Учебно-педагогический проект «Пути повышения мотивации детей-логопатов»
методическая разработка по логопедии (3 класс) по теме

Пыжик Татьяна Егоровна

Для того, чтобы осмысленная деятельность появилась, надо чтобы учащиеся осознали цель занятия. Для этого преподаватель создает определенную ситуацию и доводит ее до сознания учащихся. Ученики должны понимать, чего хочет добиться от них учитель. В начале занятия надо помочь увидеть цель; затем осознать и принять ее, т. е. Учащиеся должны захотеть реализовать учебную цель.
Обучение без сильной мотивации – бессмысленно. Поэтому важно развить в учащихся познавательный мотив, ведь, если нет интереса – нет прогресса - нет достижения цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt__2.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

 Учебно-педагогический проект

«Пути повышения мотивации детей-логопатов»

Авторы: Фёдорова Ольга Викторовна, Пыжик Татьяна Егоровна, учителя-логопеды МБОУ «Лучановская СОШ» села Лучанова,  Томского района,  Томской области . Предметная область: логопедия

Проект направлен на повышение учебной мотивации младших школьников .

Обоснование целесообразности проекта:

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Вопрос мотивации широко рассматривался в работах отечественных психологов: Божович Л. И., Гальперина П. Я., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л. и других. В настоящее время насчитывается несколько десятков теорий мотивации. Мотивацией называется совокупность побуждений к деятельности. В данном случае под деятельностью мы понимаем логопедические занятия. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Мотивы второстепенные, не имеющие самостоятельного значения, подчинены, так или иначе, мотивам ведущим. Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Здесь имеется в виду потребности ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Для того, чтобы осмысленная деятельность появилась, надо чтобы учащиеся осознали цель занятия. Для этого преподаватель создает определенную ситуацию и доводит ее до сознания учащихся. Ученики должны понимать, чего хочет добиться от них учитель. В начале занятия надо помочь увидеть цель; затем осознать и принять ее, т. е. Учащиеся должны захотеть реализовать учебную цель.
Обучение без сильной мотивации – бессмысленно. Поэтому важно развить в учащихся познавательный мотив, ведь, если нет интереса – нет прогресса - нет достижения цели.

Для создания мотивации нужна заинтересованность. Учитывая различные уровни усвоения учащихся , действуем следующим образом:
1 уровень: делай как я.
2 уровень: делай по инструкционной карте.
3 уровень: действуй, модернизируй, предлагай свои решения – это ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ!

Анализ ситуации

  1. Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем, текстов и т.д.)

Цель проекта:

Интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)

Задачи:

-  Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов

-  Формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)

-  Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности (виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости, виртуальный эксперимент - визуализация процессов, которые трудно или невозможно рассмотреть в реальных условиях и др.)

-  Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал.

Ожидаемые результаты:
-Дети активно включены в коррекционно-развивающий процесс

 -Эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся на каждом этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное время освоения, уровневая дифференциация )
2. Самостоятельно используют материалы

3.Положительная динамика речевого развития ребенка,  успешная социальная адаптация

 Проект разработан с учётом перспективного планирования для детей с нарушением устной и письменной речи, обусловленной  недостаточной сформированностью языкового анализа и синтеза. Представлено мультимедийное сопровождение, разработанное в программе Power Point и видео Muvee. Это увлекательная игра-приключение, позволяющая активизировать деятельность учащихся на занятиях.

Участники проекта:
Учителя-логопеды, ученики начальных классов, их родители, учителя начальных классов.

Концептуальные основы
Теоретической базой данного проекта является принцип личностно-ориентированного обучения, коррекции и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию «особого» ребенка, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога, родителя, всей семьи.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:


1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи: 1.Повышать познавательный интерес:
- раскрывать значимость и необходимость знаний;
- использовать наглядность и занимательные задания;
- вести урок эмоционально;
- использовать парадоксы;
- применять активные и игровые методы обучения;
- побуждать детей задавать «умные» вопросы;
- уделять особое внимание вопросу оценивания учащихся: оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Важно, чтобы учитель сравнивал успехи ученика не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. Имеет значение не только результат, но и процесс работы; важно побуждать детей к само- и взаимооцениванию;
- применять задания, предусматривающие выбор, творческое выполнение. 


2 этап – основной (практический).
Задачи:

  1. разработать и апробировать систему методов и приёмов. Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
  2. Повышать у детей уверенность в себе, в своих возможностях  (частая причина лени – неуверенность в себе):
    - поощрять даже небольшие достижения (иногда можно не обратить внимания на отдельные недочёты);
    - демонстрировать собственную веру в возможности  ученика, в том числе используя ободряющие высказывания («Я верю, что ты сможешь…» и т.п.);
    - давать задания, в которых ученик обязательно достигнет успеха;
    - разъяснять, какие конкретные действия должен предпринять ученик для достижения успеха;
    - использовать позитивную лексику.

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:

  1. Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда
    Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе реализации проекта
  2. Стремиться стать для учащихся значимым человеком, объектом идентификации:
    - проявлять уважение к личности и умению учащегося;
    -  демонстрировать собственную внутреннюю уверенную позицию;
    - по возможности использовать юмор, создавать атмосферу радости на уроке;
    - открыто признавать свои ошибки и слабости (это позволяет учащемуся почувствовать себя сильнее, не переживать слишком остро свои неудачи
  3. Создание мультимедийной презентации

Презентация включает в себя:

- анимация;

-  аудио-сопровождение;

- коррекционно-развивающие упражнения.

Возрастная группа: 3 класс

Название презентации: «В царстве падежей»

Среда (редактор), в которой выполнена презентация Pover Point, видео Muvee

3 - видеоролик «В царстве падежей» (для запуска фильма необходимо кликнуть на картинку слайда)

- «Сказка о падежах»

Этот этап работы творческий, который предполагает закрепление падежных форм через творческую созидательную деятельность. По каждому падежу дети изготавливают макеты, подбирая картинки . Через творчество, фантазию и самостоятельность происходит повышение интереса и мотивации к познавательной деятельности.

Фоноритмика ( для запуска фильма необходимо кликнуть на картинку слайда). Это  серия упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (в данном случае гласных звуков) сопровождается движением рук, ног, головы, корпуса. Занятия фоноритмикой помогают формированию фонетически правильной речи, в данном  случае заменит динамическую паузу.

Заключительная часть. Подведём итоги:

Проверь знания: творческое задание, тест

Запоминалка. Предлагаем небольшое стихотворение, которое облегчит запоминание названий падежей.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  В.Волина Учимся играя - М.: Новая школа,1994. с. 373

   Н.Ю. Костылёва       «Покажи и расскажи»

  Интернет-ресурс:

-   images.yandex.ru › падежи в рисунках 

http://www.songkino.ru/songs/zav_trav.html  - песенка «Если в лагере дожди» (муз. В.Шаинского сл.М Львовского)

    

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как один из путей повышения мотивации учения"

Обобщение опыта написано для районного конкурса "Учитель года 2011" как один из этапов конкурсной программы. В работе отражена практическая направленность, актуальность в связи со стандартами второго ...

«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»

Краснодарский край Апшеронский районг. Апшеронск          «Повышение мотивации учащихся  путем использования активных методов обучения на уроках ...

Пути повышения качества образования ( формирование и развитие мотивации чтения)

Почему мотивы у учеников начальной школы бывают не сформированы. Что надо сделать чтобы чтение доставляло удовольствие....

Пути повышения мотивации обучающихся с применением среды обучения«1 ученик-1 компьютер»

Каждый учитель, работающий в школе, сталкивается с проблемой  мотивации обучающихся. Ученики считают обучение скучным и ненужным для их дальнейшей жизни, а основной мотивацией является лишь получ...

Пути повышения учебной мотивации учащихся

Данная работа посвящена одной из актуальных проблем школы – повышению мотивации учения учащихся. В ней я представила педагогические методы и приёмы, способствующие развитию положительной устойчивой мо...

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

The article deals with the problem of motivation at the English lessons. Different methods, ways and means of motivation increasing for studying English such as using communicative activities, watchi...