Особенности подготовки и проведения интегрированных уроков в начальной школе
статья на тему

Куди Инна Анатольевна

Особенности подготовки и проведения интегрированных уроков в начальной школе. Выступление на методобъединении учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

1.Особенности подготовки и проведения интегрированных уроковв начальной школе

1 слайд. В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний.

2 слайд. Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни, путем формирования у него необходимых компетенций. 0дним из способов их формирования является интеграция учебных дисциплин.

3 слайдИнтеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее, а так же способствует формированию целостного взгляда на мир.

4 слайд. Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин.

 Интегрироваться могут  как смежные предметы, так и представляющие разные циклы. С одинаковым успехом можно объединить : окружающий мир – с музыка – изобразительное искусство – технология,– математика,– литературное чтение

5 слайд. Интеграция ставит цель - дать ребенку целостное представление об окружающем мире, а средством этого является комплексное изучение школьных дисциплин, вскрытие связей между ними.

А так же дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствуя раскрытию способностей его учеников.

6 слайд. Для решения поставленной цели, необходимо выполнить ряд следующих задач:

- информационная (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);

- коммуникативная (способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе);

- учебно-познавательная (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка).

С учетом возрастных особенностей младших школьников, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать окружающий мир в его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

7 слайд. Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

- внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;

Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

- межпредметная — синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;

Среди предметов начальной школы особое место занимает учебный курс «Окружающий мир». Его условно можно назвать «всегда с тобой» или «всегда рядом», поскольку познание детьми окружающего мира и себя в нем не ограничивается рамками урока. Оно началось с рождения и продолжается постоянно, но не осознается ребенком.  Учебный курс «Окружающий мир» дает возможность ученику осознать происходящее, обогащая научными знаниями практический опыт ребенка.

          В программе курса «Окружающий мир» есть немало "перекрёстков": совпадающих тем, общих проблем и вопросов.  Всё это "заявка" на интеграцию.

 Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием «лиственные», «хвойные» деревья. На уроках изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисовании веток лиственного и хвойного деревьев, на уроках технологии - в соответствующей лепке

  Например, интегрированный урок  окружающего мира – изо. Тема урока: «Где зимуют птицы?». На уроке дети путешествуют по зимнему лесу. Наблюдают за тем, как изменилась жизнь зверей и птиц зимой. Слушают пение птиц и учатся различать их голоса.. После знакомства с жизнью птиц дети увлеченно учатся их рисовать.

 Так, на уроке математики изучается тема «Симметрия тел», на уроке окружающего мира«Осень пришла» демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев (клена, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: В чем красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?

Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, в изобразительном искусстве, в технологии изготовления объектов наблюдения.

     

- транспредметная — 

это объединение в единое целое содержание образовательных областей начального обучения, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы.

9 слайд . Методика интегрированного урока

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. Рассмотрим каждый элемент подробно.

Планирование урока. Во время работы над календарно-тематическим планированием необходимо определить количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения.

Слишком большое  число таких уроков может привести к следующим проблемам.

  • перегруженности материала урока,
  • переутомлению учащихся вследствие перегруженности информацией, отсюда к потере внимания учащихся на уроке;
  • отсутствию взаимопонимания и взаимосогласованности действий учителей в ходе урока.

На этапе планирования необходимо согласовать и скоординировать тематику уроков с учителями-партнерами по интегрированным урокам. Наиболее удачный вариант - это когда вы совместно планируете предстоящие уроки.

Организация творческой группы. Формирование команды учителей. От взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока.

Конструирование содержания урока. На первом этапе урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части. Для этого члены творческой группы методом «брейнсторминга» (мозговой атаки) предлагают различные варианты урока, методы и формы работы. Из всего многообразия идей и вариантов необходимо выбрать оптимальное решение,

Следующий этап работы над содержанием урока - этап самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению.

Затем группа приступает к созданию плана-конспекта урока. На данном этапе, рассмотрев и обсудив весь собранный материал, творческая группа производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации,.

Репетиционный этап. В ходе репетиции оттачивается сценарий. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке: кто отвечает за технические средства, кто читает стихи и т.д.  При наличии достаточного опыта от репетиций можно отказаться. Достаточно отработать общую схему урока. Если на уроке предусмотрены сценки с участием учащихся, то они должны быть отработаны отдельно.

 Учитель, работающий с классом в одиночку, находится в более комфортных условиях, так как он один управляет ходом урока. Он может вводить, когда это ему нужно, различные импровизации в ходе урока.

Второй этап подготовки и проведения урока - исполнительский. Начало урока должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие. Цель этого этапа - вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию.

В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.

Третий этап - рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока.

Слайд 10.

 Теперь я хочу конкретно остановиться на  уроках из моей практики.

Интегрированный урок: окружающий мир + литературное чтение+ музыка

Тема: Поклонимся Великим тем годам …песни Великой Отечественной войны. В.Высотский «Он не вернулся из боя»

Цель: : Обобщить и систематизировать знания о Великой Отечественной войне, на примере песен Великой Отечественной войны показать роль музыки в истории нашей страны.

1. Вспомнили события ВОВ

2.  Выступления учеников : существовала ли в это трудное время песня?

3. Прослушивали песни военных  и  послевоенных лет, говорили об истории создания некоторых из них

4. Дети исполняли песни, которые подобрали и подготовили сами

5. Сделали вывод : в годы Великой Отечественной
войны любимым и неразлучным спутником бойцов стала Песня. Она сплачивала и воодушевляла, поднимала и поддерживала патриотические чувства, скрашивала суровый быт солдат.

Слайд 11.

Интегрированный урок : окружающий мир и внеклассное чтения

Тема: Лес – природное сообщество.

Лес – не школа, а всему научит.

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе. Раскрыть тайны лесных обитателей через произведения Н.Сладкова, М.Пришвина

1 группа представляет КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКА.

Цель вашего исследования – Этажи леса. Проблема: Почему растения в лесу растут ярусами? Сколько этажей в лесу? (дать уч-ся таблицу по ярусам, названия ярусов, названия деревьев, кустов и трав).

2 группа представляет КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЖИВОТНЫХ.

Цель вашего исследования – Животный мир в лесу. Проблема: Как разделили животные между собой лесные ярусы? (Даны названия животные, задание- распределить по ярусам)

3 группа представляет КЛУБ ЗНАТОКОВ.

Цель вашего исследования – Книги Н. Сладкова Следы», М.Пришвина «Этажи леса». Проблема: Раскрыть тайны лесных обитателей.

Сделали вывод:  Почему лес называют природным сообществом. Раскрыли  тайны некоторых лесных обитателей

Слайд 12.

Интегрированный урок  окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие звери?» и урока технологии  по теме  «Домашние животные » изделие «Барашек»

Цель: способствовать формированию у учащихся понятия кто такие звери.

  1. Вспоминали отличительные признаки изученных групп животных
  2. Выявили  признаки зверей(загадки о животных,  работа в парах «Части тела животных», выполняли практическую работу: через лупу рассматривали шерсть зверей,  игра «Назови детеныша», выполняли самостоятельную работу с самопроверкой
  3. Творческая работа по изготовлению «Барашка»

Вывод: Выяснили, кто такие звери. Выявили главные признаки этой группы.

13слайд. Заключение.

   Интегрированные уроки расширяют рамки обычного урока, а, значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика, Эти уроки позволяют научить учащихся добывать знания самостоятельно, повышают интеллектуальный уровень, развивают интерес к учению, расширяют кругозор, развивают потенциальные возможности младших школьников,.

При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении.

А главное интегрированные уроки интересны и нравятся детям.

14 слайд

Спасибо за внимание

        

Примерные темы интегрированных уроков ( в основе курс «Окружающий мир»)

Класс

Тема урока

1

1.Сезонные изменения в природе (осень). (окр.мир) Числа 1 – 9 (матем.)

. Кто такие птицы.(окр.мир) Работа с бумагой. Приёмы изготовления птицы (технология)

2. Кто такие звери (окр.мир) Сложение и вычитание в пределах 10 (матем)

3.Кто такие звери (окр.мир) Домашние животные. Изделие барашек (технология)

4.Что я знаю о своем селе, о своей стране( окр.мир+ изо)

5.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (окр.мир) Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание. (матем)

6 Почему радуга разноцветная (окр.мир + изо)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме "Интегрированные уроки в начальной школе"

Консультация по теме "Интегрированные уроки в начальной школе"...

Публикация творческой работы: "Особенности подготовки и проведения ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПРАЗДНИКОВ в начальной школе для детей с нарушениями слуха".

Проблема сохранения и развития физического и психического здоровья младших школьников с нарушениями слуха, а также организация активного отдыха может быть решена на уроках физической культуры, ритмики...

Проведение интегрированных уроков в начальной школе

Проведение интегрированных уроков в начальной школе позволяет решить различные учебные задачи на уроках в начальной школе. На примере интегрированного урока русского языка и окружающего мира  пок...

Особенности организации и проведения дистанционных уроков в коррекционной школе для детей с недостатками слуха.

В статье говориться о структуре дистанционных уроков и описан алгоритм  дистанционного урока....

родительское собрание Достижение и оценка. Особенности подготовки к итоговым работам по курсу начальной школы

Достижение и оценка. Особенности подготовки к итоговым работам по курсу начальной школы...

Особенности подготовки к Всероссийским проверочным работам в начальной школе

Подготовка к ВПР – это систематизированное повторение учебного материала, которое любой учитель организует вне зависимости от того, кто и как проводит итоговое оценивание. Повторение ни в коем с...

"Секреты подготовки и проведения интересного урока в начальных классах" мастер-класс.

Мастер-класс проведен на методическом объединении учителей начальных классов. В нем собраны самые удачные приемы проведения работы в начальных классах , чтобы зажечь в детях интерес к учебе....