ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по иностранному языку

Евланова Елена Борисовна

The article deals with the problem of motivation at the English lessons. Different methods, ways and means of motivation increasing for studying English such as using communicative activities, watching videos, singing, listening songs, interactive exercises, reading different texts in original using Internet resources are considered in the article. Key words: the English language, motivation, teaching, teacher’s activity, communication, communicative activities.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_s_ispravleniyami.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 THE WAYS OF MOTIVATION’S INCREASING AT THE ENGLISH LESSONS

Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации на уроках английского языка. Рассматриваются различные методы, способы и средства повышения мотивации к предмету: создание на занятиях языковой среды, использование видеоматериалов, песен, стихотворений на английском языке, применение Интернетресурсов на уроках, организация самостоятельной работы учащихся. Ключевые слова: английский язык, мотивация, обучение, активность учителя, иноязычная коммуникация, коммуникативная компетенция.

The article deals with the problem of motivation at the English lessons. Different methods, ways and means of motivation increasing for studying English such as using communicative activities, watching videos, singing, listening songs, interactive exercises, reading different texts in original using Internet resources are considered in the article. Key words: the English language, motivation, teaching, teacher’s activity, communication, communicative activities.

Мотивация - это тот двигатель, который тащит за собой паровоз активных действий учащихся на уроке и дома, ведущий к высоким результатам в обучении.

Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивации учащихся. Я, как и любой учитель, хочу, чтобы мои ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и нам, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте, без преувеличения, можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

До и в самом начале изучения иностранного языка, у учащихся высокая мотивация. Но в процессе овладения иностранным языком отношение учащихся меняется, так как им необходимо преодолевать разнообразные трудности. В результате снижается успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. Поэтому особенно актуальным сейчас является изучение проблемы повышения мотивации в ходе изучения английского языка.

Исходя из актуальных потребностей и специфики изучения предмета, важным фактором в обучении речевому общению на английском языке является мотивация усвоения иностранного языка. Рассматривая понятие мотивации, исследуемого И.А. Зимней, считается, что «мотив – это то, что объясняет характер, данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [4, c. 72].

В педагогической литературе описаны достаточно подробно два вида мотивов: внутренние и внешние. Внутренние – это мотивы, которые развиваются под воздействием собственных мыслей обучаемого, его переживаний, стремлений, в результате чего появляется осознание внутренней необходимости

Существует много мнений по определению видов мотивов, которые формируются при изучении английского языка. Так, В.Д. Шадриков считает, что «мотивация обусловлена потребностями и целями личности, идеалами человека, условиями его деятельности» [7, c. 95]. Р.А. Готлиб полагает, что «мотивация – это такая движущая сила, которая побуждает человека успешному изучению иностранного языка» [3, c. 123]. Таким образом, мотив рассматривается как внутреннее побуждение учащегося к учебной деятельности, вызванное личными потребностями самого обучаемого

Такое разнообразие говорит о том, что при подготовке к уроку учителю необходимо учитывать различные виды мотивации, так как каждый из них по-разному влияет на процесс обучения и в зависимости от поставленной цели, необходимо делать упор на конкретные виды мотивации. Важно отметить особенности мотивации на разных этапах обучения в школе: в младших классах, на среднем и старшем этапах обучения. На каждом этапе свои особенности: в младших классах у учащихся высокий уровень интереса к изучению окружающего мира; средний этап обучения в школе характеризуется возникновением интереса к определенному предмету, но наблюдается снижение уровня мотивации к обучению в целом. Всё это связано с особенностями подросткового возраста. В старших классах важным фактором становится подготовка к поступлению в высшие учебные заведения, стремление к знаниям, и понимание того, что необходимо изучение предметов для дальнейшего обучения после окончания школы.

Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранного языка, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы. Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка разными мотивами - ориентация на цель, уход от неудач и поражений, самоактуализация.

Для другого ученика язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести, и он не скрывает свою безмерную скуку, зевает, отвлекается сам, отвлекает других, просто ждет конца урока.

Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и, чего греха таить, часто обвиняет такого ученика в неверном поведении или неспособности изучать иностранный язык.

Но данную ситуацию можно воспринять и по–другому, так, как последние годы, нас, учителей, и учат методисты: а задайте-ка себе вопрос: «Являются ли методы и подходы на моих уроках эффективными и действенными, способствуют ли они мотивации к изучению моего предмета у каждого ученика?» Ведь способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.

В процессе наблюдения и диагностики были выявлены следующие причины спада учебной мотивации:

  • Отношение учителя к ученику;
  • Отношение ученика к учителю;
  • Личная значимость предмета;
  • Страх перед школой;
  • Непонимание цели учения.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка.

1. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности

Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

Я не редко замечала, что даже учащиеся с низкой успеваемостью могут заинтересоваться в предмете и проявить активность, если они будут удивлены тем, как обычный ход урока меняется на их глазах. В ходе урока я часто поощряю учеников, хвалю их, если они отвечают правильно, если же где-то путаются, то подсказываю и намекаю, стараясь никогда не произносить правильный ответ сама. Очень часто прошу учащихся поменяться тетрадями и проверить работы, давая ответы на доске. Многим очень приятно видеть, что в некоторых вопросах они не допустили тех ошибок, которые сделал их сосед.  обеспечиваю и всегда стараюсь дать необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Задания, которые ставят в тупик ученика или весь класс не приведут ни к чему…

Также я обращаю внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат сам по себе.

Стараюсь внушить ребенку, что и на неудачах строится успех. На ошибках учатся! А в изучении иностранного языка учатся именно на своих, а не на чужих ошибках.

2. Внедрение азартных технологий. Или, что лучше звучит –  игра

Вот сколько себя помню на стезе учителя – столько я и играю. Спросите учеников начальной школы, 5-х, 6-х классов – что вы ждёте на уроке? Хотим играть – скажут они. И будут правы.

Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.

А ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса, она является методическим приемом, который относится к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком, она создает условия реального общения.

Для ролевых игр я стараюсь отводить уроки диалогической речи. Дети заучивают клише вопросов и ответов, а на уроке даём волю разнообразным похожим ситуациям с подстановкой другой лексики по изучаемой теме.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве. Дефицит словарного запаса не надо доказывать ребёнку – он прочувствует его сам. Ведь говорить-то хочется, а нечем! Приходится что-то заучивать, спрашивать. Иначе – никак! Применение игровых методов обучения помогает избежать монотонности и однообразия в работе над различным материалом и сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Игровые технологии формируют положительное отношение обучаемых к предмету, активизируют умственную деятельность школьников, поскольку зачастую развивают способность учащихся анализировать, сравнивать и обобщать. Игра в значительной степени повышает мотивацию ребенка к изучению иностранного языка. К примеру, различные игры при изучении алфавита, цветов, одежды и многого другого. Например, на доске рисунок-силуэт букета из ватмана, в нем много прорезей. Называю цвет по-английски, и у кого из ребят есть цветок такого цвета, выходит с ним к доске и вставляет в прорезь, в результате получается очень большой красивый букет.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности и творческого потенциала. Таким образом, учитель разрабатывает своеобразную мотивационную стратегию, с помощью которой он стимулирует активную деятельность учащихся.

3. Применение новых информационных технологий

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приёмов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным.

Поэтому, я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образовании. Общаясь с детьми на уроках, я сделала для себя вывод: иллюстрационные и диалоговые возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его структуру.

Сейчас почти все учителя используют новые технологии. В том числе и я.

Например:

а) использую презентации. Подыскать достойную презентацию по любой теме в интернете сейчас не проблема. И хотя бум на подготовку собственной презентации пошёл на спад, я приветствую такую работу от учеников, всегда оцениваю на положительную отметку, пусть даже это совсем небольшая презентация, ведь на её создание подвигла ребёнка именно мотивация – и я должна её поддержать.


б) при изучении грамматики и лексики использую компьютерное тестирование, которое можно скачать из ЦОР-библиотек, Quizlet, Puzzle English , Lim English, Английский на «5» и других ресурсов. Также дети могут дома проходить такое тестирование и сообщать результат.

с) по страноведческим темам смотрим видеоролики на английском языке. В январе 8-е классы изучали тему «Олимпийские. Параолимпийские игры». Короткий, но яркий фильм о легкоатлетах, бегущих на протезах, передвигающихся в инвалидных колясках был просмотрен дважды при полной тишине. Дети поняли всю речь комментатора и были неравнодушны к теме все последующие уроки.

 Мне хотелось бы подробнее остановиться на технологиях и приёмах, которые я использую на своих уроках, они способствуют развитию мотивации. Важным компонентом в своей работе считаю выбор УМК.

Учащиеся нашей школы со 2 класса изучают английский язык по УМК Forward. Данный УМК на мой взгляд не только отражает все принципы современной парадигмы, в его содержании заложены информационные потребности обучающихся определенного возраста, он ориентирован на реальные возможности учителя и учащихся общеобразовательных школ, обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся. Упражнения познавательны, и не только чему-то обучают, но также развивают и воспитывают. Много интерактивных заданий, то есть по ходу их выполнения ученики взаимодействуют с учителем, одноклассниками, родственниками, зарубежными сверстниками. Использование в данном УМК яркой наглядности, интересных сюжетных линий, оказывает огромную помощь в повышении мотивации у учащихся.

4. Музыка

Музыка — это один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся.

Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран.

Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока.

На уроках я часто использую различные песни и стихи.

В песнях лучше усваиваются грамматические конструкции. Они способствуют совершенствованию навыков произношения, содействуют эстетическому воспитанию учащихся, способствуют сплочению коллектива, стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся и сплочению коллектива. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка. Использую я такие песни: «Алфавит», «Цвета», «Как тебя зовут», «Привет», различные песни на движения, «Времена года» и т.д.

5. Художественный перевод

Художественный перевод стихов или сказок формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка.

6. Проектная деятельность

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Скажу только, что они безусловно способствуют повышению мотивации к изучению английского языка на всех ступенях обучения.

7. Дистанционные олимпиады 

В течение трех лет учащиеся нашей школы с большим интересом принимают участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах по английскому языку, таких как «Джуниер Джек», «Британский Бульдог», «Олимпус», «Юнга», видеоурок, инфоурок и т.д

8. Международные, всероссийские, школьные олимпиады по иностранному языку

Эти виды деятельности безусловно повышают мотивацию к изучению английского языка, но используются они достаточно редко, 1-2 раза в течение учебного года и задействуют, как правило, единицы детей.

Вывод: Каждая мотивационная стратегия имеет свои положительные стороны, которые помогут учителю в образовательном процессе. Более того, они сделают работу на уроке не только проще для учителя, но и для учеников. Главное, чтобы каждая стратегия была правильно организована с методической точки зрения, а для некоторых стратегий нужна тщательная подготовка, как со стороны учителя, так и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О повышении мотивации к изучению английского языка методом использования музыки и песен»

Включение песенного материала, и особенно музыкально-поэтического фольклора, в обучение ИЯ предоставляет большие возможности не только для обогащения языковым материалом и культуроведческой информацие...

Способы повышения мотивации при обучении английскому языку младших школьников

Способы повышения мотивации при обучении английскому языку младших школьников...

Приёмы повышения мотивации к изучению английского языка у младших школьников.

Приёмы повышения мотивации к изучению английского   языка у младших школьников.Психологические и возрастные особенности младших школьников на овладение иностранного языка....

Использование здоровьесберегающих технологии как средство повышения мотивации в обучении английскому языку младших школьников.

По результатам недавних педагогических и психологических исследований можно говорить о том, что уже на начальном этапе обучения школьники и их родители сталкиваются с  такими проблемами, как ухуд...

Презентация на тему "Медиаобразовательные технологии как средство повышения мотивации при изучении английского языка"

Медиаобразовательные технологии как средство повышения мотивации при изучении английского языка....

Доклад "Медиаобразовательные технологии как средство повышения мотивации при изучении английского языка"

Медиаобразовательные технологии как средство повышения мотивации при изучении английского языка....