Урок окружающего мира по теме "Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Голышева Людмила Анатольевна

Формировать у детей мотивацию к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_my_spim_nochyu.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

"Зачем мы спим ночью?»

Конспект урока

по окружающему миру

в 1 классе

УМК "Школа России"





Подготовила

учитель начальных классов

Голышева Л.А.





Цель.

1. Выяснить значение сна в жизни человека.

2. Формировать представление о сне как факторе, снимающем усталость и восстанавливающем энергию организма.

3. Вспомнить правила подготовки ко сну.

4. Познакомить с жизнью некоторых ночных животных, с трудом людей, занятых ночью.

Задачи урока.

Образовательные.

  1. Познакомить с информацией о значимости сна как компонента здоровья человека.
  2. Формировать у детей мотивацию к здоровому образу жизни.
  3. Закреплять знания о профессиях людей, работающих ночью и о жизни ночных животных.

Развивающие.

  1. Развивать диалогическую речь, умение высказываться, отстаивать свою точку зрения.
  2. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные.

  1. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
  2. Воспитывать стремление соблюдать правила правильного поведения перед сном.
  3. Воспитывать интерес к изучению природы, уважение к труду окружающих людей.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Оборудование.

Компьютер, презентация, разноцветные фишки, карточки с дополнительным материалом, картинки с изображением людей различных профессий, звездочки для рефлексии

Планируемые достижения учащихся: учащиеся осознают необходимость соблюдения определенных правил подготовки ко сну.

Учебные материалы: учебник «Окружающий мир. 1 класс» (авт. А.А. Плешаков); аудиозапись колыбельной «Колыбельная медведицы».

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • находить ответы на вопросы, используя учебник и жизненный опыт;
  • делать выводы в результате совместной работы в классе;
  • уметь группировать различные понятия.

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учится высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учится отличать верно или неверно выполнено задание.

Коммуникативные УУД:

  • слушать, слышать и понимать речь партнёра;
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
  • донести свою позицию до партнёра;
  • правильно выражать свои мысли;
  • оказывать поддержку друг другу;

Личностные УУД:

  • способность к самооценке;
  • вырабатывать свою жизненную позицию в отношении окружающего мира;
  • ориентироваться в нравственных нормах и правилах.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно 
Слушаем внимательно.

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
  1. Загадка.

- Муравьишка предлагает вам загадку. Послушайте.

Не стукнет, не брякнет,

А ко всякому придет. (сон)

  1. Слушание аудиозаписи «Колыбельная Медведицы»

- А теперь я предлагаю послушать музыку.

  1. Чтение стихотворения

- Послушайте стихотворение, которое прочитает Дробышев Алеша.

Как-то мне приснился сон,
Что пришёл огромный слон
И в подарок мне принёс
Длинный-длинный-длинный НОС.

Я проснулся –
За нос хватъ...
Под подушку...
Под кровать...

Где мой новый
Нос слоновый?

Вдруг я понял –
Всё в порядке:
Буквы здесь
В другом порядке.
Подарил мне добрый слон
Длинный-длинный-длинный СОН.

- Ребята, что объединяет эти 3 произведения? (все о сне)

- Предположите, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (о сне)

- Прочитайте тему урока на с. 52 учебника. (Зачем мы спим ночью?) СЛАЙД 2

- Прочитайте, какие вопросы Муравьишка подготовил нам на урок. (дети читают)

- Какие учебные задачи поставим перед собой? (ответы детей)

III. Первичное усвоение новых знаний.

1. Работа с учебником, с.52.

- Вспомните, хорошо ли спали сегодня ночью. Кто выспался? А кто не выспался? Почему? (ответы детей)

- Посмотрите на иллюстрации вверху страницы. Это друзья Муравьишки. Ответьте на вопрос: «Кто из мальчиков выспался?» (на рисунке слева)

- Почему вы так решили? (он бодрый, активно работает на уроке)

- Предположите, почему ученик не выспался? (поздно лег спать)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: спать нужно ложиться в одно и тоже время.

2. Работа в паре.

- Как вы считаете, а есть еще какие-нибудь правила для крепкого и здорового сна? Какие? (ответы детей)

- Давайте разберемся, что это за правила. В паре по рисункам определите, что нужно, что можно и чего нельзя делать перед сном. Отметьте рисунки соответственно зелеными, желтыми и красными фишками.

Проверка работы в паре.

Вывод: СЛАЙД 3

- нужно почистить зубы;

- нужно проветрить комнату;

- можно почитать книгу;

- нельзя играть в шумные игры;

- смотреть страшные фильмы.

- наедаться перед сном. 

3. Физминутка.

Вот Кирюшкина кроватка (развести руки в стороны)

Чтобы спал Кирюшка сладко (присесть, сложить руки под щеку)

Чтоб во сне он подрастал (медленно встать)

Чтоб большим скорее стал. (встать на носочки, потянуться)

4. Работа в паре.

- Давайте еще раз повторим правила подготовки ко сну. (дети повторяют)

Вывод: для нормальной жизнедеятельности организма, для восстановления сил после утомительной работы необходим полноценный отдых. Такой отдых обеспечивает сон.

Сон предохраняет нервную систему от переутомления.

Во время сна клетки мозга восстанавливают свою работоспособность.

Во время сна отдыхают многие органы нашего тела.

- Как вы считаете, всем ли людям удается соблюдать эти правила? Все ли люди спят ночью? (ответы детей)

- На доске картинки людей различных профессий. Назовите.

Полицейский, врач, учитель, пекарь, парикмахер, водитель, пожарный.

- Посовещайтесь в паре и подумайте, какие картинки с профессиями вы соедините линией с  карточкой  «работают днем», а какие – «работают ночью и днем».

- Проверим вашу работу у доски. К доске пойдет пара…

- Ребята, а почему люди этих профессий не спят ночью? (необходимость в их работе)

5. Рассказ детьми о профессиях.

- Об одной такой профессии расскажет …. (подготовленный ребенок рассказывает) СЛАЙД 3

- Ребята, значит люди этих профессий совсем не спят? (спят, но днем)

- Правильно, они работают по сменам и поэтому спят днем, поэтому не нужно мешать их отдыху. Обойтись совсем без сна человек не может. После активно проведенного дня устают не только мышцы, но и многие важные органы: сердце, легкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу. Вспомните, как трудно делать уроки, читать книгу и даже играть в увлекательную игру, когда вы очень устали. Когда вы спите, отдыхают также и ваши кости, благодаря этому они лучше растут. Не зря говорится, что дети растут во сне. Дети, когда не выспятся, становятся капризными и раздражительными, в школе они хуже, чем могли бы, уставший ребенок теряет аппетит.

6. Беседа о животных.

- Как вы считаете, только ли человеку нужно спать? Приходилось ли наблюдать, как спят животные? Расскажите.

- А теперь послушайте загадки о животных, и вы узнаете, какие животные ночью не спят.

1) Всю ночь летает –

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло.     (сова)

2) Днём спит,

Вниз головой висит,

Ночью летает,

Пищу на лету добывает.   (летучая мышь)

3) То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.      

Угадай, как он зовется?  

Ну, конечно…    (Светлячок).

- Как вы считаете, почему эти животные не спят ночью? (добывают пищу)

7. Физминутка.

- Сейчас мы превратимся на минутку в бабочек и покажем, как они кружатся.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

V. Первичное закрепление.

1. Работа в паре. (рабочая тетрадь, с.35, № 2)

- Давайте проверим, как вы запомнили название животных, которые ночью не спят. В рабочей тетради выполните задание в паре на с.35, № 2. Пронумеруйте рисунки в соответствии с подписями.

(дети выполняют задание)

Проверка работы в паре. СЛАЙД 4

- Ребята, давайте послушаем дополнительную информацию о некоторых животных, которую подготовили ваши одноклассники.

Летучие мыши

Это зверёк, который умеет летать и бегать по земле. Летать он даже больше любит. И пищу себе добывает на лету. Вылетают на охоту за ночными насекомыми – мотыльками, майскими жуками, комарами.

        Зрение у летучих мышей плохое, зато у них очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые люди могут услышать только с помощью специальных приборов.

Сова

У совы отличное зрение. В самую тёмную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышь. Днём она тоже видит, но охотится только ночью.

У неё замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползёт жук или как под снегом, бегают мыши.

.- Спасибо. Информацию об остальных животных вы можете найти в атласе-определителе дома.

Сделаем вывод: Зачем нужно спать и как готовиться ко сну?

(Сон нужен и животным и человеку, чтобы отдохнуть и набраться сил. Перед тем, как лечь спать необходимо умыться и почистить зубы, проветрить комнату или погулять перед сном)

- Если человеку долго не давать спать, он сойдёт с ума. Есть люди, которые покидают свою постель во время сна и начинают «путешествовать». Это – лунатики. Не просыпаясь, они могут бродить по дому, даже выходить на улицу. У таких людей происходит нарушение в механизме сна.  Нередко во время таких «путешествий» они подвергают свою жизнь опасности.

        Вам интересно будет узнать, что одна американка поставила мировой рекорд по бессоннице. Она сумела не спать почти 12 дней, точнее 281 час 55 минут. Сколько же дней она проспала после установления рекорда?

Иногда люди видят сны: чёрно-белые или цветные. (Цветные сны видят люди с богатым творческим воображением)

Мы часто видим фантастические сны. Во сне даже делают великие открытия.

VI. Рефлексия.

- На столе у вас лежат звездочки. Подумайте над тем, как вы поработали сегодня на уроке. Если вы считаете, что вы работали плохо – раскрасьте свою звезду синим цветом, если хорошо - зеленым, если  отлично – красным. Свои звезды я предлагаю вам наклеить  на наше небо. (на доске ватман, раскрашенный в синий цвет.)

- Всем спасибо за урок. СЛАЙД 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Нервная система человека " по программе "Гармония"

В презентации рассматриваются разные участки невной системы человека. Определяется термин "нерв" и его составляющие. На анимационных примерах демонстрируется связь НС с органами чувств. Представленны ...

Урок окружающего мира во 2 классе "Строение тела человека"

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС, содержит конспект урока и мультимедийную презентацию....

Таблицы по окружающему миру. Раздел "Значение животных для жизни человека"

Опорные таблицы  по окружающему миру. Раздел "Значение животных для жизни человека"....

Урок окружающего мира "Вода в природе и жизни человека", 3 класс

Конспект  урока  -  проекта  окружающего  мира  УМК  " Планета знаний " . Проводился  по  окончанию  изучения  темы  " Вода " .  Н...

Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс

Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс...