Стрижонок Скрип
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

                                                                                                Малышева Елена Дмитриевна

                                                           учитель начальных классов

                                                                               ГБОУ СОШ № 484 Московского района

 

 

                                                      Литературное чтение

4 класс

 

Тема:  В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип».

 

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

 

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с цельюповторения и обобщения ранее полученных знаний. Продолжить работу над анализом литературного произведения.

Задачи

Предметные: учить анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, а так же работать над правильным и выразительным чтением.

Метапредметные

  • познавательные: развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
  • личностные: формировать внутреннюю положительную позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес.

 

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информацию.

 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

 

Средства обучения

  • Л.Ф.Климанова Учебник  «Литературное чтение 4 класс» 2 часть- М.: Просвещение, 2011.
  • Овчинникова И.Г. « Дидактические условия формирования культуры школьников: Дисс….к.п.н.» - Магнитогорск,1996 – 177 с.
  • Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологизмы / С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведов; Рос.акад.наук. Ин-т рус.яз им. В.Б.Виноградова-4-е изд., доп.-М: Азбуковник, 1997 г.
  • Сборник  « Формирование информационных умений младших школьников».  Санкт – Петербург 2011 г.
  • компьютерная презентация
  • раздаточный материал
  • Запись МР 3 « Пение птиц у воды»

 

Планируемые результаты

 

Предметные: на уроке ученик будет анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, учиться читать бегло и выразительно, развивать речь.

Метапредметные

познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию;  строить логические рассуждения; искать причинно-следственные связи;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности( неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.

 

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Организация проверки рабочего места учащихся.

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и  скажите, что вам приятно будет работать вместе. Пожелайте друг другу удачи.

 

 

 

 

Проверка готовности рабочего места к уроку.

Создание положительного эмоционального настроя в классе: ребята желают друг другу и учителю удачи.

Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде конвертов со словами, заготовки для синквейна, листами-стикерами для рефлексии.

Этап мотивации, целеполагания  и актуализации знаний.

Организация фронтальной работы. Беседа.

- Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения. Назовите произведения из этого раздела.

- Над каким литературным произведением мы работаем с вами на уроке чтения?

- Давайте проверим домашнее задание. Найдите цитату из текста подходящую к плану.

                  План:

  1. Рождение Скрипа.
  2. Стрижата одни
  3. Возвращение мамы-стрижихи
  4. Кормление птенцов
  5. Скрип обижен
  6. Жизнь семьи
  7. Любопытство срижонка
  8. Враги рядом
  9. Страх матери
  10. Враги стрижей
  11. Гибель матери
  12. Беда стрижей
  13. Дружные стрижи.
  14. Первый полет
  15. Недостроенный дом
  16. Встреча с мальчишками
  17. Законченное строительство
  18. Пора улетать
  19. Стрижи уносят лето!

 

 

 

 

 

- Природа и мы.

Дети называют ранее изученные произведения.

Вспоминают автора и название рассказа. Учащиеся перечисляют этапы проделанной работы.

Зачитывают цитатный план к рассказу, который написали дома.

 

 

 

.

 

 

 

 

 

На доске висит портрет писателя В.П.Астафьева и название рассказа.

Учитель читает составленный ранее план, дети соответствующую цитату из текста.

Этап формирования задач.

- Скажите, какой план еще можно было сделать к этому рассказу?

- Этот вы готовили в виде мини-проектов в своих творческих группах. В  нем отображены более крупные части рассказа. Покажите свои работы.

- Каких героев рассказа вы нарисовали?

- Можем ли мы по рисункам понять, какими качествами они обладают, какие эмоции им присущи, какие они совершают поступки?

- Что нужно сделать, для того, чтобы лучше разобраться в этом?

 

- Правильно, тема нашего урока:

« Анализ художественных литературных образов рассказа

 « Стрижонок Скрип»

Учащиеся называют картинный план. Дети говорят, что у них получилось пять крупных логических эпизодов. Вывешивают свои картинные планы в виде мини-проектов на доску.

 

 

Дети говорят, что одни и те же персонажи на разных рисунках отличаются, каждый нарисовал их по- своему, вложил свой смысл и поэтому представление о героях рассказа не совсем точное.

Для того, чтобы лучше разобраться в них, нужно проанализировать и разобраться в характере каждого персонажа. Лучше узнать, понять их чувства и переживания, поработать с текстом.

На доску прикрепляются творческие работы учащихся с картинным планом, с комментариями.

Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков.

- Назовите основных героев рассказа « Стрижонок Скрип»

1. Работа над образом Стрижонка Скрипа.

- Кто главный герой?

- Любит ли его автор? Как мы это узнаем?

- Давайте прочитаем о его моменте рождения. С какой интонацией надо это делать? Почему?

- Каким он был для мамы? О чем это говорит?

- Каким на свет появился птенец?

- Чем порадовала его мама? И т.д.

- Какой это герой положительный или отрицательный?

- Ребята перечисляют действующих героев.

 

 

- Стрижонок Скрип. Рассказ так и назван, именем героя.

 

- Учащиеся выборочно зачитывают из текста соответствующие фрагменты.

Обсуждают и анализируют качества героя, работают с текстом.

 

 

 

На доску вывешивается картинка с изображением стрижонка.

Этап творческого применения знаний и умений

- Кто первым появился в жизни Скрипа?

2. Работа над образом матери-стрижихи.

- Ребята, образ мамы-стрижихи выделен в рассказе отдельно? Подумайте, почему?

 

 

 

- Опишите маму-стрижиху. Какой она была? Прочитайте в тексте.

- Почему мама воспитывала своих детей одна? Легко ли ей было? И т.д.

- Прочитайте на доске пословицы, здесь некоторые слова заменены местоимениями. Подумайте, какими существительными их можно заменить.

- Выберите из каждой колонки человека, который прочитает пословицы правильно подобранные по смыслу.

 

 

- Давайте составим синквейн о маме-стрижихе. Перед этим вспомним алгоритм составления синквейна.

 

 

 

 

- Чтобы у вас появился соответствующий творческий настрой, я включу вам запись с пением птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кто хочет, может прочитать свои синквейны. В конце урока можно будет прикрепить их на доску и прочитать.

- Теперь, вы уже лучше поняли образ матери-стрижихи, давайте объясним смысл пословиц о матери.

- Конечно же, мама-это положительный образ в рассказе.

- Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

 

 

- Дети называют мать-стрижиху.

 

- Мама самое дорогое, что есть у каждого из нас. Мама дает жизнь каждому, любит нас и готова отдать жизнь за своего ребенка.

 

 

 

Дети составляют рассказ-описание, подкрепляют его чтением текста.

 

 

 

Дети читают пословицы, подбирают правильные слова вместо местоимений.

Зачитывают вслух, делают вывод, что пословицы о маме.

 

 

 

 

Дети повторяют алгоритм составления синквейна по памяти, затем соотносят алгоритм составления с написанным на доске.

 

Пишут самостоятельно на листочках ( вырезанных в виде стрижат0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По желанию учащиеся озвучивают свои работы.

 

Дети (кандидаты от колонок) дают объяснения пословиц по смыслу.

 

 

 

 

 

Дети самостоятельно организуют и проводят физкультминутку.

 

 

На доску вывешивается картинка с изображением матери-стрижихи.

 

 

 

На доске написаны пословицы:

 

- Сердце(ее) матери лучше солнца греет.

- Птица рада весне, а дитя (ей) матери.

- При солнышке тепло, при (ней) матери добро.

 

 

 

 

 

 

Алгоритм написан на доске.

1. Имя существительное-тема.

2.Два прилагательных – описание темы.

3. Три глагола – действия в рамках темы.

4. Фраза из четырех слов – отношение к теме.

5. Одно слов – синоним темы.

Запись МР 3

« Пение птиц у воды»

Этап упражнения и применения знаний, умений в измененных условиях

- Ребята, о ком еще идет речь в нашем рассказе?

3.Работа над образом стрижиной семьи.

- При каких обстоятельствах появляются эти герои в жизни маленького Скрипа?

- Как называет стрижей автор?

- Какими они были учителями?

- Что случилось если бы стрижи не пришли на помощь малышам после гибели матери? Что происходит с их отлетом? Какими качествами они обладают?

- Кем стали для Скрипа стрижи? И т.д. Найдите в тексте отрывок и прочитайте цепочкой.

- Сейчас поработайте в группах. Откройте конвертики. Там находятся карточки со словами.

Выберите только те качества, которые присущи « стрижинному «народу».

- Дети называют стрижиную семью. Это стрижи, вожак, соседка.

 

 

 

 

 

Дети работают по содержанию текста, читают цепочкой соответствующие часть текста.

 

 

 

Дети работают в группах, выбирают положительные качества. Поднимают руки, если группа готова обосновать свой ответ. Зачитывают выбранное и анализируют выбранные слова.

 

На доску вывешивается картина  с  изображением ласточек-береговушек.

 

 

 

 

 

 

На партах лежат конверты со словами:

- терпение

- хитрость

- сострадание

- забота

-бессердечие

-милосордие

- доброта

- равнодушие

- сочувствие

- сопереживание

- черствость

Этап упражнения и применения знаний и умений

4. Работа над образами отрицательных героев.

- Ребята, посмотрите, какие образы мы с вами разобрали?

- Правильно, положительные.

- Как вы думаете, какие герои еще есть в рассказе?

- Почему мы относим их к этой категории? Прочитайте в тексте, расскажите своими словами, какой вред несут они стрижам. Зачем они представлены в рассказе? Почему  автор противопоставляет их друг другу?

- Почему ребята, в природе так происходит? Правильно, это цепи питания в животном мире. В литературе же это сопоставление добра и зла.

5. Работа над образами мальчишек.

- Какие герои еще встречаются в нашем произведении?

- Как автор пишет про них и когда они встречаются в жизни Скрипа?

 

- К каким героям отнесем мальчишек?

- От чего это зависит7

 

- Какими вы хотите быть сами? Почему?

 

 

 

- Ребята, посмотрите на доску, каких героев у нас получилось больше? Что победит? Добро или зло?

- Заканчивая нашу работу, подумайте какие изменения на протяжении всего рассказа происходили со Скрипом? Как он взрослел. Какие жизненные уроки получил Скрип?

- Кто помогал ему в этом?

 

 

- Подумайте, какие жизненные уроки полезны и для вас. О чем это произведение? Какая главная мысль рассказа? Зачем и для чего он написан.

- Послушайте, мнение самого В.П.Астафьева.

« Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».

Давайте все вместе призадумаемся над этими мудрыми словами.

 

 

 

Дети делают вывод, что рассмотренные персонажи положительные, но есть и отрицательные. Это враги стрижей : сокол, коршун, гадюка, ворона. Зачитывают из текста нужные фрагменты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети говорят, что в рассказе есть мальчишки.

Бывают хорошие, а бывают плохие.

Плохие убили отца Скрипа. Хорошие отпустили Скрипа на волю.

Могут быть и теми и другими.

От воспитания, моральных качеств.

Хорошими. Нужно оберегать братьев наших меньших. Решение принимает сам человек, каким ему быть.

 

Почти что поровну, в жизни все равно добро побеждает зло.

Хорошего будет больше ,надо стремиться к этому.

Дети называют полученные Скрипом жизненные уроки:

-нельзя отнимать еду у других

-опасно вылезать из норки

- у маленьких птиц есть враги

-опасность сплачивает

-необходимо трудиться и т.д.

 

 

Писатель говорит о стрижонке так, как будто речь идет о человеке. Речь идет о том, как он взрослеет и умнеет.

Еще затронута тема бережного отношения к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доску вывешиваются изображения отрицательных героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске вывешивается картинка с мальчишками.

 

 

 

Картинки распределяются в две группы.

Этап подведения итогов. Рефлексия.

- Удалось ли нам с вами сегодня провести интересный урок?

Давайте выполним тест и посмотрим, как вы поняли содержание рассказа « Стрижонок Скрип».

 

- Посмотрите на доску, напишите на стикерах, соответствующего цвета ваши мысли относящиеся к предложенным вариантам, подойдите и прикрепите свое мнение на доску.

- Домашнее задание для всех: сделать литературный разбор рассказа, для тех кто хочет, дополнительно написать синквейн про стрижонка Скрипа( на обороте синквецна про маму).

Дети выполняют тестовую работу на листках, затем соотносят свои ответы с правильными ответами и оценивают себя самостоятельно.

 

 

 

Учатся оценке своей деятельности на уроке. Пишут ответ, показывающий результат работы на уроке. Подходят к доске, прикрепляют свое мнение записанное  на листочках, распределяют в три группы.

 

Презентация с тестом по содержанию рассказа.

 

 

 

На доске вывешиваются три слова:

-знал

-узнал

-хочу узнать

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strizhonok_skrip.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Малышева Елена Дмитриевна

                                                           учитель начальных классов

                                                                               ГБОУ СОШ № 484 Московского района

                                                      Литературное чтение

4 класс

Тема:  В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип».

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с цельюповторения и обобщения ранее полученных знаний. Продолжить работу над анализом литературного произведения.

Задачи

Предметные: учить анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, а так же работать над правильным и выразительным чтением.

Метапредметные

  • познавательные: развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
  • личностные: формировать внутреннюю положительную позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информацию.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения

  • Л.Ф.Климанова Учебник  «Литературное чтение 4 класс» 2 часть- М.: Просвещение, 2011.
  • Овчинникова И.Г. « Дидактические условия формирования культуры школьников: Дисс….к.п.н.» - Магнитогорск,1996 – 177 с.
  • Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологизмы / С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведов; Рос.акад.наук. Ин-т рус.яз им. В.Б.Виноградова-4-е изд., доп.-М: Азбуковник, 1997 г.
  • Сборник  « Формирование информационных умений младших школьников».  Санкт – Петербург 2011 г.
  • компьютерная презентация
  • раздаточный материал
  • Запись МР 3 « Пение птиц у воды»

Планируемые результаты

Предметные: на уроке ученик будет анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, учиться читать бегло и выразительно, развивать речь.

Метапредметные

познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию;  строить логические рассуждения; искать причинно-следственные связи;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности( неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Организация проверки рабочего места учащихся.

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и  скажите, что вам приятно будет работать вместе. Пожелайте друг другу удачи.

Проверка готовности рабочего места к уроку.

Создание положительного эмоционального настроя в классе: ребята желают друг другу и учителю удачи.

Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде конвертов со словами, заготовки для синквейна, листами-стикерами для рефлексии.

Этап мотивации, целеполагания  и актуализации знаний.

Организация фронтальной работы. Беседа.

- Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения. Назовите произведения из этого раздела.

- Над каким литературным произведением мы работаем с вами на уроке чтения?

- Давайте проверим домашнее задание. Найдите цитату из текста подходящую к плану.

                  План:

  1. Рождение Скрипа.
  2. Стрижата одни
  3. Возвращение мамы-стрижихи
  4. Кормление птенцов
  5. Скрип обижен
  6. Жизнь семьи
  7. Любопытство срижонка
  8. Враги рядом
  9. Страх матери
  10. Враги стрижей
  11. Гибель матери
  12. Беда стрижей
  13. Дружные стрижи.
  14. Первый полет
  15. Недостроенный дом
  16. Встреча с мальчишками
  17. Законченное строительство
  18. Пора улетать
  19. Стрижи уносят лето!

- Природа и мы.

Дети называют ранее изученные произведения.

Вспоминают автора и название рассказа. Учащиеся перечисляют этапы проделанной работы.

Зачитывают цитатный план к рассказу, который написали дома.

.

На доске висит портрет писателя В.П.Астафьева и название рассказа.

Учитель читает составленный ранее план, дети соответствующую цитату из текста.

Этап формирования задач.

- Скажите, какой план еще можно было сделать к этому рассказу?

- Этот вы готовили в виде мини-проектов в своих творческих группах. В  нем отображены более крупные части рассказа. Покажите свои работы.

- Каких героев рассказа вы нарисовали?

- Можем ли мы по рисункам понять, какими качествами они обладают, какие эмоции им присущи, какие они совершают поступки?

- Что нужно сделать, для того, чтобы лучше разобраться в этом?

- Правильно, тема нашего урока:

« Анализ художественных литературных образов рассказа

 « Стрижонок Скрип»

Учащиеся называют картинный план. Дети говорят, что у них получилось пять крупных логических эпизодов. Вывешивают свои картинные планы в виде мини-проектов на доску.

Дети говорят, что одни и те же персонажи на разных рисунках отличаются, каждый нарисовал их по- своему, вложил свой смысл и поэтому представление о героях рассказа не совсем точное.

Для того, чтобы лучше разобраться в них, нужно проанализировать и разобраться в характере каждого персонажа. Лучше узнать, понять их чувства и переживания, поработать с текстом.

На доску прикрепляются творческие работы учащихся с картинным планом, с комментариями.

Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков.

- Назовите основных героев рассказа « Стрижонок Скрип»

1. Работа над образом Стрижонка Скрипа.

- Кто главный герой?

- Любит ли его автор? Как мы это узнаем?

- Давайте прочитаем о его моменте рождения. С какой интонацией надо это делать? Почему?

- Каким он был для мамы? О чем это говорит?

- Каким на свет появился птенец?

- Чем порадовала его мама? И т.д.

- Какой это герой положительный или отрицательный?

- Ребята перечисляют действующих героев.

- Стрижонок Скрип. Рассказ так и назван, именем героя.

- Учащиеся выборочно зачитывают из текста соответствующие фрагменты.

Обсуждают и анализируют качества героя, работают с текстом.

На доску вывешивается картинка с изображением стрижонка.

Этап творческого применения знаний и умений

- Кто первым появился в жизни Скрипа?

2. Работа над образом матери-стрижихи.

- Ребята, образ мамы-стрижихи выделен в рассказе отдельно? Подумайте, почему?

- Опишите маму-стрижиху. Какой она была? Прочитайте в тексте.

- Почему мама воспитывала своих детей одна? Легко ли ей было? И т.д.

- Прочитайте на доске пословицы, здесь некоторые слова заменены местоимениями. Подумайте, какими существительными их можно заменить.

- Выберите из каждой колонки человека, который прочитает пословицы правильно подобранные по смыслу.

- Давайте составим синквейн о маме-стрижихе. Перед этим вспомним алгоритм составления синквейна.

- Чтобы у вас появился соответствующий творческий настрой, я включу вам запись с пением птиц.

- Кто хочет, может прочитать свои синквейны. В конце урока можно будет прикрепить их на доску и прочитать.

- Теперь, вы уже лучше поняли образ матери-стрижихи, давайте объясним смысл пословиц о матери.

- Конечно же, мама-это положительный образ в рассказе.

- Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

- Дети называют мать-стрижиху.

- Мама самое дорогое, что есть у каждого из нас. Мама дает жизнь каждому, любит нас и готова отдать жизнь за своего ребенка.

Дети составляют рассказ-описание, подкрепляют его чтением текста.

Дети читают пословицы, подбирают правильные слова вместо местоимений.

Зачитывают вслух, делают вывод, что пословицы о маме.

Дети повторяют алгоритм составления синквейна по памяти, затем соотносят алгоритм составления с написанным на доске.

Пишут самостоятельно на листочках ( вырезанных в виде стрижат0

По желанию учащиеся озвучивают свои работы.

Дети (кандидаты от колонок) дают объяснения пословиц по смыслу.

Дети самостоятельно организуют и проводят физкультминутку.

На доску вывешивается картинка с изображением матери-стрижихи.

На доске написаны пословицы:

- Сердце(ее) матери лучше солнца греет.

- Птица рада весне, а дитя (ей) матери.

- При солнышке тепло, при (ней) матери добро.

Алгоритм написан на доске.

1. Имя существительное-тема.

2.Два прилагательных – описание темы.

3. Три глагола – действия в рамках темы.

4. Фраза из четырех слов – отношение к теме.

5. Одно слов – синоним темы.

Запись МР 3

« Пение птиц у воды»

Этап упражнения и применения знаний, умений в измененных условиях

- Ребята, о ком еще идет речь в нашем рассказе?

3.Работа над образом стрижиной семьи.

- При каких обстоятельствах появляются эти герои в жизни маленького Скрипа?

- Как называет стрижей автор?

- Какими они были учителями?

- Что случилось если бы стрижи не пришли на помощь малышам после гибели матери? Что происходит с их отлетом? Какими качествами они обладают?

- Кем стали для Скрипа стрижи? И т.д. Найдите в тексте отрывок и прочитайте цепочкой.

- Сейчас поработайте в группах. Откройте конвертики. Там находятся карточки со словами.

Выберите только те качества, которые присущи « стрижинному «народу».

- Дети называют стрижиную семью. Это стрижи, вожак, соседка.

Дети работают по содержанию текста, читают цепочкой соответствующие часть текста.

Дети работают в группах, выбирают положительные качества. Поднимают руки, если группа готова обосновать свой ответ. Зачитывают выбранное и анализируют выбранные слова.

На доску вывешивается картина  с  изображением ласточек-береговушек.

На партах лежат конверты со словами:

- терпение

- хитрость

- сострадание

- забота

-бессердечие

-милосордие

- доброта

- равнодушие

- сочувствие

- сопереживание

- черствость

Этап упражнения и применения знаний и умений

4. Работа над образами отрицательных героев.

- Ребята, посмотрите, какие образы мы с вами разобрали?

- Правильно, положительные.

- Как вы думаете, какие герои еще есть в рассказе?

- Почему мы относим их к этой категории? Прочитайте в тексте, расскажите своими словами, какой вред несут они стрижам. Зачем они представлены в рассказе? Почему  автор противопоставляет их друг другу?

- Почему ребята, в природе так происходит? Правильно, это цепи питания в животном мире. В литературе же это сопоставление добра и зла.

5. Работа над образами мальчишек.

- Какие герои еще встречаются в нашем произведении?

- Как автор пишет про них и когда они встречаются в жизни Скрипа?

- К каким героям отнесем мальчишек?

- От чего это зависит7

- Какими вы хотите быть сами? Почему?

- Ребята, посмотрите на доску, каких героев у нас получилось больше? Что победит? Добро или зло?

- Заканчивая нашу работу, подумайте какие изменения на протяжении всего рассказа происходили со Скрипом? Как он взрослел. Какие жизненные уроки получил Скрип?

- Кто помогал ему в этом?

- Подумайте, какие жизненные уроки полезны и для вас. О чем это произведение? Какая главная мысль рассказа? Зачем и для чего он написан.

- Послушайте, мнение самого В.П.Астафьева.

« Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».

Давайте все вместе призадумаемся над этими мудрыми словами.

Дети делают вывод, что рассмотренные персонажи положительные, но есть и отрицательные. Это враги стрижей : сокол, коршун, гадюка, ворона. Зачитывают из текста нужные фрагменты.

Дети говорят, что в рассказе есть мальчишки.

Бывают хорошие, а бывают плохие.

Плохие убили отца Скрипа. Хорошие отпустили Скрипа на волю.

Могут быть и теми и другими.

От воспитания, моральных качеств.

Хорошими. Нужно оберегать братьев наших меньших. Решение принимает сам человек, каким ему быть.

 

Почти что поровну, в жизни все равно добро побеждает зло.

Хорошего будет больше ,надо стремиться к этому.

Дети называют полученные Скрипом жизненные уроки:

-нельзя отнимать еду у других

-опасно вылезать из норки

- у маленьких птиц есть враги

-опасность сплачивает

-необходимо трудиться и т.д.

Писатель говорит о стрижонке так, как будто речь идет о человеке. Речь идет о том, как он взрослеет и умнеет.

Еще затронута тема бережного отношения к природе.

На доску вывешиваются изображения отрицательных героев.

 

На доске вывешивается картинка с мальчишками.

Картинки распределяются в две группы.

Этап подведения итогов. Рефлексия.

- Удалось ли нам с вами сегодня провести интересный урок?

Давайте выполним тест и посмотрим, как вы поняли содержание рассказа « Стрижонок Скрип».

- Посмотрите на доску, напишите на стикерах, соответствующего цвета ваши мысли относящиеся к предложенным вариантам, подойдите и прикрепите свое мнение на доску.

- Домашнее задание для всех: сделать литературный разбор рассказа, для тех кто хочет, дополнительно написать синквейн про стрижонка Скрипа( на обороте синквецна про маму).

Дети выполняют тестовую работу на листках, затем соотносят свои ответы с правильными ответами и оценивают себя самостоятельно.

Учатся оценке своей деятельности на уроке. Пишут ответ, показывающий результат работы на уроке. Подходят к доске, прикрепляют свое мнение записанное  на листочках, распределяют в три группы.

Презентация с тестом по содержанию рассказа.

На доске вывешиваются три слова:

-знал

-узнал

-хочу узнать

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стрижонок Скрип

Урок жизни по произведению В.Астафьева "Стрижонок Скрип"...

Астафьев Стрижонок Скрип урок литературного чтения в 4 кл

Разработка к данному уроку поможет провести Вам урок...

Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению....

Презентация к уроку чтения по теме:В.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Данная презентация содержит фотографию автора, обложку книги, фотографии ласточек- береговушек. Может быть использована на уроке чтения в 4 классе при изучении рассказа Виктора Астафьева "Стрижонок Ск...

Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

Конспект урока Рассказ В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"....

Урок литературного чтения "Стрижонок Скрип"

Урок литературного чтения по программе "Начальная школа XXI века"- слушание и работа с детскими книгами о животных....

Литературное чтение. В.Астафьев. "Стрижонок Скрип".

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению В.Астафьева "Стрижонок Скрип"....