больше Земли в 109 раз, а по массе – в 330 тысяч раз.  

5. Итог урока:

- Ребята! Что вы знали по данной теме раньше?

-Что нового узнали на этом уроке?

- Что вам особенно понравилось?

6. Оценки и их комментарий.

7.  Домашнее задание. Стр.8. – изготовить  защитные очки для наблюдения за Солнцем.

Можно использовать  плёнку, дискеты.  Читать и пересказывать текст учебника  стр. 4-8. Вопросы  стр.7-8.

Резерв времени.  (Решение задачи).

1. Зеленые насаждения с 1 га земли за 1 час дня поглощают 8 кг углекислого газа. Сколько кг углекислого газа поглощают растения с 1 га земли за световой летний день 12 часов? Оценить роль зелёных растений в жизни животных и человека.

Весёлые движения -                                                                      

 Полезные движения.

Кто ими занимается,

Достоин уважения,

Кто ими занимается,

Здоровья набирается,

А кто не занимается,

 С болезнями намается.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России" , окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, тема: "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце".

Итоговый тест по теме: "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце". А.А. Плешакой "Окружающий мир" 4 класс....

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. - урок по окружающему мир 4 класс

Тема: Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.Цели: - познакомиться с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией;- сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра...

Урок окружающего мира в 4 классе "Мир глазами астронома. Вселенная Солнце"

Цель урока: познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией. На урока формируется представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к на...

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце

Данный конспект урока разработан для учащихся 4 классов. Программа А.А. Плешаков Окружающий мир...

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир на тему: «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце».

Цели и задачи  урока:1)    Образовательные: Познакомить с понятиями «астрономия», «астрономы», «вселенная».Познакомить с расположением планет в Солнечной системе.Познакомить со зве...

Урок в 4-м классе по курсу "Окружающий мир" (Плешаков А.А.) на тему "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце"

познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией;формировать представление о Солнце и планетах Солнечной системы;развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, де...

Проектирование урока с использованием материалов библиотеки ЦОК Урок в 4 классе по курсу "Окружающий мир" (Плешаков А.А.) на тему: "Что изучает астрономия. Вселенная. Планеты солнечной системы."

Конспект урока с использованием материалов библиотеки ЦОКУрок в 4 классе по курсу "Окружающий мир" (Плешаков А.А.)на тему "Что изучает астрономия. Вселенная. Планеты солнечной системы....