Урок окружающего мира в 3 классе по теме " Тела, вещества, частицы" УМК ПНШ соответствует ФГОС
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Мартюк Надежда Владимировна

 

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Из чего всё на свете» 2 урок по теме «Тела, вещества, частицы».

На уроке  учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены  элементы обучения  универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, обучающимся  надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_ok_m_ir_24_10_izmenen.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир, автор  О.Н. Федотова.

Возраст: 3 класс.

Тема: Тела, вещества, частицы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Продолжительность урока: 40 минут.

Цель: сформировать понятие  о  том, что все тела состоят из веществ, а все вещества из мельчайших частиц,  невидимых глазом.

Личностные УУД:

          -Формировать самоанализ и самоконтроль результата;

          -Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные :

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
  • Умение планировать свою деятельность.

Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию.

Обучающиеся получат возможность научиться:  

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные:

  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать  текст.
  • Вступать в диалог  на уроке и в жизни.
  • Учиться выполнять различные роли в группе.

              Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной  речи.

Предметные результаты: 

  • различать тела, вещества, частицы.

Оборудование: 

1. Мультимедийная  презентация.

2. Для эксперимента: стаканы, одноразовые  ложки, кусочек сахара, соль,  питьевая вода , картофель, тёрка, настойка йода, тарелочки.

3. Для работы в группах: предметы домашнего обихода ( например: стакан, ваза, турка,  открывашка, ножницы, линейки из пластмассы, металла, дерева..)

Ход урока

№ п/п

Этап урока

Содержание этапа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Постановка проблемы темы урока.

Открытие новых знаний.

Практическая работа в группах.

Работа с учебником

Закрепление.

Первичный контроль

Итог урока

Домашнее задание.

Рефлексия

-Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, Надежда Владимировна.

В классе много гостей, поприветствуйте их, пожалуйста.

Посмотрите на своего соседа, улыбкой пожелайте успеха на уроке, присаживайтесь.

-Перед вами лежит лист самооценки. В течении всего урока вы будете самостоятельно оценивать свою работу, а в конце урока подведём итоги.

 Оцените свою готовность к уроку.

- Кто мне скажет, что такое тело? ( Любой предмет, который нас окружает)

-На какие группы разделены все тела?

(На природные и искусственные)

- Расскажите о природных телах.

-Расскажите об искусственных телах.

Давайте проведём игру. Я показываю тело, а вы  его описываете.  ( слайд 2)

( Пускаю мыльный пузырь)

-Ребята, что это? (тело)

- А из чего состоит это тело?

( Это тело состоит из веществ).

-А из чего состоят вещества?

( Из частиц)

- А как это доказать?

Об этом будем говорить на уроке.

Кто может сформулировать тему урока?

-(Тела, вещества, частицы.)

   (Вывешиваю тему на доску)

Вспомним мыльный пузырь. Из каких веществ он  состоит.   ( Из мыла, воды, воздуха.)  

Вещества мыльного пузыря состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом. Эти частицы называют молекулами, а ещё более мелкие частицы – атомами.

В старших классах вы будете изучать химию и физику. Эти науки изучают вещества, их строение.

  Первым русским ученым, который занимался изучением частиц, был Михаил Ломоносов. Он доказал, что все вещества состоят из молекул и атомов. Некоторые молекулы мы не можем увидеть даже с помощью микроскопа. Этим он объяснял разнообразие веществ  в природе.

Мы тоже сегодня побудем учёными и попробуем доказать, что вещества состоят из мельчайших частиц-молекул.  Для этого разделимся на 3 группы. У каждого на парте лежит карточка «тело», «вещество», «частица»  займите места над лабораторными столами, согласно карточек.

 Каждая группа выберет ответственного.

Ответственный назначит  лаборанта,  который будет проводить  опыт, секретаря – который будет вносить результаты опыта в таблицу. Остальные  должны внимательно наблюдать и  делать выводы.

( практическая работа. Приложение 1.)

( можно пользоваться  учебником)

Вывод: каждое тело состоит из одного или нескольких веществ.

Оцените свою работу в группе.

Прочитаем об этом в учебнике, на стр.46

 У вас на партах лежат тела.

Поработайте в парах. Опишите  эти тела.

Встаньте те ребята, у которых тела состоят из стекла.  Назовите свои тела.

Сделайте вывод: 

Одно вещество может входить в состав нескольких тел.

Встаньте, у кого линейки. Назовите вещество, из которого сделаны линейки.

Сделайте вывод:

 одинаковые тела  могут быть сделаны из разных веществ.

Встаньте, у кого тело состоит из нескольких веществ. Назовите тело и вещества.

Сделайте вывод:

Тело может состоять из одного или нескольких веществ.

Оцените свою работу в паре.

Работа по карточкам ( Приложение2)

( Соедини линиями тела с веществами, из которых они сделаны)

Самопроверка. ( слайд 10)

Оцените свою работу

-Из чего состоят тела?

-Из чего состоят вещества?

-Для чего нам знать из чего состоят тела?

 Домашнее задание. Уч. стр.46-47

Оцени свою работу на  уроке.

Подсчитайте итоговый балл в листе самооценки.

У кого  24-25 баллов, встаньте.

Вы отлично  потрудились на уроке, очень старались и у вас все получалось.

За урок вы получаете отметку 5.

У кого 22-23 баллов, встаньте.

Вы хорошо потрудились, но где-то вам не хватило внимания, поэтому за урок отметка 4.

У кого меньше 22 баллов, не расстраивайтесь, будьте внимательнее, и у вас обязательно всё получится.

Мне было приятно с вами познакомиться!

Спасибо за работу!

 Что понравилось на уроке?

Что вызвало затруднение?

Лист самооценки

учени ____        3  класса

Ф.И.________________________________________

Критерии

Баллы

Готовность к уроку

Личный вклад в работу группы

Личный вклад в работу

пары

Самостоя- тельная работа

Активность  на уроке

Итоговый балл

Оцени

от 1 до 5

баллов

_______________________________________________________________________

Лист самооценки

учени ____        3  класса

Ф.И.________________________________________

Критерии

Баллы

Готовность к уроку

Личный вклад в работу группы

Личный вклад в работу

пары

Самостоя -тельная работа

Активность  на уроке

Итоговый балл

Оцени

от 1 до 5

баллов


Инструкция для проведения опыта.

Группа 1

Цель:  Доказать, что жидкость, в которой растворился кусочек сахара,  состоит из нескольких веществ.

 

  1. Запиши свойства воды и сахара в таблицу.

  1. Опусти кусочек сахара в воду.

  1. Перемешай вещества в стакане до полного растворения.

  1. Попробуй на вкус получившееся вещество.

Инструкция для проведения опыта.

Группа 2

Цель:  Доказать, что жидкость, в которой растворилась соль,  состоит из нескольких веществ.

  1. Опусти 1чайную ложку соли  в воду.

  1. Перемешай вещества в стакане до полного растворения.

  1. Попробуй на вкус получившееся вещество.( если хочешь)

                                   Инструкция для проведения опыта.

Группа 3

Цель:  Доказать, что клубень картофеля состоит из нескольких веществ.

  1. С помощью учителя натри картофель на тёрке в тарелочку№1.

  1. Аккуратно процеди  сок  картофеля в тарелочку№2.

  1. Дай веществу отстояться.

  1. Аккуратно слей жидкость в тарелочку №3.

  1. Рассмотри белую массу на дне тарелочки №2.

  1. Это крахмал.  

Чтобы это доказать, капни на это вещество  настойку йода. Если вещество станет сине – фиолетовым   - это крахмал.

Результаты опыта

Группа 1

  1. Опиши свойства воды и сахара.

вода

сахар

Цвет

Вкус

  1. Сколько веществ  в  стакане?   ____________________

  1.  Вы видите сахар в стакане? ______________________

  1. Как доказать, что сахар по-прежнему в стакане?

_____________________________________________

  1. Можно ли сказать, что жидкость, в которой растворился кусочек сахара, состоит из нескольких веществ? (Назови их)  

___________________________________________________

Вывод: __________________________________________________

 ___________________________________________________

___________________________________________________

 ___________________________________________________

        Результаты опыта

Группа 2

  1. Опиши свойства воды и соли.

вода

соль

Цвет

Вкус

  1. Сколько веществ  в  стакане?  

___________________________________

3. Вы видите соль  в стакане?

___________________________________

4. Как доказать, что соль  по-прежнему в стакане?

_______________________________________________

           5. Можно ли сказать, что жидкость, в которой растворилась соль, состоит из  нескольких веществ? (Назови  их)  

___________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________

 ___________________________________________________

 ___________________________________________________

 ___________________________________________________

Результаты опыта

Группа 3

1. Сколько тарелочек с веществами получилось? _____________________________

2. Какое новое вещество выделили из картофеля? _____________________________

3. Можно ли сказать, что   картофель  состоит из нескольких веществ?  

___________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________

 ___________________________________________________

___________________________________________________

 __________________________________________________

Самостоятельная работа.

Ф.И. ___________________________________________

Соедини линиями тела с веществами, из которых они сделаны

            парта                                     глина

             мяч                                       металл

             гвоздь                                  древесина

             стакан                                  резина

             книга                                     вода

              лёд                                      стекло

 ________________________________________________________

Самостоятельная работа.

Ф.И. ___________________________________________

Соедини линиями тела с веществами, из которых они сделаны

            парта                                     глина

             мяч                                       металл

             гвоздь                                  древесина

             стакан                                  резина

             книга                                     вода

              лёд                                      стекло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Тела, вещества,частицы".

Урок- открвтие новых знаний. Учащиеся сами ставят цель, повторяют правила работы в группе-команде, работают с учебником, хрестоматией, течатной тетрадью, проводят опыт и сами делают выводы....

технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс по теме :" В гости к весне" (2-й урок)

материал содержит технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне",...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" УМК "Школа 2100"

Подробный конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" по учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа 2100"....

Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Тела, вещества, частицы» (3 класс)

Цель урока: формирование представления о телах, веществах и частицах.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы»;2...