Леса умеренного пояса. 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Иванова Людмила Викторовна

Разработка урока по окружающему миру по программе Вахрушева

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.67 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                         2 класс

                 Тема: «Леса умеренного пояса» (1 урок)

Цели:

 1) показать особенности данной зоны, наличие хвойных и лиственных лесов;

2) объяснить особенности сезонного климата;

3)  показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса, их зависимость от неживой природы и влияние на них.

4) развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом, дополнительной литературой.

                                               Ход  урока.

1.Организованное начало урока.

2.Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

- С какой природной зоной познакомились на прошлом уроке?

- Кто может на карте показать зону ледяных пустынь и тундры?

- В каком тепловом поясе расположена эта природная зона?

- Как животные и растения приспособились к жизни в холодном поясе?

- Послушайте рассказ путешественника. Найдите ошибку в описании природной зоны.

Я остановился и начал копать лопатой яму. Ниже десяти сантиметров лопата зазвенела – там начинается вечная мерзлота.

Мы расставляем палатки, натягиваем марлевые пологи  от комаров. Кто-нибудь отправляется   за еловыми ветками. Если веток нет, то выдергиваем полярную березку. Она даже зеленая горит неплохо. Разжигаем костер...    

3.Проблемный вопрос.

- Почему такие деревья как ель не могут расти в тундре?

- В каком тепловом поясе смогут расти  эти деревья?

-  Как мы называем место, где растет много деревьев? (лес)

4.Сообщение темы урока.

-Кто догадался, о чем  сегодня на уроке пойдет речь?

-Да, сегодня мы познакомимся с лесами умеренного пояса и узнаем, чем эта природная зона отличается от других природных зон.

- Давайте найдем на карте природную зону лесов.

 -Что вы можете рассказать о лесной зоне?

- В каком тепловом поясе она лежит?

- Мы с вами тоже живем в этой зоне. И нам будет легче узнать об особенностях   климата.

5.Совместное открытие знаний.

Работа по учебнику. Станица 49 №1.

- Кто может объяснить ребятам.

- Вторую  часть задания №2 выполните в парах. Проверяем.

- О какой особенности лесной полосы идет речь?

( Сезонность климата.)

- Давайте, сравним наши выводы с выводами учебника. ( Чтение текста на странице 49.)

- Ребята, как вы думаете, почему эту зону назвали именно лесной?

Наличие большого количества деревьев.

- А какие деревья лес вы знаете. Игра «Я знаю 5 названий деревьев»

- Сейчас ребята расскажут вам о некоторых деревьях, а вы потом скажите, ветка какого дерева находится в волшебном сундучке.

- Посмотрите внимательно на иллюстрации, которые держат в руках ребята.

- На какие две группы можно разделить все деревья леса?

Работа по учебнику.

- Прочитайте первый абзац теста на странице 50.

- Какие растения более выносливые – хвойные или лиственные?

- Как называют лес из хвойных деревьев? (плакат)

- Какие деревья узнали?

- Как называется лес, в котором растут лиственные деревья?

- Какие деревья растут в лиственном лесу? (плакат)

- А бывают ли леса, в которых  растут и лиственные и хвойные деревья?

- Как вы думаете, как называются такие леса?

( смешанные леса) (плакат)

- Какие же три части можно выделить в лесной зоне?

                                            лес

Тайга                 Смешанный лес            Широколиственный лес

Физкультминутка. (Звучат голоса птиц)

Мы немножко отдохнем:

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

А  потом наоборот.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели-

И их всех лучи  согрели.

- А теперь я хочу пригласить вас в лес.

  В добрый лес, могучий лес,

  Полный сказок и чудес.

  Если внимательны будете, дети,

  Тайны чудные откроете эти.

  Ученые тоже работают тут,

  Лес они сообществом зовут.

- Ребята, а как вы понимаете слово сообщество?

- Сейчас нам и предстоит узнать, какие связи существуют между обитателями леса.

Работа по учебнику.

- Используя учебник, назовите цепи питания, характерные для леса.

( Можно составить  несколько цепей питания  на доске, используя иллюстрации или слова.)

- Подумайте, что может произойти, если  исчезнет  хотя бы один из видов

растений или животных?

- Какие нарушения природного равновесия могут произойти по вине человека? Работа с плакатом «Спасем лес».

7.Подведение итогов урока.

Чтение отрывка учащимся.

Лесная извилистая тропинка уводит в чащу, что ни поворот, то  и встреча.

Чего тут только не увидишь! Высокие деревья и путаница кустов. Вот на пне пестрый рябчик сидит. Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свистит иволга. Лягушата прыгают под ногами. На елке белка шишку зубрит, на муравейнике роется дятел.

Видишь невероятно много, хочется видеть еще больше, идти дальше.

                                                                                      Н. Сладков

             

8.Домашнее задание.

Составить две-три цепи питания, характерные для леса.

9. Организационный конец урока.

                         Выбери  задание по силам.

     Заполни недостающие звенья в цепи питания:

                             

     1.Растения   - ? -   лиса    -   бактерии гниения.

     а) тетерев;  б) медведь;  в) волк.

     2.Растения  -  ?  -  медведь    -  бактерии гниения.

     а) заяц-беляк; б)  бурундук; в) яйца птиц

     3.Растения  -  грызуны  -  ?  -   еж  -   бактерии гниения.

    а) жабы;  б) гадюки;  в) дятлы.

    4.Растения  -  глухарь  -     ?  – бактерии гниения.

    а) лось  б) заяц-беляк  в) росомаха.

    5. Растения -  насекомые  -   ?   -  барсуки  -  бактерии гниения.

    а) лягушки;  б) ежи;  в) рысь.  

 

       

                                       

Какое животное не обитает в тайге?

а) кедровка б) рысь в) лемминг.

2.Какое из деревьев не является хвойным?

а) пихта  б) сосна   в) дуб

     3. С каким деревом связаны следующие животные:

     кукушка, кабан, лесные мыши, жук-олень?

     а) береза  б) сосна,  в) дуб

     4. Какая группа деревьев относится к смешанному лесу?

а) ель, сосна, лиственница, кедр.

б) ель, сосна, рябина, береза, осина.

в) дуб, липа, клен, осина, ясень.

5. Какие животные тайги делают запасы на зиму?

а)  лисицы  б)  белки  в) заяц-беляк

 1. Какая птица может выводить птенцов зимой?

     а) дятел  б) клест в) кедровка

     2. Какая птица гнездится на земле?

     а) рябчик  б) синица  в) снегирь

 3.Какое хвойное дерево сбрасывает осенью  все иголки?

а) ель б) сосна в) лиственница

     4. Какой   зверь  не впадает в спячку?

     а) барсук  б) еж    в) лиса

5. С каким деревом дружат белки,  дятлы, мыши, клесты, синицы, медведи, короеды, филины, еловые усачи?

а) лиственница  б) сосна  в) ель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса умеренного пояса" 2 класс УМК "Школа 2100"

Урок-практикум окружающего мира во 2 классе  УМК «Школа 2100» с использованием блок-схемы направленный на формирование знаний учащихся особенностей  зоны  леса умеренного климата и ...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"

Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Леса умеренного пояса

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: Леса умеренного поясаЦели урока: детей с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями; показать взаимную приспособленность живых организмов – членов э...

Природные зоны полярного круга, тундры, лесов умеренного пояса. Проверочная работа. 2 класс. УМК "Школа 2100" .Презентация.

Цель: повторение и обобщение знаний о флоре и фауне  полярного круга, тундры, лесов умеренного пояса....

"Леса умеренного пояса" 2 класса

Окружающий мир "Леса умеренного пояса" 2 класса...