Совместная деятельность с детьми старшей группы по теме: "Русь-красавица, мастерами славится!" с использованием технологии "Русский фольклор"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

 

Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству.

Задачи:

1. Формировать у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно- продуктивной и творческой деятельности.

2.Расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с предметами быта, традициями русского народа; продолжать работу над интонационной выразительностью речи.

3. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.

4.Закрепить у детей представления о  народных промыслах и разных видах народного творчества.

5 Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка через индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_konspekt_zimnie_posidelki.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Зимние посиделки»

Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству.

Задачи:

1. Формировать у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно- продуктивной и творческой деятельности.

2.Расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с предметами быта, традициями русского народа; продолжать работу над интонационной выразительностью речи.

3. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.

4.Закрепить у детей представления о  народных промыслах и разных видах народного творчества.

5 Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка через индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

Итоговое мероприятие проекта

с детьми старшей группы по теме:

 «Русь-красавица, мастерами славится!».

                                

Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно- патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель;

Организационный этап

Подготовка материалов:

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

-«Что такое хохлома? »

-«Русская изба»

2. Просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Народные промыслы», «Русская изба».

3. Совместная познавательно исследовательская деятельность «Из чего же, из чего же? » (дерево - матрешки, хохлома; глина - дымка и т. п.) ;

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома»;

5. Викторина «Матрешкины загадки»;

Художественно- творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала;

2. Лепка из пластилина «Дымковские игрушки»;

3. Аппликация «Дымковская деревенька»;

4. Рисование матрешек;

5. Рисование «Укрась тарелочку..Хохлома»;

6. Изготовление «Деревенская изба»,оригами.

7. Раскрашивание тематических раскрасок;

8. Прослушивание русских народных песен;

9. Разучивание русского народного танца с ложками; хороводной игры «Как на тоненький ледок»;

Игровая деятельность:

1. Дидактические игры «Найди отличие», «Собери картинку», «Составь узор»;

2. Настольно- печатная игра «Собери посуду»;

3. Подвижные народные игры;

4. Хороводные народные игры «Гори, гори ясно», «Каравай», «Золотые ворота»;

5. Музыкально- дидактическая игра «Угадай инструмент»;

6. Сюжетно- ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов ;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

4. В выходные дни посетить с детьми Этнографический музей;

Обобщающий этап

1. Проведение досуга «Зимние посиделки»;

2. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

3. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно- прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа.

Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.

Таким образом, тема декоративно- прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Конспект   итогового мероприятия детей старшей группы

«Русь-красавица, мастерами славиться!»

Дети под русскую народную мелодию «Русские мотивы» в исполнении оркестра р.н. инструментов им.А. Андреева  (СD)                     входят в зал. Музыка затихает.

Воспитатель:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

И захватывает дух!

Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Хозяюшка:

Здравствуйте дорогие гости! Пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, всем места хватит. Как говорится в русской народной пословице  «Хорошему гостю, хозяин рад!» Проходите, располагайтесь.

Воспитатель:

Спасибо за приглашение! Хозяюшка, а мы пришли в гости не с пустыми руками, а с подарком для тебя. Ребята сами сделали плетеный коврик.

Хозяюшка: Какой замечательный подарок. Ребятки, куда мне лучше его положить?

Дети. Его нужно постелить у двери, чтобы ноги вытирать, чтобы в доме было чисто.

Хозяюшка. Какие заботливые  дети! Молодцы ребятки.

Воспитатель:

Ох, сколько забот у хозяюшки.

Она и прибирает,

Она и угощает!

Гостей встречает!

Хозяюшка:

« Ведь домом жить - обо всём  тужить»

Воспитатель:

Наши дети тоже много пословиц знают.

Дети:

  1. Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
  2. Много гостей - много новостей.
  3. Что есть в печи, на стол мечи.
  4. Разговорами гостей не накормишь
  5. Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
  6. В гости ходить — надо и к себе водить.
  7. Доброму гостю хозяин рад.

Хозяюшка:

Какие ребята молодцы, сколько пословиц знают! Проходите, гости дорогие, да усаживайтесь. Сядем рядком, да погорим ладком!

Давным - давно,  в старину, тёмными, зимними вечерами, собирались люди в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали шутки прибаутки. Лепили из глины игрушки, вырезали из дерева посуду, матрёшек. Такие вечера назывались посиделками.

Воспитатель:

Хозяюшка, а что это за сундучок?

Хозяюшка:

Сундучок тот непростой,

В нём товар расписной.

Здесь спрятались игрушки.

Все игрушки непростые, а волшебно расписные.

Вынимаем на показ и ведём про них рассказ!

(Вынимать по одной игрушке, раздать каждому ребенку).

(Ребенок держит в руках дымковскую игрушку.)

Вы скажите мне: откуда

Появилось это чудо?

Все дети:

Из деревни Дымково!

Воспитатель:

Ребята, а почему эти игрушки называются Дымковскими?

Дети: Их делают в селе Дымково!

Стихи.

(Читают дети.)

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока!

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем  не  прост -

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Хозяюшка. Ребята, посмотрите какая красивая барышня! Вы знаете, как называется эта игрушка?

Дети. Это водоноска.

До чего же  хороша,

Просто чудо водоноска,

Высока её прическа,

Губы алы, щёки алы.

Хозяюшка. Умница.

А у тебя какая игрушка?

Ребенок. У меня няня.

(Держит игрушку, читает стих).

В кокошнике няня

На руках – Ваня.

И хорош  и пригож Ваня.

Не забудь няню,

Когда подрастёшь.

Хозяюшка.

Давайте поближе рассмотрим игрушки.

Какие краски используют мастера?

Дети:  красную, зелёную, синюю, чёрную, голубую, жёлтую, оранжевую.

Хозяюшка:

Да, краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Дети: клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.

Хозяюшка:

Ответили правильно, становитесь в хоровод.

 Запевайте песню шуточную.

Песня-хоровод «Как на тоненький ледок»            

 Игра на внимание. «Какой игрушки не стало?».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите,  какая красивая посуда у нашей хозяюшки в доме. Кто из вас нам подскажет, как называется эта посуда.

Стихи:

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Удивительной красы.

Блестят они как золотые,

Как  будто солнцем  залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый- золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой!

Воспитатель. Как называется эта  посуда?

Дети. Хохломская посуда.

Воспитатель. Почему эту посуду называют хохломской?

 Дети. Деревянную  посуду  делали в селе с весёлым названием Хохлома.

Каким промыслом занимались мастера в селе Хохлома? (из какого материала делают посуду?)

….Кто забыл, может взять свою  книжку – малышку.

             Дети: В селе Хохлома,  мастера делали  деревянную  посуду

Из какого материала мастера делали посуду?

(из пород мягкого дерева, из липы, берёзы, ольхи)

Ребята, что ещё можно сказать, глядя на хохломскую посуду?

Какая она?

Дети: Нарядная, праздничная, красочная…

Воспитатель: Какими узорами мастера украшают свои изделия?

Дети: Веточками, ягодками, цветочками, кустиками.

Какие цвета для росписи своих изделий выбирали  мастера?

Хоз.: Да, сколько труда вложили мастера в свои изделия! Ребята, а вы знаете, что эти хохломские ложки не тонут в воде, давайте проверим!

(игра «Тонет – не тонет»)

Хозяюшка. Ребята, вы наверное согласитесь, что ложкой можно не только щи и кашу есть, но с ложками можно танцевать.

Танец с ложками. Р.Н.М. «Калинка»

Воспитатель:

Хозяюшка, а что это у тебя под платочком спрятано?

(сюрпризный момент)

Хозяюшка:

А вот угадайте мою загадку, только загадку до конца дослушайте.


Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички,
И  живут семьей одной.
Только,  старшую  открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы –  Матрешки.

Деревянные подружки,
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются –  Матрёшки.

Воспитатель.

Правильно, одними из самых любимых игрушек у детей были матрёшки.

Ребята, давайте  вспомним историю создания русской матрёшки (показ слайдов).

Д.Игра «Собери матрешку».

Хозяюшка:

В нашей избе есть старинные предметы.

Русские люди придумали про них загадки. Давайте  загадаем загадки нашим гостям!

Стоит толстячок, блестящий бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

Всех кормлю с охотою, а сама  безротая. (Ложка)

Новая посудина —

Вся в дырках. (Сито, решето)

Идет свинья из Саратова,

Вся исцарапана. (Терка)

В избу идут — плачут,

Из избы — скачут. ( Ведра)

Ни свет, ни заря —

Пошло  согнувшись со двора. (Коромысло)

Хвост во дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернет,

Тот и в дом войдет. (Ключ в замке)

Четыре уха,

Два брюха. (Подушка)

Наши гости, все загадки отгадали.

Воспитатель:

Издавна русский народ славился трудолюбием. Разве получились бы такие изделия у мастеров без трудолюбия?

Ребята, я знаю, что вы тоже любите трудиться. Какие замечательные поделки вы сделали собственными руками, сколько труда вложили!

Хозяюшка.

Неужели сами сделали?

Воспитатель.

Наши ребята трудолюбивые!

Они и много пословиц (поговорок) о труде знают. Расскажите ребята…..

  1. Хочешь,  есть калачи - не сиди на печи.
  2. Сделал дело, гуляй смело.
  3. Терпенье и труд все перетрут.
  4. Дело мастера боится.
  5. Любишь кататься — люби и саночки возить.
  6. Семь раз отмерь, один — отрежь.
  7. Маленькое дело лучше большого безделья.
  8. Умелые руки не знают скуки.
  9. Маленькое дело лучше большого безделья.

Воспитатель.

Ребята, а что можно с вашими поделками сделать? Что бы вы хотели сделать?

(подарить гостям)

Воспитатель:

Быстро время пролетело. Нам в избе не надоело. А тебе, хозяюшка, спасибо хотим сказать. А с гостями попрощаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приемов мнемотехники

Составление рассказа «Весна идет» Обучающие задачи:•                    закрепить и расширить словар...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Красносельские ювелирные мастера»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы«Красносельские  ювелирные мастера»...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...