Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_krivdina_t.a.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические чтения

 «Современный педагог: поиск, опыт, идеи реализации ФГОС НОО»

                                       

Мастер – класс

на тему

«Использование технологии «Мнемотехника»

в работе по развитию связной речи у детей старшего

дошкольного возраста».

Автор: Кривдина Татьяна Алексеевна,

воспитатель,

высшая квалификационная категория

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №21 «Теремок» г.Павлово

                                                               г.Павлово,  2017 год

Цель: знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Деятельность мастера

Примерные ответы аудитории

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

    Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения,  требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.  

Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, о каком методе может  идти речь?

Конечно, это метод мнемотехника. Мнемотехника (от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство) -     искусство запоминания.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Предлагаю вам попрактиковаться в использовании данного метода на практике.

1этап: работа с мнемоквадратом

Упражнение «Зашифрованное слово»

Первоначально нужно научить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.

Для этого можно использовать следующие задания:

Я называю слово, а вам необходимо выбрать картинку, которая поможет это слово запомнить.

Слова: лес, ваза, страшно, весело, горячий, солёный, кислый, море.

Теперь я показываю картинку, вы вспоминаете слово (мастер показывает картинки)

Далее  необходимо сформировать у детей умение заменять ключевые слова и понятия рисунками -символами и самостоятельно их зарисовывать. 

При этом важно чтобы в графическом образе объекта были выделены главные его признаки, характерные только для него.

Для этого можно использовать игру-задание «Запоминаем слова, рисуя»:

 Я называю вам слово, а вам необходимо нарисовать к этому слову рисунок, который потом поможет вам это слово вспомнить.

 Слова: солнце, дом, идёт, мальчик, скучно, снег.

2 этап: работа с мнемодорожкой

На следующем этапе учим работать с мнемодорожкой, упражняем при составлении предложений заменять ключевые слова на значки-символы.

Для этого на начальном этапе подходят чистоговорки и скороговорки, затем предложения к рассказам и пересказам.

Упражнение «Зарисуй скороговорку»

Предлагаю вам  прослушать скороговорку и зарисовать её.

Наловил Валерий полведра форели.

Мой вариант зарисовки вы можете увидеть на экране.(картинка на слайде)

3 этап: работа с мнемотаблицей

Цель следующего этапа: развивать умение детей составлять рассказ или же заучить стихотворение, используя дидактический материал в форме мнемотаблицы, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказ четким, связным и последовательным, а стихи – запоминающимися.

 Упражнеие «Составление описательного рассказа по мнемотаблице «Расскажи о любимом овоще, фрукте»

Детям предлагается посмотреть на таблицу и составить по ней рассказ о любимом овоще или фрукте (таблица размещена на слайде) в следующей последовательности:

1-что это?

2-какого цвета?

3-какого размера?

4-какой формы?

5- какой  вкус?

6-какой на ощупь?

7-где растёт?

8-что можно приготовить?

9-какую пользу приносит человеку?

Предлагаю вам составить такой рассказ.

Таким образом, дети в увлекательной и интересной форме получают знания о продуктах питания, их пользе и опасности для человека, развивают речь, учатся общаться и применять на практике полученные знания, умения и навыки.

Овладение приемами работы с мнемотехникой помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.                

  Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим.

 Желаю вам успехов и творчества в вашей

 ежедневной работе с детьми!

В заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем  мероприятии. Представляю вашему вниманию «Дерево творчества».

Плоды – мастер-класс прошёл полезно, плодотворно.

Цветок – довольно неплохо.

Красный листик – «пропащий день», не понравилось.

Мнемотехника

Ваза, страшно, лес, весело, горячий, соленый, кислый, море.

(участники выполняют задание – рисуют графические символы слов «солнце, дом, идёт, мальчик, скучно, снег»)

(участники выполняют задание – рисуют  4 клеточки в ряд, в каждой клеточке символ слова – наловил, Валерий, полведра, форели).

Груши - это фрукты. Моя груша желтого цвета, она большая, овальной формы, сладкая и сочная. На ощупь гладкая, твердая. Они растут в саду на деревьях, которые называются груша. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезны для здоровья, в них много питательных веществ, витаминов    А, В, Р, РР.

Используемая литература:

1. Большёва Т.В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001

 2.Дошкольное воспитание  Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991

3.Поддьякова Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение.

4.Смольникова Н.Г. , Смирнова Е.А.  Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

5.Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001

6.Ушакова О.С., Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993

7.Чернобай Т.А., Рогачёва Л.В., Гаврилова Е.Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В.Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001

8. Т. Б. Полянская. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно - логопедической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Предлагаемая система занятий адресована логопедам, работающим с детьми с общим недоразвитием речи III уровня, а также может быть выборочно использована в работе воспитателя логопедической группы....

Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»

Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...

Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов...

Проект "Как я отдыхал и работал летом" (развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста)

Проект "Как я отдыхал и работал летом"Продолжительность проекта: краткосрочныйТип проекта: творческий, групповойУчастники проекта: педагоги, дети, родителиВозраст детей: 5...