Описание опыта работы с ментальными картами в начальной школе
статья по теме

Домасевич Татьяна Анатольевна

Из опыта работы Т.А. Домасевич

Описание опыта работы с ментальными картами в начальной школе

Мы живем в весьма сложное, динамичное по скорости появления инноваций время, с избытком насыщенное информацией, глобальностью происходящих в нем явлений. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе. Метапредметный подход и метапредметные результаты в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий: компетентностью, самообразованием, самоконтролем в процессе социализации, составляют фундамент образования. Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов. Новый стандарт образования требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать для чего учится, быть мотивированным, уметь общаться, оценивать себя и других, а ещё добывать информацию, затем думать над ней, анализировать, обобщать и систематизировать. Эти требования обозначены короткой аббревиатурой  – УУД.

 

Отсюда возник вопрос, реализую ли я метапредметный подход в процессе обучения. И как найти и интегрировать в образовательную деятельность приемы, помогающие добиться метапредметных результатов. Таким приемом стало овладение технологией составления ментальных карт. Данная технология позволяет реализовать метапредметный подход в обучении, как требует того ФГОС второго поколения.

           Mindmapping (ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ (наглядность, опора только на ассоциации автора, легкость при раскодировании автором свернутого материала, экономия времени и т.д.) перед обычными способами записи. А самое главное – технология вызывает интерес, как у детей, так и у учителя. Интерес – как известно – ядро мотивации к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Наше современное общество ставит перед образованием важные задачи. Нынешний выпускник должен не просто иметь определенный багаж знаний, он должен уметь гибко адаптироваться в меняющемся мире, уметь грамотно работать с информацией, самостоятельно и творчески мыслить, рождать новые идеи.

Цель обучения с позиции учителя состоит   в том,  чтобы сделать ученика способным развиваться дальше без его помощи. Для этого нужны новые, современные технологии. Одна из них – построение ментальных карт (интеллект – карт, карт ума, карт памяти).

Психологической основой метода карты памяти является ассоциативное мышление. Сама карта памяти, с точки зрения ее создателей, есть модель работы нашего мозга. Достаточно воспроизвести в памяти один объект этой  карты ума, и он цепочкой потянет за собой десятки взаимосвязанных  фактов, ощущений, событий. Так возникает многомерное ассоциативное мышление, которое позволяет видеть не просто объект окружающего мира сам по себе, а во взаимосвязи с другими объектами.

Я использую МК  как обучающую технологию. На уроках: при изучении и объяснении нового материала, и закреплении изученного. А так же для обобщения и систематизации знаний, во время самостоятельной работы, для контроля знаний. Например, в  1 классе на уроке русского языка, посвященного закреплению изученных орфограмм, была составлена  МК «Орфограммы 1 класса». В центре листа расположен  образ слова «орфограммы». Ученики предложили свои  образы этого слова. Всем понравился образ мышонка, который не хочет попасть в ловушку. А т.к. мы составляли карту по русскому языку, то мышонок в центре листа  в лапках держал учебник русского языка. От центрального образа мы стали рисовать  разноцветные дорожки. На каждой дорожке графически изобразили изученные орфограммы. МК «Орфограммы» были составлены в каждом классе и активно использовались на уроках, при подготовке к написанию диктантов.    Во 2 классе я использовала эту технологию при изучении темы « Написание слов с большой буквы».  Тема изучалась в   течение  6 часов. На каждом уроке дети узнавали что-то новое, учились графически обозначать и заносить в  ментальную   карту. Информация, нанесённая на карту на предыдущих уроках, позволяла  организовать наглядное повторение.

  Составленные карты ребята хранят в папке «Копилка».  В папке находятся полезные советы: как нарисовать карту, правила запоминания.

   Технология использования ментальных карт предполагает повторение материала. Первое повторение необходимо в

  конце урока, второе – дома, последующие – на уроках с определённым интервалом. Для этого можно использовать разные  формы  работы: индивидуальную, в паре, групповую.

В 4 классе при изучении темы «Имя существительное» я предложила ребятам дома составить ментальную карту по данной теме. На уроке ученики, работая в группе, обсудили составленные карты, исправили недочёты. Была составлена карта «Имя существительное». Дома дети  повторили тему  по карте. На следующих уроках изученный материал проговаривался  учениками. В конце изучения темы, во время проверки знаний, ребятам было предложено заполнить основу ментальной карты.  На уроках чтения ментальные карты мы использовали для запоминания стихотворения, составления рассказа о литературном герое, пересказе текста. На уроках математики данная технология использовалась при изучении тем: «Величины», «Задачи», «Уравнения», «Формулы». На  уроке закрепления по теме «Формулы» ученики составили карты, работая в паре. Представили свои работы, исправили ошибки, оценили.

 Критерии оценки:

  • полнота включенной информации; 
  • правильность в отборе и распределении информации; 
  • наличие образов, символов; 
  • расположение на листе.

Большие возможности  использования ментальных карт имеются при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся. Данную технологию можно рассматривать не только как обучающую, но и как диагностическую, позволяющую отслеживать становление компетентностей ученика. Я составила карты: «Карта самоопределения»,  «Рефлексивную карту самоопределения».

Для того чтобы определить отношение учащихся к работе с ментальными картами я провела анкетирование.

      Полученные результаты показали, что ментальные карты нравятся детям по форме, а также как удобный, интересный, доступный способ по запоминанию, осмыслению и воспроизведению всевозможной информации по различным учебным предметам.

На родительских собраниях я рассказываю родителям о МК, как мы их будем составлять, для чего использовать. Родителей интересует данная технология.  Они отмечают, что использование ментальных карт в учебном процессе   повышает уровень усвоения учебной информации, сокращает время и силы на переработку учебной информации,  улучшает память и повышает  интерес к учёбе. Были отмечены и  достоинства практического применения МК в разных жизненных ситуациях: планирование  праздника, сочинение своих «романов».

  Дополнительные возможности реализованного проекта заключаются в том, что учитель, ознакомив детей с данной тех    технологией, даёт ученикам возможность и дальше успешно усваивать изучаемый материал самостоятельно. Для учителя МК становится незаменимой при планировании, подготовке к уроку, выступлению, составлению отчёта.  Я познакомила своих коллег с данной технологией. Они  заинтересовались ею. Три человека стали использовать её в  своей  работе. Обобщение опыта работы было представлено на втором туре конкурса педдостижений. На  первом  и третьем туре я     провела уроки, на которых использовала данную технологию. В результате был получен положительный отзыв с рекомендацией к тиражированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Из опыта работы учителя английского языка в начальной школе"

В данной статье излагаются особенности преподавания иностранного языка в начальной школе....

Описание опыта работы по учебно – методическому комплекту «Начальная школа ХХI века»

В данной статье я обобщила свой 12 - летний опыт работы по УМК "Начальная школа 21 века"  под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Рассказала о преимуществах преподавания именно по по данному УМК, интерес...

Обобщение опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности....

Из опыта работы по немецкому языку в начальной школе

В статье описана работа  по немецкому языку с учащимися 2 класса в малокомплектной школе...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе.Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга....

Использование ментальных карт в начальной школе(из опыта работы)

В статье показано использование ментальных карт в начальной школе....

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...