Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Тела, вещества,частицы".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок- открвтие новых знаний. Учащиеся сами ставят цель, повторяют правила работы в группе-команде, работают с учебником, хрестоматией, течатной тетрадью, проводят опыт и сами делают выводы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mir_v_3_kl.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тела, вещества, частицы.

Цели урока:

Сформировать понятие тело, вещество, частица.

 Научить различать вещества по их признакам и свойствам.

Задачи:

  1. Дать учащимся первые представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах).
  2. Продолжить работу по формированию умений учащихся ставить и проводить опыты.
  3. Развивать память, мышление.
  4. Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
  5. Повысить психологическую комфортность урока.
  6. Формировать дружеские отношения в коллективе.
  7. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование:

Учебники, хрестоматии, Тетради для самостоятельной работы, карточки красного и зелёного цвета для игры «Сигнальщики, стаканы, ложки, кусочки сахара, салфетки для рук.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.  (звноню в звонок)

Начинается урок.

Любознательные дети

Знать хотят про все на свете.

- Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока

(Слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.)

(на доске)           Урок мы будем --------------изучать

                                Информацию из урока----извлекать

                       Точку зрения------ высказывать

                               На вопросы------------------ отвечать

                    И, конечно, без сомненья,

                                    Речь при этом-------------- развивать

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Сегодня мы с вами продолжим открывать тайны в интересном предмете: «Окружающий мир».

-Вспомним, какими способами мы можем воспользоваться, чтобы получить новые знания:

-  спросить у взрослого,

-  прочитать,

- понаблюдать,

- провести опыт.

- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знанийбудем узнавать новое

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

-Тема нашего урока на экране             (слайд1)

-А цель урока какая? Зачем нам нужен сегодняшний урок? (слайд2)

-Сегодня вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе-команде.

Прочитать памятку.               (слайд3)

Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет 
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг
.

-Все готовы? Итак, начинаем!

-Чем отличается живая природа Земли от неживой природы? (объекты живой природы дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. К живой природе относятся животные, растения, грибы, микробы, люди. К неживой- воздух, вода, камни, звёзды, планеты)

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

-Давайте обратимся к учебнику, для открытия нового (с.43-44)

(читает один из команды вслух)

-Всем предлагаю подумать над вопросом Маши: можно ли все тела распределить в разные группы по тем или иным признакам?

-Рассмотрите схему( в учебнике) , которую начала составлять Маша и дополните её.

-Какой сделаем вывод? (слайд4,5)

-Мы поработали вместе, а теперь откройте печатные тетради с.18 и дополните схему.(проверяем)

-Продолжаем работать с учебником С.44. (читает один из команды)

Вывод:

-Вещества- это то, из чего состоят тела.(стеклянная ваза-тело, а стекло-вещество,кусок мела-тело, а мел-вещество, деревянная линейка-тело, а древесина-вещество)

(работа на доске я показываю рисунки, а дети определяют)    

Данные заносятся в таблицу на доске

Тела

Вещества

стакан

гвоздь

линейка

дождь

стекло

железо

дерево

вода

Эти тела образованы одним веществом. А как вы думаете: есть тела, состоящие из разных веществ?

Учитель показывает кусочек гранита. Ребята убеждаются, что он состоит из разных веществ. Учитель показывает образцы, составляющие гранит: полевой шпат, кварц, слюду.

– Что же такое вещества? (Вещества- это то, из чего состоят тела.)

-А какое тело получится из мыла, воды, воздуха? Давайте узнаем из учебника с.46.

О п ы т: Растворение сахара в воде.

– Для опыта нальем воды в стакан. Это однородное вещество. Бросим туда кусочек сахара. Сначала сахар хорошо виден. Помешаем ложкой. Он стал невидим.

– Попробуйте воду на вкус. Она сладкая.

             – Что же произошло с сахаром?

– Почему мы его не видим?

В ы в о д: Вещества состоят из невидимых частиц.

(Опустить кусочек сахара в стакан, перемешать до полного растворения. Что наблюдаем? Раствор стал однородным, мы больше не видим кусочка сахара в стакане воды. Доказать, что в стакане по-прежнему присутствует сахар. Каким образом? Попробовать на вкус. Сахар: вещество белого цвета, сладкое на вкус. Вывод: после растворения сахар не перестал быть сахаром, потому что остался сладким. Значит, сахар состоит из мельчайших частиц, не видимых глазу (молекул).)

-Прочитайте мнение Миши с.47

Работа в печатных тетрадях с.19-20. Помогаем друг другу. Проверим.

Работа по «Хрестоматии»

Итог урока

Подведение итогов. Рефлексия

-Вы дружно работали. Поставьте оценки в группе друг другу. Если кто-то не дотянул, я сама поставлю, проверив д.з. этих ребят.

-Что интересного вы открыли для себя на уроке? (Телами называют все предметы, окружающие нас. Тела состоят из веществ. Вещества -  из частиц).

- С какой трудностью встретились и как разрешили её? Кто помог вам справиться с ней?

Кому урок понравился, тот играет со мной!

- Узнаем, какая команда была самой внимательной на уроке.

Игра «Сигнальщики»

- Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека? (ДА)

- можно ли человека назвать природным телом (ДА), а робота- искусственным?(ДА)

- Правда ли, что муравей- тело живой природы (ДА), а берёза- тело неживой  природы) (ДА)

- Полярная звезда- это тело неживой  природы. (ДА)

- Солнце- тело неживой природы. (ДА)

- Все тела имеют форму, цвет, размер. (ДА)

- Все тела состоят из веществ. (ДА)

- Пластмасса- это тело(НЕТ), а пуговица-вещество? (НЕТ)

- Искусственные тела- это тела, созданные руками человека (ДА)

- Пластилин- природное вещество(НЕТ), а поваренная соль- искусственное вещество(НЕТ)

-МОЛОДЦЫ!

-Что интересного вы открыли для себя на уроке? (Телами называют все предметы, окружающие нас. Тела состоят из веществ. Вещества -  из частиц).

- С какой трудностью встретились и как разрешили её? Кто помог вам справиться с ней?

Домашнее задание для учащихся.

Задание

Вариант ответа

Что называют телом?

а)  все то, что сделано руками человека, называется телом;

б) любой предмет, любое живое существо называется "телом;

в) любое растение, насекомое, птицу или животное называют телом.

В какой строчке указаны только тела?

а) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;

(б) парта, доска, стол, стул, лампа;

в) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.

В какой строчке указаны только вещества?

а) алюминий, железо, медь;

б)  алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;

(в) кусок сахара, капля росы, кристалл соли.

- Урок окончен, спасибо за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы",«Разнообразие веществ»

Тест по окружающему миру 3 класс  - тема  «Тела, вещества, частицы»,«Разнообразие веществ»...