Методическая разработка Информационно- творческий проект "Русь- красавица мастерами славится"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Скосогоренко Оксана Алексеевна

Информационно-творческий проект направленный на формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паспорт проекта22.18 КБ

Предварительный просмотр:

« Любимый сердцу уголок»

Всероссийский конкурс идей (проектов)

Россия, г. Санкт- Петербург, декабрь 2013г.

Название проекта: «Русь красавица, мастерами славится»

Номинация: Возрождение и сохранение национальных традиций обычаев

Авторы проекта:

  1. Скосогоренко Оксана Алексеевна, воспитатель
  2. Шакирова Жанна Ивановна, воспитатель
  3. Людыно Ольга Викторовна, музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей Красногвардейского района города Санкт- Петербурга

195253, г. Санкт- Петербург, пр. Энергетиков д.50 к.2 8(812)225-31-42

Руководитель проекта:

Скосогоренко Оксана Алексеевна, воспитатель

Россия, г. Санкт- Петербург, 2013 г.

Паспорт проекта

Проект «Русь красавица, мастерами славится»

для детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта: Информационно- творческий;

Продолжительность проекта: среднесрочный;

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель;

Актуальность проекта обусловлена большой значимостью возрождения и сохранения национальных традиций и обычаев, а так же воспитание нравственно- патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно- продуктивной  творческой деятельности.

Задачи проекта:

  • Знакомить детей с народными традициями России и включать их в детскую жизнь.
  • Познакомить детей с народными промыслами;
  • Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи.
  • Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
  •  Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
  • Развивать навыки художественного творчества детей;
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;


Организационный этап

Подготовка материалов:

  • Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
  • Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
  • Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
  • Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
  • Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Продуктивный этап

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта:

Проект начинался с тематического  вечера-досуга «Приглашение на ярмарку». В заключительной части вечера дети «покупают» игрушки народных промыслов.

 Педагог, в целях введения в проблему задает вопросы:

- Понравились ли вам игрушки?

- Чем они отличаются, чем похожи?

-Из чего они сделаны?

-Хотите узнать о них больше?

Тем самым педагог помогает детям понять:

-Что они знают?

-Что хотели бы узнать?

-Что для этого необходимо предпринять?

-Как будем действовать?

 Эти вопросы направлены на решение задачи составления примерного плана проекта, основанного на предложениях детского коллектива.

Что могут предложить дети?

-спросить у взрослых;

-прочитать в книгах;

- сходить в музей;

Чем может дополнить план воспитатель?

-можно сходить в библиотеку;

-посмотреть видеофильмы;

-научиться делать самим поделки с элементами народного творчества;

-а  как показать то, что мы смастерим и рассказать о том, что мы узнаем?

Таким ненавязчивым образом, с помощью организации совместной деятельности и наводящих вопросов, воспитатель помогает детям определить план предстоящей деятельности, заинтересовать предстоящими событиями.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

  • Познавательная деятельность
  • Речевая деятельность
  • Художественно-творческая деятельность
  • Игровая деятельность
  • Работа с родителями

Познавательная деятельность:

  1. Тематические беседы:

- «Филимоновские игрушки- свистульки»

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

-«Что такое хохлома?»

- «Гжель сине-голубое чудо»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские  мастера», «Чудо филимоновских свистулек»

3.Совместная познавательно исследовательская деятельность «Из чего же, из чего же?» (дерево - матрешки, хохлома; глина- дымка и т.п.);

4. Познавательное сообщение  на тему «Что такое валенки?»;

5. Экскурсия в ИЗО студию детского сада на выставку народных промыслов;

6. Знакомство с русскими народными инструментами;

Речевая деятельность:

  1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
  2. Разучивание стихотворений Е.А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
  3. Чтение и обсуждение авторской сказки «Как Коко Ваня для Даренки новые валеночки доставал»;
  4. Театрализация сказки «Теремок на новый лад»;
  5. Викторина «Матрешкины загадки»;

Художественно- творческая деятельность:

  1. Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала;
  2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;
  3. Аппликация «Дымковская деревенька»;
  4. Рисование матрешек;
  5. Рисование « Укрась тарелочку. Гжель»;
  6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов;
  7. Раскрашивание тематических раскрасок;
  8. Прослушивание русских народных песен;
  9. Разучивание русского народного танца «Кадриль»;

Игровая деятельность:

  1. Дидактические игры «Найди отличие», «Собери картинку», «Составь узор»;
  2. Настольно- печатная игра «Собери посуду»;
  3. Подвижные народные игры;
  4. Хороводные народные игры «Гори, гори ясно», «Каравай», «Чайничек с крышечкой»;
  5. Музыкально- дидактическая игра «Угадай инструмент»;
  6. Сюжетно- ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

Работа с родителями: 

Родителям предлагалось:

  1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
  2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
  3. Помочь детям разучивать стихи;
  4. В выходные дни посетить с детьми Этнографический музей;

Обобщающий этап

1.Проведение вечера досуга при участии родителей в гостиной «У самовара»;

2.Оформление выставки рисунков и поделок детей;

3. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно- прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.


Информационные ресурсы:

  1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 1998.
  2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр.// Дошкольное воспитание. 2004 №6.
  3. Гаранина Н.К. Приобщение дошкольников к народной культуре.
  4. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
  5. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
  6. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании.- М. : Мозаика- Синтез, 2012.
  7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ.- Управление ДОУ. 2005 №1
  8. Ляпина Л.А. Народные игры в детском саду.- М. : ТЦ Сфера, 2009.
  9. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии.- СПб: Детство- Пресс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми старшей группы по теме: "Русь-красавица, мастерами славится!" с использованием технологии "Русский фольклор"

Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству.Задачи:1. Формировать ...

Россия красавица мастерами славится

Мероприятие направлено на уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа. Развивитие творческих способностей детей.  Изготовление деть...

Методическая разработка : Информационно-творческий проект " Нам нужен мир" посвященный 70-й годовщине Великой Отечественной Войны, с использованием презентации.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Нам нужен мир » посвященная 70-й годовщине Великой Отечественной Войны, с использованием презентации. Цель проекта: Формирование нравственных ценностей. Создать условия для озн...

фестиваль "Русь моя красавица мастерами славится"

Праздник, посвященный ремеслам народов Среднего Поволжья...

Методическая разработка интегрированного занятия " Ёлочка красавица детям очень нравится"

Тема: «Ёлочка красавица детям очень нравится» Цели: Познакомить детей со стихотворением А. Барто «Дело было в январе».Развивать понимание стихотворного текста, накапл...

Методическая разработка "Познавательно-творческий проект "Бабочка-красавица""

Проект состоит из трех занятий, которые включают в себя теоретическую часть и практическую.1. "Рождение бабачки"2. "Здравствуй, бабочка"3. "Что же есть у бабочки"...

Краткосрочный проект «Русь красавица, мастерами славится»

Обогащение  знаний детей о своей Родине и формирование познавательного интереса к русской народной культуре и культуре народов России через ознакомление с народными промыслами и организацию худож...