Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель:

 познакомить педагогов с использованием мнемотехники

 в работе по развитию связной речи у детей старшего

 дошкольного возраста.

Задачи:

 - популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;

- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

-дать понятие мнемотехники,  познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотехники;

 - активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_mnemotabl_krivdina_t.a._pedsav.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

 детский сад №21 «Теремок» г. Павлово

Мастер – класс

на тему

«Использование мнемотехники

в работе по развитию связной речи у детей старшего

 дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель

Первой квалификационной

категории

Кривдина Татьяна Алексеевна

2015год.

Цель:

 познакомить педагогов с использованием мнемотехники

 в работе по развитию связной речи у детей старшего

 дошкольного возраста.

Задачи:

 - популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;

- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

-дать понятие мнемотехники,  познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотехники;

 - активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование:

- мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблица.

-листы бумаги по количеству участвующих, карандаши, мольберт (2 шт.), магниты.


Этапы мастер-класса

Содержание

Введение в проблему

Воспитатель:

Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, о каком методе может  идти речь?

Это метод мнемотехника. Мнемотехника (от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство) -     искусство запоминания.

Авторский подход к решению проблемы

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

1этап. Знакомство с мнемоквадратом.

 «Зашифрованное слово».

Первоначально нужно познакомить детей с использованием  картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.

Для этого можно использовать следующие задания:

называется слово, а вам необходимо выбрать картинку, которая поможет это слово запомнить.

Слова: лес, пляж, ваза, вкусно, страшно, весело, горячий, солёный, кислый, море, привет, золото.

Затем вам покажут картинку, по ней надо вспомнить слово.

Далее  необходимо сформировать у детей умение заменять ключевые слова и понятия рисунками-символами и самостоятельно их зарисовывать.

При этом важно чтобы в графическом образе объекта были выделены главные его признаки, характерные только для него.

Для этого можно использовать игру-задание «Запоминаем слова, рисуя»:

 называется слово, а вам необходимо нарисовать к этому слову рисунок, который потом поможет вам это слово вспомнить.

 Слова: солнце, лес, дом, птица, дерево, идёт, мальчик, скучно, девочка, день и ночь, снег, ветер.

2этап.

На следующем этапе формируем умение  работать с мнемодорожкой, упражняем при составлении предложений заменять ключевые слова на значки-символы.

 

Поиграем в игру «Хорошо — плохо». (С опорой на мнемодорожку).

Задания по подгруппам.

1 – выложить мнемодорожку «отрицательных» признаков осени.

2 – выложить мнемодорожку «положительных» признаков осени.

(2 мольберта, магниты, комплекты мнемокарточек «Признаки осени»).

Как вы думаете, почему осень – это плохо?

Варианты ответов детей:

— Осень – это плохо, потому что солнце светит мало, становится прохладно.

…, потому что небо хмурое, пасмурно, у нас плохое настроение.

…, потому что день стал короче, а ночь длиннее, раньше ложимся спать.

…, потому что листья сохнут и опадают, трава желтеет, цветы вынут.

…, потому что дует холодный ветер, часто идет дождик, кругом лужи, можно простудиться.

…, потому что птицы собираются в стаи, готовятся к отлету, умолкают птичьи голоса, не слышно их пения.

Воспитатель. Значит осень, какая пора? (Ответы).

При проговаривании «отрицательных» признаков необходимо обязательно говорить о том, а что можно сделать, чтобы исправить «отрицательное» на «положительное».

- Осень – это не только плохо, но и хорошо, почему?

Варианты ответов :

- Осень – это хорошо, потому что идут дожди, на полях хорошо дружно всходят озимые.

…, потому что начинается листопад, можно погулять по «осеннему ковру», «пошуршать» листьями, собрать красивые букеты.

 

…, потому что дикие животные готовятся к зиме: линяют, делают запасы, утепляют жилища, медведь, еж, барсук — готовятся ко сну.

…, потому что   собирают урожай овощей и фруктов.

…, потому что можно сходить в лес и набрать грибов.

 …, потому что можно собрать в лесу шишки и желуди, сделать интересные поделки.

Воспитатель. Значит, осень, какая пора? (Ответы детей).

3этап.

Цель следующего этапа: развивать у детей умение составлять рассказ, используя дидактический материал в форме мнемотаблицы, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказ четким, связным и последовательным.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т.е. мнемотаблицы создают вместе, сообща.

 

 Составление описательного рассказа «Заяц» по мнемотаблице.

 (на столах – листы бумаги и карандаши, картинка - заяц).

Рисуем таблицу из трёх строк и трёх столбиков.

В первой строке таблицы рисуем: дом зачёркнутый крестиком; ёлочку; четыре палочки.

Во второй строке таблицы рисуем: много волнистых линий; цифру два; мордочку зайчика.

В третий строке таблицы рисуем: бутылочку с соской; морковку, капусту; заглавную букву З.

Рассказ (составляют воспитатели).

Заяц — это не домашнее животное, а дикое. Он живет в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом — серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама-зайчиха своих детенышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.

Рефлексия (самоанализ)

Овладение приемами работы с мнемотехникой помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.                

  Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим.

                    Желаю вам успехов и творчества в вашей

       ежедневной работе с детьми!

Предлагаю вам оценить работу мастер-класса по следующим критериям:

 1. Оранжевый – буду использовать материал в работе;

 2. Зелёный цвет – уже использую материал в работе;

3. Желтый – узнала новые приемы.

4.Красный цвет – не понравилось.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников"

В презентации отражены задачи, направления работы по развитию связной речи, особенности методики....

Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Добрый день, уважаемые коллеги!           СЛАЙД №1.                              Меня зову...

Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....

План самообразования «Использование мнемотехники- как средство эффективного развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Особенность методи...

Мастер - класс на тему «Использование методики «Круги Эйлера» для формирования связной речи и логического мышления у детей дошкольного возраста».

Дети – это чистый лист. Они как губка впитывают огромное количество информации каждый день. Дети гораздо быстрее осваивают новые технологии, в отличие от взрослых. В дошкольном возрасте мы можем...

Перспективный план по самообразованию: "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей с ТНР»

Перспективный план по самообразованию учителя-логопеда по теме :"Использование приемов мнемотехники в работе по развитию связной речи у тетей с ТНР"...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «МНЕМОТЕХНИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Использование традиционных методик и технологий для устранения речевого недоразвития у детей не приносило желаемых результатов, поэтому для более эффективного воздействия на имеющиеся у детей проблемы...