Использование ментальных карт в начальной школе(из опыта работы)
статья (4 класс) на тему

В статье показано использование ментальных карт в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mentalnyh_kart_v_nachalnoy_shkole_iz_opyta.docx77.91 КБ

Предварительный просмотр:

                   Использование «ментальных карт»  в начальной школе

Насибова Б.А. учитель начальных классов МОУ «СОШ п.Горный

Краснопартизанского района Саратовская область»

 Одним из важнейших направлений президентской инициативы «Наша новая школа» стало направление «Совершенствование учительского корпуса». «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего». Перемены, происходящие в России, обозначили приоритеты в образовательной политике 21 века:

1.Ориентация на международный стандарт образования;

2.Компетентностный подход в организации образовательного процесса;

3.Конкурентноспособность выпускника школы в современном обществе;

Замена модели формирующей педагогической деятельности на развивающую;

4.овышение ценностного статуса образования;

5.Выделение профессиональной компетенции учителя как основного критерия оценки  профессионализма.

    Для решения этих задач учителю приходится осваивать современные технологии обучения и воспитания. Наша школа – МОУ « СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» (директор  Карачкова И.А.) оснащена современными средствами обучения – компьютерами, интерактивными досками, имеет выход в интернет. Имея такие возможности, можно провести урок на высоком методическом уровне. Мне хочется поделить новым приёмом проведения уроков. Я использую на уроках «ментальные карты» или «интеллект - карты». Ментальные карты (Mind maps) - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Что же такое ментальные карты? Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. «Ментальные карты»    (Интеллект - карты )— это инструмент, позволяющий:  

 1.эффективно структурировать и обрабатывать информацию;

 2.мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

      Области применения Интеллект - карт (Ментальных карт):
Обучение

создание ясных и понятных конспектов докладов;

максимальная отдача от прочтения книг/учебников;

написание рефератов, курсовых проектов, дипломов, текстов

Запоминание

подготовка к экзаменам; к контрольным работам;

запоминание списков: что сделать, кому позвонить...

Презентации

вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;

проведение деловых встреч и переговоров.

Планирование

управление временем: план на день, неделю, месяц, год…

разработка сложных проектов: нового бизнеса...
Мозговой штурм

генерация новых идей, творчество;

коллективное решение сложных задач.

Принятие решений

четкое видение всех «за» и «против»;

более взвешенное и продуманное решение.

Почему ментальные карты воспринимаются лучше, чем привычные списки, графики, таблицы, тексты? Ментальные карты (интеллект – карты)  задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их  мыслительные и творческие способности.  

Свойства интеллект-карт:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Преимущества интеллект-карт перед другими методами:

Пишем: с удовольствием, быстро, мало

Видим: взаимосвязи, структуру изложения материала, логику

Развиваем: мышление, память, воображение

Задействуем: весь потенциал, творчество

Запоминаем: сразу, много, качественно

Используя поисковую систему Интернет, программу ConceptDraw MINDMAP можно составлять не только учителю, но ученикам свои интеллект – карты. Разрабатывать ментальные можно на компьютере и с помощью обыкновенного листа бумаги и письменных принадлежностей.

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала
  • закрепление материала
  • обобщение материала
  •  написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  • подготовка проекта, презентации
  • аннотирование
  • конспектирование

С помощью интеллект - карты очень легко научить учащихся запоминать стихотворение, правило, текст. Данный метод дает возможность учителю: повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся, развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности ,активизировать деятельность, выявлять  причины когнитивных затруднений, корректировать знания  учащихся.

Метод ментальных карт можно использовать на разных типах урока. Что даёт мне использование ментальных карт?  

  Помогает мне реализовать заложенный в основ ФГОС системно – деятельностный подход. Позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся, развивать творческие способности, развивать интерес к предмету.

    Составление ментальных карт – это деловой и логичный подход к любой деятельности. Только попробуйте однажды составить собственную ментальную карту для разрешения ваших задач, и вы поймете, насколько удобнее станет развивать идеи, усваивать и воспроизводить материал.

   Образец ментальной карты:

Welcome to MindManager

Список использованной литературы:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: ИОСО РАО, 1994. - 228с.
2. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008. – 208 с.
3. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. - 120 с.

 4.https://yandex.ru





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Описание опыта работы с ментальными картами в начальной школе

Из опыта работы Т.А. ДомасевичОписание опыта работы с ментальными картами в начальной школеМы живем в весьма сложное, динамичное по скорости появления инноваций время, с избытком насыщенное информацие...

Использование интерактивной доски в начальной школе ( из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивной доски в начальной школе....

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...

Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.

В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....

Использование проектной деятельности в начальной школе. Из опыта работы.

В современном образовании недостаточно просто передать ученику сумму знаний и умений по определенным предметам. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извле...