фестиваль "Русь моя красавица мастерами славится"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Праздник, посвященный ремеслам народов Среднего Поволжья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_moya_krasavitsa_masterami_slavitsya.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль «Русь моя красавица мастерами славится»

Зал оформлен в народном  стиле. На центральной стене- панно с изображением домов четырех национальностей народов Среднего Поволжья. По боковым стенам стоят 4 стола, с разложенными на них  товарами:  посуда, вышивка, различная старинная утварь, короба, лапти и т.д.

(Звучит голос за кадром)

Вспоминаю опять я дороги заветные,

Вниз по Волге идет ледоход.

И гудят над Ульяновском ветры,

Здесь Россия начало берет.

        Сколько сказочных мест у России,

        Городов у России не счесть.

        Может где-то бывает красивей,

        Но не будет роднее, чем здесь!

Давно известно всем на свете

Искусство наших мастеров.

В них – красота родной природы

И мудрость древняя веков.

Выходят взрослые,  исполняют песню на мелодию р.н.п. «Канарейка»

  1. Добрый вечер добрым людям.

          Пусть таким для всех он будет.

          Открываем праздник наш.

          В добрый путь! И в добрый час!

  1.  Велика Россия наша,

           И талантлив наш народ.

           Об искусниках – умельцах

           На весь мир молва идет.

  1. Не погаснет, не потухнет

          На холмах семи ветров.

          Мастерство народов волжских,

          Слава наших мастеров.

(Открываются занавесы четырех домов разных национальностей, в них собираются на ярмарку)

Русская изба.

Ульяна (глядя в зеркало): Встала Ульяна не поздно, не рано.

       Все с работы идут, и она тут как тут.

(На лавке лежит Тит)

Ульяна: Тит, вставай молотить!

Тит:        Брюхо болит.

Ульяна (шутя): Тит, вставай кашу есть.

Тит: Бегу, бегу, без меня не начинайте,

 Где моя большая ложка? (Смотрит на пустой стол)

Ульяна (подавая пироги): Пироги у нас сегодня, пироги.

Тит (колотит пирогом о край стола): Приглашали на пироги,

           А получились лепешки.

           Жесткие, как доски.

           Стряпает с утра до вечера,

           А есть все нечего.

(поет): У меня жена - стряпуха,

   Мастерица хоть куда.

 В чугуне засохла муха,

А в другом одна вода.

Ульяна: Поедем, муж, в город.

    Там нынче ярмарка.

     На ней попьем, поедим,

     На людей поглядим.

Тит: Согласен, давай и детей возьмем.

Ульяна (детям): Пойдете с нами на ярмарку?

Дети: Да!

Ульяна (прихорашиваясь перед зеркалом): За дело – не мы,

            За работу – не мы.

            Петь, да плясать –

            Лучше нас не сыскать!

(Выходят из избы).

Мордовская изба.

Мальчик: Это что здесь за деревня?

    Что за девки тут живут

     Говорят, они хромые,

     Как медведицы поют?

Девочки: Мы свою деревню знаем,

    Но не скажем, где живем.

    Мы не ходим, а летаем,

     Как соловушки поем.

Мальчик: Как мордовские девчата

      Ни минуты не молчат,

      А коровы в той деревне

      Все не доены мычат.

Девочки:  До чего коровы любят,

     Как хозяюшки поют.

     И под песенку коровы

     Сливки с маслицем дают.

Мальчик: Ну, что ж, девчата, повеселились? Пойдем теперь на ярмарку.

Девочки: А мы уж и денег приготовили.  Вот кошелек.

(Со смехом и шутками выходят из своей избы).

Чувашская изба.

Дед с бабой сидят, а ребенок говорит: Асатте, Асанне (Дед, бабушка (на чувашск. языке)), давай поиграем в игру.

Бабушка: Какую?

Ребенок: Сеткан кайак тинесре – «Хищник в море»

(Все встают в круг)

Бабушка (кричит): Ташлатпар – 2р. Пляшем.

Дети: Ташлатпар!

(Дети идут по кругу и пляшут)

Дед: Лайах утма! (Хорошо идем!)

Дети: Лайах утма!

Бабушка: Саванатпар! (Кружимся!)

Дети: Саванатпар!

(Баба плачет)

Дед: Ты, что плачешь?    

Баба: Как не плакать, ты мне когда еще обещал хушпу купить?

Ребенок: А мне пукане (кукла) и сапка (зыбка)?

Дед: Не грустите, поедем на базар и купим тебе хушпу, а тебе пукане.

Баба: Да ведь на базар-то ехать надо только на праздник, уж скорее бы.

Дед: Так ведь сегодня ж праздничный базар, поехали!

Все: Поехали!

Татарская изба. (Звучит татарская мелодия)

Жена Динара (говорит мужу): Эльдар, ты на ярмарке был?

Эльдар: Был.

Динара: А много ли товаров на ярмарке?

Эльдар: Ой, много! За один день не перевидать.

Динара: А откуда товар-то?

Эльдар: Да со всех уголков Поволжья, со всех сел, да городов.

Динара: А, мастера-то, сами свой товар продавали?

Эльдар: Да, каждый мастер свой товар показывал, да нахваливал, продать или подарить старался. Да, что я тут рассказываю – поедем – да сама все увидишь!

Динара: Поехали!

1 взрослый  Никакого нет секрета

                     Хоть кого ты расспроси.

                     Представления, как это,

                     Не бывало на Руси.

2 взрослый Мордва, чуваши, русские, татары -

      Из век ценили ваше мастерство.

      На ярмарке товары прославляли

      Умения народов - их творцов.

3 взрослый Начинает, начинаем!

                    Всех на ярмарку приглашаем.

                   Людям всем на удивленье

                    Открываем представленье.

(Звучит веселая музыка, забегает Скоморох-зазывала).

Скоморох: Эй, народ честной, здравствуй!

     Всех на праздник – ярмарку приглашаю!

     Веселья и покупок хороших желаю.

    «Город мастеров» наша ярмарка называется,

     Потому что мастера здесь лучшие собираются.

                 И если вы приглядитесь- то сами в этом убедитесь!

Подходи и стар и млад, все, кто весел и удал.

Те, кто любит к месту шутку, поговорку, прибаутку.

Все любители старины побывать у нас должны!

                Ярмарка открывается, публика собирается.

Приглашаем всех сюда, почтеннейшие господа!

(Играет веселая музыка, по залу гуляют посетители: рассматривают товар, разговаривают, смеются, торгуются, покупают товар, примеряют и т.д.)

Дети : Здравствуйте, гости дорогие!

Продавец Филимоновской игрушки: Свистульки-петушки,

            Глиняные зайчики,

            Кони вороные, гривы расписные.

            Всем по нраву глиняные забавы.

Продавец Гжели: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

     Животные и птицы невиданной красы.

     Гордятся в Гжели жители небесной синевой.

     Не встретите на свете вы красоты такой.

Продавец Хохломы:  Как волшебница жар-птица

       Не выходит из ума.

       Чародейка, мастерица -

       Золотая хохлома!

Продавец Городца: Городецкие узоры -

      Столько радости для глаз.

      Подрастают мастерицы,

      Может быть, и среди нас.

Продавец Дымковской игрушки: 

                                      Дымковские барыни в нарядах удивительных:

В клеточку, кружок, полоску - тонко так расписанных!

Глины маленький комок

В чудо превратится,

Если только попадет в руки мастерицы.

Взрослые исполняют песню «Русский сувенир» (под мелодию песни «Балалайка» /Муз. Рук. №1, 2004/), а дети в костюмах «Гжели», «Хохломы», «Дымки» по 1 паре каждого ремесла исполняют танец под песню)

Продавец матрешек: Эй, честные господа,

         К нам пожалуйте сюда.

         Подходи, душа-зазнобушка,

         Для тебя самый лучший товар выберу.

Покупатель: Еще надо посмотреть, что у тебя там за товар,

      Парень ты хваткий, как с тобой без оглядки.

Продавец: Алый, шелковый платочек,

    Яркий сарафан в цветочек,

    Упирается рука в деревянные бока.

    А внутри сережки есть,

    Может три, а может шесть.

    Разрумянилась немножко-

    Это русская матрешка.

Дети исполняют Танец матрешек

(Звучат чувашские народные мелодии)

(Дети в чувашских костюмах  здороваются на чувашском языке)

Продавец вышивки:  Краше нет чувашской вышивки

          И подружки не волнуются.

          От души узоры вышили,

          Все на свете залюбуются.

Покупатель:        Не игла вышивает, а руки.

Продавец:            Девушки-красавицы,

Край чувашский славится

Светлыми зорями,

Яркими узорами.

Покупатель: Куда иголка, туда и нитка.

Покупатель: И не было чудеснее товара

                         На ярмарке Симбирской, чем ее.

                         Она надежду людям вышивала,

                         И счастье, и отчаянье свое.

Исполняется чувашская песня «Каска юрри» («Плотницкая»)

Продавец игрушек из дерева и глины:

Братский ковш - по-чувашски алдор,

Он протянут на щедрой ладони.

И если гость появляется в доме,

Братский ковш – приглашенье на пир.

Покупатель: Без топора – не плотник, без иглы – не портной.

Продавец горшков: Пока владеют формой руки,

      Пока твой опыт не иссяк,

      На яростном гончарном круге

      Верти Вселенной так и сяк.

Покупатель: Глину не мять – горшков не видать.

1-я покупательница: Тюли, тюли три Акули

Шли с базара в пять часов.

Дети: Тили-тили, что купили?

1-я покупательница: Тили-тили 6 горшков.

2-я покупательница: Два горшка – для щей и каши,

      Два – в подарок тете Даше.

      А последних два горшка

      Про запас, для молока.

3-я покупательница: Тюли, тюли три Акули.

                                       Ох! – упали у реки.

Дети: Тили-тили, что разбили?

3-я покупательница: Что разбили? Все горшки!

1-я покупательница: Проезжали три Емели,

         Посвистели, поглядели.

Дети: Чтоб не бить посуду впредь –

Надо под ноги смотреть.

Проводится чувашская народная игра «Горшки»

(Звучат татарские мелодии)

Скоморох (про татарский товар): Любовались гости чудом,

              Громко восхищалися.

              А татарской красотой

              Сраженные осталися.

(Дети в татарских костюмах здороваются на  татарском языке)

Продавец: Посмотрите все сюда! Расписные чайники.

    Чашки, тонконосые кувшины.

    А вот браслеты, сережки для татарских модниц.

Продавец: Расписные ичиги, расшитые калфаки и тюбетейки.

                    Смотрите и любуйтесь работой татарских умельцев!

Продавец: Наше представленье всем на удивленье!

    Частушки самые модные, татарские народные,

    Для наших гостей со всех волостей.

Девочки в татарских костюмах исполняют «Частушки про варежки»

1-я частушка: Мы, татарские старушки,

      Пропоем для вас частушки.

      Мы споем частушки вам,

      Вы похлопаете нам.

(Проигрыш на мотив татарской песни после каждой частушки)

2-я частушка:  Рукавички как надену,

       Стану я красавица,

       Потому что рукавички

       Всем ребятам нравятся.

3-я частушка: Варежки да варежки,

      Варежки пуховые.

      На ладонях дырочки.

      Скорей свяжите новые.

4-я частушка: Я на улицу пошла,

      Варежки надела.

      Засмотрелась я на них,

      С лестницы слетела.

Исполняется татарский танец «Варежки»

Продавец-кузнец:  А в том городке, где купец торговал,

         Татарин-кузнец железо ковал.

         Пройти по округе с конца до конца,

         Узнает любой кузнеца- молодца.

Дети: Эй, кузнец-молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

Кузней:  Отчего не подковать?

    Вот – гвоздь, вот - подкова,

    Раз, два – и готово!

Покупатель: Кому до чего, а кузнецу – до наковальни.

1-й взрослый: Сказка вам сможет урок преподать,

      Как с ложью бороться,

      Как зло побеждать.

      Как доброе дело с любовью творить,

      Как дружбу и верность, и честность ценить.

2-й взрослый: И как не чужим, а своим жить умом,

    Своим и трудом и своим мастерством.

     Как людям помочь и в нужде, и в беде,

    Как быть человечным всегда и везде.

Инсценировка татарской народной сказки «Пахарь, кузнец и плотник»

1-й взрослый: Сказка ложь, да в ней намек

   Добрым молодцам урок.

2-й взрослый: Если ты попал в беду, если трудно одному,

    Ты ищи себе друзей, с ними вместе поскорей

    Ты за дело принимайся и один не оставайся.

(Звучат мордовские мелодии)

Скоморох: Эй, почтеннейшие господа,

   К нам пожалуйте сюда!

   На мордовские товары поглядите

   И чего-нибудь у нас  купите.

(Дети в мордовских костюмах здороваются на мордовском языке)

Продавец лаптей: Вот хороши и славны: берестечки, рожки, коробы, лукошки.

Продавец: А вот и лапти березовые!

    Пляши смелей, не жалей лаптей!

    Сходим лыка надерем,

    Лапти новые сплетем!

Покупатель: Лапти плесть – раз в сутки есть.

                        А старые ковырять – с голоду помирать.

Дети играют в мордовскую народную игру «Лапоть»

Продавец изделий из дерева: Труд мастера по дереву

           С рубки начинается.

           Срубленное дерево

           В чудо превращается.

Покупатель:                   С топором весь свет пройдешь.

Покупатель:                    Золотань кятть – золотань тефть.

Золотые руки – золотые дела.

Продавец:                        Звонкие, резные ложки расписные.

Ложкари играть начнут, ноги сами в пляс пойдут.

Скоморох: Хочу, чтоб музыка звенела.

     А ну, беритесь все за дело.

    Бьют гармони озорные,

    А с ними ложки расписные!

Исполняется Оркестр детских деревянных народных инструментов

Взрослый в мордовском костюме: Ки мошты трудяма,

                                                               Ся мошты и эряма.

Дети: Кто умеет трудиться

          Тот умеет и жить  (садятся на стульчики)

Скоморох: Вы и пели, и плясали

     И, наверное, устали.

     Всем нам отдохнуть пора,

     А вот к отдыху – игра.

Игра «Чем пахнут ремесла?»

Скоморох: Чем пахнет в булочной?

Дети: Тестом и сдобой.

Скоморох: В столярной мастерской?

Дети: Стружкой и доской.

Скоморох: Чем пахнет маляр?

Дети: Скипидаром и краской.

Скоморох: Стекольщик?

Дети: Оконной смазкой.

Скоморох: Шофер?

Дети: Бензином.

Скоморох: Доктор?

Дети: Лекарством.

Скоморох: Крестьянин?

Дети: Землею, полем и лугом.

Скоморох: Рыбак?

Дети: Рыбой и морем.

Скоморох: Рабочий?

Дети: Маслом машинным.

1-й ребенок: Есть терпенье - будет и уменье.

2-й ребенок: Без работы и печь холодна.

3-й ребенок: Как ты к работе, так и работа к тебе.

Скоморох: Я боюсь не уметь ремесла не иметь,

Не кроить и не шить, ни лаптей мастерить,

Не работать резцом, и не стать кузнецом.

Ничего не уметь - как души не иметь.

Взрослый: Ты играй, моя гармошка,

    Ты подружка, подпевай.

    Мастеров Руси великой

    Во весь голос прославляй!

Взрослые исполняют песню «Русский умелец». Дети подпевают.

Взрослый в русском костюме: А вот и пироги не очень дороги.

                                   С пылу, с жару, гривенник пара.

      Пироги с зайчатиной и со всякой всячиной:

      С яйцами, с картошкой, отведайте немножко!

Взрослый в мордовском костюме: А ней вачинк курник нень-

                                   Кодамо сонзэ парозо!

А теперь попробуйте курник-

Какова в нем сладость, такова в нем доброта!

Взрослый в чувашском костюме: Угощайтесь, налетайте,

                                Чокот быстро разбирайте.

                                Чудо-сырник золотой-

                                Солнцу братец он родной.

Взрослый в татарском костюме: Мы дарим вам вкусный Чак-чак,

                              Чтоб в жизни все было – вот так!

                              Вот вам ложка масла,

Чтоб в делах ваших было все гладко,

А вот вам мед – пусть будет сладким весь год!

1-й ребенок: Говорят в народе: есть хлеб-соль – будет и песня.

2-й ребенок: А умелые руки не знают скуки.

3-й ребенок: Кто трудился от души – веселись теперь, пляши.

Исполняется общий хоровод «Хоровод друзей»

Скоморох: Что ж, друзья, пришел конец

  Нашим представленьям.

  Сколь сегодня повидали-

  Всем на удивленье.

Взрослый: Жизнь такая – не иная, не заморская чужая.

  Это наша сторона!

  Все, что было, вспоминая,

  Пусть живет страна родная,

  Очень русская, земная

  В мире – лучшая страна!

Взрослые и дети исполняют песню «Песня о родном крае»

Скоморох: Мы делились новостями,

     Мы старались вас развлечь.

     Мы прощаемся с гостями, говорим:

Все вместе: До новых встреч!

(Под музыку все выходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерами славится земля.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и кажд...

Развлечения для детей 6-7 лет. Тема: "Мастерами славится земля"

Цели:воспитывать уважение и пробуждать интерес к труду народных мастеров, создающих красивые вещи;вызвать у детей положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным;обобщить имеющиеся зн...

Методическая разработка Информационно- творческий проект "Русь- красавица мастерами славится"

Информационно-творческий проект направленный на формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно- продукт...

Совместная деятельность с детьми старшей группы по теме: "Русь-красавица, мастерами славится!" с использованием технологии "Русский фольклор"

Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству.Задачи:1. Формировать ...

Россия красавица мастерами славится

Мероприятие направлено на уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа. Развивитие творческих способностей детей.  Изготовление деть...

Беседа-встреча с мастером вышивки "Мастерами славится станица"

Беседа-встреча с мастером вышивки в подготовительной к школе группе...

Краткосрочный проект «Русь красавица, мастерами славится»

Обогащение  знаний детей о своей Родине и формирование познавательного интереса к русской народной культуре и культуре народов России через ознакомление с народными промыслами и организацию худож...