УМК "Планета знаний", урок окружающего мира, 2 класс, Тема «Свет и цвет. Значение света и цвета в природе и в жизни человека»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Решня Вера Николаевна

На основе деятельностного подхода дети изучают тему "Свет и цвет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнил: Решня Вера Николаевна, учитель начальных классов, МАОУ гимназия №12 им. Г.Р.Державина

Предмет: окружающий мир

2 класс

УМК «Планета знаний»

Тема «Свет и цвет. Значение света и цвета в природе и в жизни человека»

Цель: показать значение света и цвета в природе и в жизни человека.

Оборудование:

У учителя: компьютер, телевизор, презентации, экран, фонарь, прозрачный и непрозрачный квадрат, выставка книг, 7 цветных квадратиков, слова на карточках (красивый, образованный, жизнерадостный, здоровый, грамотный, сильный, фантазёр), толковый словарь.

У учащихся: 4 группы по 6 человек – на столах 4 фонарика, рабочие тетради, листы с заданием в конвертах, предмет для исследования тени, разноцветные прямоугольники.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке нас ждёт много удивительных и интересных встреч и открытий. Но для этого нужно быть внимательными, наблюдательными и активно работать на уроке.

       Наблюдение за погодой:

Слайд 1.  - А начнём мы наш урок, как обычно, с прогноза погоды на сегодня и сравним его со вчерашним днём. Сделает это дежурный по классу.

  1. Постановка учебных задач:

- Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку:

                      Ежедневно по утрам

                      Он в окошко входит к нам.

                      Если он уже вошел

                      Значит, новый день пришел (Свет)  Слайд 1.

- Замените в слове  «свет» одну букву, и получится  окраска (Цвет) 

- Определите  тему урока (Свет и цвет). Мы сегодня обобщим знания по теме «Свет и цвет» и рассмотрим значение света и цвета в природе и в жизни человека, узнаем опытным путём, как человек использует их в своей жизни.

  1. Значение света в природе и в жизни человека.

а) -  Каждый раз дежурный начинает своё выступление со слов «Всё в мире от Солнышка» неслучайно.

- Группа ребят к сегодняшнему уроку подготовила проект «О значении Солнца в природе».

Слайд 2.

Выступление группы с презентацией.

1 ученик: - Существует много источников по данной теме. Мы подготовили специальную выставку книг. Это энциклопедии, справочники. А наш рассказ будет сопровождать презентация по теме «Значение Солнца в природе»

2 ученик: - Откуда берется свет и тепло на Земле? От Солнца. Ходит Солнце низко зимой, стороною, не упирает лучами в землю, — ничего не шевелится. Станет солнышко ходить выше над головами: станет светить, отогреется все на свете и начнет шевелиться. Оттают семечки, выпустят ростки, зацепятся ростки за землю; из старых кореньев пойдут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто это сделал? Солнце.

3 ученик: - Встанут медведи, кроты, очнутся мухи, пчелы, выведутся комары, выведутся рыбы из икринок на тепло. Кто все это сделал? Солнце.

4 ученик: - Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья; насытятся животные, напитаются люди; построят себе люди дома, построят железные дороги, города. Кто все это приготовил? Солнце.

5 ученик: - Человек построил себе дом. Из чего он его сделал? Из бревен. Бревна вырублены из деревьев, деревья вырастило Солнце.

Топится печка дровами. Кто вырастил дрова? Солнце.

6 ученик: - Ест человек хлеб, картофель. Кто вырастил? Солнце. Ест человек мясо. Кто выкормил животных? Травы. А травы вырастило Солнце.

Все, что людям нужно, что идет прямо на пользу, — все это заготовляется Солнцем, и во все идет много солнечного тепла и света.

Учитель:  -  Солнце даёт нам свет и поддерживает жизнь на Земле. Нас также окружают и другие источники света. Назовите их. (Луна и звёзды, пламя и электрические лампы.) Слайд 3.

б)  - Благодаря их свету мы можем видеть окружающий мир.  Благодаря свету существует все живое на нашей планете. Но вопрос о том, что такое свет, не так-то прост. Свет – это нечто неуловимое. Поймать его кажется совершенно невозможной задачей. Однако давайте попробуем провести некоторые исследования света и определим, как человек использует  свет в жизни.

- А что мы будем исследовать, отгадайте из загадки: «Ты за ней – она от тебя. Ты от нее – она за тобой» (Тень) Слайд 4.

(Закрыть жалюзями окно. Демонстрация с помощью света от фонаря.) 

- Свет всегда распространяется по прямой. Если свет встречает на пути прозрачный предмет, то проходит сквозь него, если непрозрачный предмет, то отражается от него. А позади этого предмета возникает тень. Тень – это пространство, в которое не попадает световая энергия от источника света.

Работа в группах.

1 группа – наблюдатели, остальные три группы – исследователи.

1 группа: - Используя собственные наблюдения, ответьте на вопросы об изменении тени.

- А остальные группы исследуйте тень опытным путём по заданиям на листах, в которых вы и отметите результаты своих исследований.

Задания:

2 группа: - Когда тени от предметов больше: когда предметы расположены ближе к источнику света или дальше от него?

3 группа: - Когда тени от предметов короче: когда Солнце стоит высоко в небе или низко?!

4 группа: - Когда тени резче: когда Солнце светит ярко или просвечивает сквозь облака? Воспользуйся листом белой бумаги, имитирующим облака.

При проверке  сначала  отвечают наблюдатели, а затем соглашаются или нет с ними исследователи.

Учитель:  - Зная, как ведёт себя тень по отношению к источнику света, создаются и действуют театры теней. Например, в Китае театр теней – один из видов театрального искусства. Ему более двух тысяч лет. Он очень популярен в народе. Сюжеты просты и понятны зрителям: добро всегда побеждает, а зло всегда бывает наказано.

- А у нас свой театр. Группа ребят подготовили для вас сюрприз: они продемонстрируют мини-спектакль (детский фольклор).

 – Георгий Сапгир.  Потешка.

Сказала тётя:                           Сестра сказала:

- Фи, футбол! –                        - Ну, футбол … -

 Сказала мама:                         А я ответил:

 - Фу, футбол! –                       - Во футбол!      (Г.Сапгир)

- А кто бы из вас ответил также как герой этого сюжета? (Заниматься спортом или выполнять физические упражнения – это важно для здоровья в любом возрасте.)

Учитель предлагает посмотреть небольшой сюжет театра теней.

Слайд 5.

- Не перестаёшь удивляться творениям рук человеческих.

- Назовите самый яркий, на ваш взгляд, момент этого сюжета. Несмотря на то, что человек строит огромные города, хочется верить, что он  не будет забывать о братьях наших меньших: охранять их, оберегать, подкармливать при необходимости.

  1. Д/З:

- Дома поиграйте в театр теней. Попробуйте изобразить гуся, птицу, собаку. Придумайте другие фигуры и на следующем уроке продемонстрируйте свои достижения. Выполните творческое задание №10 в рабочей тетради, в котором предлагается исправить ошибки художника. Обратите внимание, в какую сторону на рисунке падают тени дерева и дома, а также детей. Есть ли тень у собаки? Может ли так быть? Если нет, то нарисуйте недостающие тени.

 

  1. Значение  цвета в природе и в жизни человека.

Учитель:  - А мы продолжаем наш урок.  У меня для вас загадка.

                    Крашеное коромысло над рекой повисло (радуга).

Слайд 6.  Радуга — красивое явление природы, вызывающее восторг в сердце человека. У древних народов радугу считали дочерью «чуда и лучезарности солнца».

Слайд 7. - В результате чего образуется радуга?

                    - Какой вывод мы можем сделать о белом свете?

Слайд 8.  - На прошлом уроке мы опытным путём доказали, что белый свет – сложный свет, он разлагается на 7 цветов.

 – Как называется эта радужная полоска? (Спектром) Мы запоминали фразу о порядке их расположения.

Игра: к доске выходят по два человека от каждой группы, один  от группы наблюдателей будет наблюдать. Каждый выбирает один из семи цветов, затем по команде дети выстраиваются в цепочку, соответствующую цветам радуги. Наблюдатель подтверждает правильность построения.

- Класс хором повторяют фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». (У французских детей «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь»)

(Дети крепят магнитиками каждый свою карточку к доске.)

- С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду. Он также многогранен, как сама жизнь.

- Вообразите себе, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится!

- Цвет оказывает сильное влияние на организм человека. Цвет создаёт определенное настроение.

- У вас у каждого на партах прямоугольники со всеми цветами спектра. Я попрошу вас выразить своё настроение цветом. Я рада, что у вас хорошее, приподнятое настроение, вы улыбаетесь.

- Оказывается, цвет лечит! Не удивляйтесь! Наука о лечении цветом называется цветотерапия. Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья и работоспособности.

  1. Минутки отдыха.

- Давайте немного отдохнём и полюбуемся разнообразием мира через его краски. 

Слайд 9. «Цветотерапия»

- Какое впечатление на Вас произвели эти минуты просмотра?

  1. - Как много в нашей жизни значит цвет! Исследования ученых показали, что в помещениях, где люди трудятся или учатся, необходимо правильное сочетание цвета и освещенности. Светлые тона повышают освещенность и благоприятно влияют на работоспособность. Посмотрите на наш класс: кругом спокойные светлые тона, и они также  повлияли на вашу способность хорошо трудиться.

Поэтому художникам, дизайнерам, модельерам следует это учитывать. 

- Благодаря свету мы видим этот мир во всём его красочном многообразии. Человек – часть этого мира, поэтому он должен жить в гармонии с этим миром.

- Что значит жить в гармонии?

  • Поиск в толковом словаре значения слова ГАРМОНИЯ (согласованность)

- У меня для вас очень интересное задание. Одному справиться тяжело, а группой легче. Поэтому работаем в группе.  -  Давайте подумаем, каким должен быть человек, чтобы жить в согласии с ОМ?

- Перед вами первые буквы названий цветов спектра (радуги). На каждую букву назовите качества человека, или каким бы вы хотели его видеть в этом мире?

 Работа в группах.

(Учитель на доске открывает карточки со словами)

К -  красивый (и здесь имеется не только внешняя красота, но и внутренняя, которая подчас важнее внешней), (контактный – коммуникабельный, креативный, классный)

О – образованный, (общительный)

Ж – жизнелюбивый, жизнерадостный;

З – здоровый, (зоркий, заботливый)

Г – грамотный;

С – сильный (не только физически, но и духом), смелый, скромный;

Ф – фантазёр.

- Из всех названных качеств, какое вы  считаете главным? Почему?

- Здоровый. Если человек здоров, то всё остальное, при желании, у него будет. Поэтому к своему здоровью нужно относиться бережно,
о чём мы постоянно с вами говорим. И здесь нам может помочь цвет.

  1. Итог урока.

Вы узнали о главном предназначении света – он дает нам возможность увидеть красоту окружающего нас мира, он согревает нас,  свет дает  возможность всему живому  существовать на нашей планете Земля.

Слайд 10. Учитель читает:

                   У природы живые краски,

                               Миллионы лучистых соцветий.
                              Для чего чудеса из сказки,

                             Если в жизни их можно встретить!

У. – Что помогло усилить ваше чувство восприятия цвета? Помогли усилению этих положительных чувств звуки музыки. А исследовать звуки мы с вами будем на последующих уроках. Так что нам с вами предстоят не менее увлекательные уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".

В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....

Разработка урока окружающего мира по теме "Свет знания" 3 класс УМК "Перспектива"

Данный урок является первым по окружающему миру в 3 классе в рамках УМК "Перспектива". Он очень хорошо подходит для проведения 1 сентября в День знаний,  поскольку его тема и основная цель заинте...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Свет знания"

Данный материал представлен в виде технологической карты урока окружающего мира в 3 классе к учебнику А.А. Плешакова УМК "Перспектива". Основной целью урока является стимулирование учащ...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?" - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о звездах, Солнце как ближайшей к Земле звезде.Задачи урока:Дидактические:Сформировать представление о звезд...