Тематическое планирование работы учителя-логопеда с группой детей с нарушениями чтения и письма во 2 классе
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

В планировании раскрываются тема, задачи и содержание работы с группой детей с нарушениями чтения и письма 2 класса. Данная работа может помочь для составления планирования, а также конспектов и проведения занятийй по представленной тематике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование работы учителя-логопеда для группы детей с нарушениями чтения и письма во 2 классе

Тема

Задачи

Содержание работы

2 класс

Слово

Слова, обозначающие предмет

Формирование  понятия  «Слово»  как части предложения. Различение слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Постановка вопросов к этим словам

•  игра «Определи слово». Ученикам раздаются   картинки,   изображающие   различные предметы. Логопед называет слова и звукосочетания, учащиеся поднимают картинки, услышав названия предметов, и не поднимают, услышав звукосочетание, так как набор звуков не является словом;

• игра «Что это? Кто это?»;

•  игра «Посмотри, запомни, назови». Рассмотреть картинки, запомнить их, назвать только те, которые обозначают живые (неживые) предметы. Графическое изображение слова- предмета

Слова, обозначающие действие предмета

Различение слов, обозначающих действие предмета. Постановка вопросов к словам-действиям

•  игра «Закончи фразу». (Логопед произносит: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все ...» (видят). Что может делать человек? Ответь одним словом);

•  игра «Послушай, запомни, назови». Логопед называет слова-предметы и слова-действия и просит назвать только слова-действия, поставить к этим словам вопрос, графически изобразить их

Различение слов, обозначающих предмет и действие

Различение слов- предметов и слов-действий по вопросам

•  игра «Назови предмет по его действию»;

•  игра «Кто как передвигается?»;

•  выделение из предложений типа: Светит солнце;

•  к каждому слову учащиеся ставят вопрос, объясняют, что означает;

•  загадки (перечисляются действия,  нужно определить предмет)

Слова, обозначающие признак предмета

Различение слов, обозначающих признак предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?

•  назвать  несколько   признаков   к   одному предмету;

•  назвать    слова-признаки,    обозначающие форму, цвет, вкус, материал

Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков

Закрепление понятий о словах, обозначающих  предмет,  действие,   признак предмета

•   подбор к словам -предметам по два признака, слова-признаки, противоположные по значению;

•  игра «Кто больше подберет слов-действий к словам предметам» и наоборот;

•  игра-загадка «Назови предмет по его признакам»;

•  графический диктант

Предлоги

Понятие о предлоге

Дать понятие о предлоге как самостоятельном слове

•  игра «Догадайся, какое слово я пропустила?»; •  игра «Ответь на вопрос маленьким словом» (затем   словосочетанием)   по   положению предмета, по картинке

Предлог на/

Схема предлога

Развитие словаря по теме «Транспорт». Формирование навыка практического использования предлога на в устной и письменной речи

•  игра с мячом «На чем можно ездить?»;

•  игра «Что на чем?» Используются карточки с предметными картинками: стол, книга, крыша, кошка ...;

• составление предложений по картинкам, используя схему: Кто? Что делает? Что? Куда?

Предлог в.

 Схема предлога

Формирование навыка практического использования предлога в в устной и письменной речи

игра «Ответь на вопрос словосочетанием» (Куда туристы складывают вещи ? Где хранятся продукты? Где живут дельфины? и т. д.} работа с деформированными фразами (ученикам предлагается прослушать слова, составить из них предложение, назвать предлог — спала, белка, дупле, в. ежика, кустах, в. мальчики, нашли, чистом, в, работать, классе, приятно.... и т. д.}

Дифференциация предлогов в и на. Схемы предлогов

Формирование навыка практического использования предлогов в и на в устной и письменной речи

•  игра «Солнечный зайчик». Логопед читает стихотворение, затем зеркалом пускает солнечный зайчик и просит назвать, куда он спрятался.

•  игра «Исправь ошибки» (В стене висит портрет. Суп варят на кастрюле.}

•  упражнение «составь словосочетание, используя предлоги в, на.

ныряет        вода
кладет в, на тумбочка
лезет крыша

Предлог из.

Схема предлога

Формирование навыка практического использования предлога из в устной и письменной речи

  1. игра с мячом «Из чего это сделано?» Например: шапка... из меха, стакан ....из стекла, стол. ...из дерева; ответы на вопросы Откуда? Из чего? Например: Откуда достал ручку? (Из портфеля). Из чего вылепили снеговика? ( Из снега);
  2. упражнение «Составь предложение, назови предлог»;

определение место предлога (работа с числовым рядом)

Дифференциация предлогов в, из. Схемы предлогов

Формирование навыка практического использования предлогов в и из в устной и письменной речи

  1. игра «Куда положил? Откуда достал?»; упражнение —- прослушай, назови третье слово, составь схему;
  2. составление предложений с предлогами в, из и опорными словами, например: мальчик, дом; молоко, холодильник; люди, метро; графический диктант (предлог изображается в виде схемы)

Предлоги с (со)

Формирование навыка практического использования предлогов с (со) в устной и письменной речи

•  игра «С чем пекут пироги?» «С чем пьешь чай?» «С кем ты дружишь?»

•  игра «День рождения»,  например: Я для своих гостей приготовлю бутерброды с ...;

•  упражнение «Вставьте пропущенные предлоги»:

У меня сестренок семь,

Помогать я буду всем!

... Олей сеять,

 ... Полей жать,

 ... Дашей куклу наряжать,

 ... Леной стряпать,

 .... Нюрой шить,

 ... Шурой сено ворошить,

Песни петь ,

Самою малюсенькой

Дифференциация

предлогов   с   (со),

на.

Схемы предлогов

Развитие языкового чутья (обращать внимание учащихся на просторечное неправильное употребление предлога с вместо предлога из)

игра с различными предметами (игрушками). Возьми мяч. Откуда ты взял мяч? (со стола) Положи мяч. Куда ты положил? (на стол);

игра «Наоборот». Бабочка села на ромашку. (Бабочка улетела с ромашки.) Картину сняли со стены. (Картину повесили на стену,);

исправь ошибку (Мама с дочки пошла гулять. Молоток лежит на ящик. Дым валит с трубы. Мама пришла с магазина. Бабушка приехала с деревни);

составь предложения изданных словосочетаний: сошел с поезда

Предлоги у, к, от. Схемы предлогов

Дифференциация предлогов у, к, от. Формирование навыка практического использования предлогов у, к, от в устной и письменной речи

игра с мячом «Послушный мяч». Лети мяч от меня к ...(имя). (Предлог выделять голосом);

составление схем предложений из полосок; определение место предлога и подбор соответствующей схемы предлога; определение предлога на слух. С. М. Маршак «Где обедал воробей?»

Предлоги по, к. Схемы предлогов

Дифференциация предлогов по, к. Формирование навыка практического использования предлогов по, к в устной и письменной речи

игра «Шалунья-обезьянка». Логопед передвигает игрушку, а дети рассказывают, что делает   обезьянка:    Обезьянка   бегает   по парте, по полу, подбежала к шкафу, ...; составление предложения из словосочетаний с предлогами по, к (ехал по дороге, подошел к дому, плыл по реке, приехал к дедушке); упражнение «Вставь пропущенный предлог к, по в предложение»; письмо по памяти: Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам.

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон).

Дифференциация предлогов в, за. Схемы предлогов

Формирование навыка практического использования предлогов в и за в устной и письменной речи

игра «Скажи, где лежит?» Логопед берет разноцветные карандаши и кладет в коробку, за коробку, в стакан, за стакан. Дети отвечают, называя цвет карандаша, упражнение «Найди и исправь ошибку»: Ребята ехали в автобусы. У Лены в рука большой шар. Котенок сидел за коробках.', составление рассказа по картине и вопросам. У сосны стоит муравейник. (Где стоит муравейник? Какой муравейник? Кто живет в муравейнике?)

рассматривание картинок, ответ на вопрос (Где?).

Дифференциация предлогов под, над. Схемы предлогов

Формирование навыка практического использования предлогов под и над в устной и письменной речи. Закрепление ранее изученных предлогов

игра с мячом «Скажи, где мяч?»; игра «Что под чем? Что над чем?» (используются картинки, схемы предлогов); составление словосочетаний; игра «Расставь мебель»; составление предложений по схемам; работа с карточками: вставить подходящий по смыслу предлог в предложения: ... березами кружили грачи. Мальчики промокли ... проливным дождем] составление схемы к предложениям

Дифференциация предлогов по, под. Схемы предлогов

Формирование навыка практического использования предлогов по и под в устной и письменной речи

упражнение с заданием: прослушайте предложение, вставьте слово-признак, начертите схему предложения (Едет по (какой?) дороге. Бродит по (какому?) лесу.)', продолжение предложения по схеме; упражнение «Исправь ошибку»: Жук ползет под траве. Книга упала по стол.

Дифференциация предлогов на, над. Схемы предлогов

Формирование навыка практического использования предлогов на и над в устной и письменной речи

игра «Ответь, где карандаш?» (на столе, на книге, над книгой, ...);

упражнение: отберите картинки, по которым можно составить предложения с предлогами на в одну колонку, а с предлогом над — в другую (карточки: на столе стоит стакан, самолет летит над лесом); упражнение: вставь предлоги на или над (лезет ... дерево, висит ... дверью, ...)\ упражнение: прослушайте словосочетания, назовите предлог и слово, с которым он «дружит» (лежит на окне (на окне)_______

Обобщение         по теме «Предлоги»

Закрепление    навыка    использования предлогов в устной и письменной речи

составление словосочетании по картинкам (назвать предлоги, поднять соответствующую схему);

работа с числовым рядом (сосчитать слова в предложении, назвать предлог, определить его место); письмо по памяти: За селом в густом лесу

Встретишь зайца и лису.

На охоту дед идет.

Что же он с собой берет? (Ружье)
прослушивание предложения, запись слова
с соответствующим предлогом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы учителя - логопеда с группой детей с ОНР в1 классе

В данной разработке представлено подробное описание Темы занятия, количества часов на изучение данной темы, содержание работы, используемая литература и оборудование....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ( 2 класс) ТЕМА: Дифференциация звуков и букв С-Ш

ЦЕЛИОбразовательные: Формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в словах, предложениях, текстах.Коррекционные: Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навыки языковог...

Конспект урока во 2 классе с группой детей с нарушением чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным ОНР

Данный урок расчитан на категорию детей, обучающихся в массовой школе, посещающих логопункт. В конспекте подробно описывается прохождение материала по теме "Мягкий знак", наглядно представлены деионст...

Календарно-тематическое планирование работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ 1 кл.

Календарно-тематическое планирование работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ 1 кл....

Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР

КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда для коррекции речи детей с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра

Цель логопедического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС  это:- создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речево...