Стрижонок Скрип
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Шелунц Ольга Александровна

Урок жизни по произведению В.Астафьева "Стрижонок Скрип"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Стрижонок Скрип18.68 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Урок – диалог.

уроки жизни по произведению

Виктора Астафьева  «Стрижонок Скрип»

ЦЕЛИ:    - познакомить с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;

               -  учить детей анализировать поступки героев, давать характеристику, на основе                  

                  полученных сведений составлять синквейны;

               -  учить учеников вести внутренний и внешний диалог, как необходимое и    

                  достаточное условие развития творческих способностей детей;

               -  развивать умение учащихся задавать вопросы: креативные, когнитивные,

                  экстенсивные, доказывать или опровергать утверждения, аргументировать свою

                  точку зрения.

ЗАДАЧИ: - формировать условия для успешной реализации творческой деятельности

                     школьников, его эмоционально- ценностных отношений к деятельности;

                  -  формировать духовно- нравственные категории: добра, милосердия, сострада-

                      ния, любви.

ОБОРУДОВАНИЕ:                

Портрет В.П.Астафьева;

Слова с эпиграфом, высказывание «Уроки жизни»;

Карточки МАТЬ СТРИЖИХА, МАЛЬЧИШКИ, ВРАГИ;

Фотографии ласточек, стрижей;

Листы с заданиями;

Магнитофон, диск с песней «Мама».

ЭПИГРАФ: «Растите  детей  ваших  в  добродетели:  только она  одна  и  может  дать  счастье»

                       

ХОД  УРОКА:

 I.  ОРГАНИЗАЦИЯ  НАЧАЛА  УРОКА.

- Я хочу пожелать нам с вами удачи в нашем нелёгком, но важном деле, успехов в

открытии нового.

II.  АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ.

- Как называется раздел, который         изучаем на уроке литературного чтения?

- С произведениями каких писателей познакомились?

- Что узнали о творчестве В.П.Астафьева?                                                  вывесить портрет

Мы впервые познакомились с произведением Астафьева.                                                

- Дайте характеристику произведению «Стрижонок Скрип».

- Почему автор дал такое название произведению?     (Он главный герой)

- Какие эпитеты использовал автор для описания Скрипа?   (Голодный, храбрый,          

любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный).

СТРИЖОНОК

СКРИП

- Докажите или опровергните высказывание «Скрип был эгоистом».      

III   АНАЛИЗ   ХУДОЖЕСТВЕННЫХ   ОБРАЗОВ.

Сообщение темы, постановка целей.

1.- Мы сегодня проанализируем какие уроки жизни получил главный герой.

Чтобы узнать, кто был первым учителем, выполните задание 1 на листочках.

Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, местоимения

МАТЬ

СТРИЖИХА

замените этим словом.

- Кто является первым учителем Скрипа?     (Мать стрижиха).

- Зачитайте эпизоды связанные с матерью стрижихой и определите каким она была

воспитателем?  Подчеркните эпитеты- I вар.  Действия- II вар.                                                                     (Тёплая, мягкая, заботливая, строгая, серьёзная, хорошая).

(Прижала, принесла, отдала, откинула, долбанула, т.е. кормила, воспитывала,

оберегала, защищала).

- Какое одно качество объединяет все эти понятия?    (Материнская любовь). 

- Какой урок преподала мать стрижиха сыну?  

СОСТАВЛЕНИЕ        СИНКВЕЙНА.                                                                                          2. Работа в четвёрках  

                                                                                                                                                       

3. - Найдите и зачитайте трагический эпизод рассказа.      

- Придумайте вопрос к этому эпизоду.

4.   ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ «МАМА»

- Какие чувства вызвала музыкальная композиция?

ТОТ, КТО ЛЮБИТ, ПРИНОСИТ СЕБЯ В ЖЕРТВУ РАДИ ЛЮБИМОГО ЧЕЛОВЕКА.

Работа с эпиграфом.

- К кому обращены эти слова? (К взрослым).

- Объясните значение слова ДОБРОДЕТЕЛЬ.

- Мать- стрижиха выполнила этот совет?

- Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа?

ПРОБЛЕМНЫЙ  АНАЛИЗ.                                                                  фотографии

1. Дополнительные сведения о стрижах.                                                               стрижа, ласточки

- Как называет стрижей В.П.Астафьев?  (Дружный народ стрижи).

ДРУЖНЫЙ

НАРОД

СТРИЖИ

- Вас ничего не удивляет в этих словах?  (Народ).

-Какой урок преподали стрижи Скрипу?     ЗАЧИТАТЬ  с.105-106                                                                          

-Придумайте вопросы к этому отрывку.      

АКТИВНОЕ  ЗАНЯТИЕ  НА  ЛИСТОЧКАХ                                                 РАБОТА    В ПАРАХ

- Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам?                            

ТЕРПЕНИЕ

ХИТРОСТЬ

СОСТРАДАНИЕ

ЗАБОТУ

БЕССЕРДЕЧИЕ

МИЛОСЕРДИЕ

ДОБРОТУ

РАВНОДУШИЕ

СОЧУВСТВИЕ

- Кем  стали для Скрипа стрижи? (Семьёй).

ВРАГИ

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ.

- Какой   урок преподали Скрипу ВРАГИ?                                                                       ворона                  

- Сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называют            сокол

это явление в окружающем мире? (цепь питания)                                                             змея

- Почему мы сожалеем о смерти стрижихи? (Добро побеждает зло).

МАЛЬЧИШКИ

- Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие, бывают

плохие).

- Какой главный урок жизни преподали все учителя Скрипу? (Как выжить, что

для этого нужно).

ВОПРОС 8, стр.110

- Какая философская линия прослеживается в этом рассказе?

- Я считаю, что автор поступил жестоко по отношению к Скрипу, он оставил его сиротой.

Докажите или опровергните мою точку зрения.

ИТОГОВЫЙ АНАЛИЗ УРОКА.  РЕФЛЕКСИЯ.

- Вы бы внесли изменения в рассказ, если да, то какие?

- Какова идея произведения?

- Какой урок вынесли вы для себя?

- Какое открытие сделали на уроке?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Пересказать рассказ от лица Скрипа. По желанию составить синквейн о Скрипе.

IХ.  ОЦЕНИВАНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА  УРОКЕ.

- Оцените свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Астафьев Стрижонок Скрип урок литературного чтения в 4 кл

Разработка к данному уроку поможет провести Вам урок...

Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению....

Презентация к уроку чтения по теме:В.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Данная презентация содержит фотографию автора, обложку книги, фотографии ласточек- береговушек. Может быть использована на уроке чтения в 4 классе при изучении рассказа Виктора Астафьева "Стрижонок Ск...

Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

Конспект урока Рассказ В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"....

Урок литературного чтения "Стрижонок Скрип"

Урок литературного чтения по программе "Начальная школа XXI века"- слушание и работа с детскими книгами о животных....

Литературное чтение. В.Астафьев. "Стрижонок Скрип".

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению В.Астафьева "Стрижонок Скрип"....