МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «МНЕМОТЕХНИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Коробова Анна Владимировна

Использование традиционных методик и технологий для устранения речевого недоразвития у детей не приносило желаемых результатов, поэтому для более эффективного воздействия на имеющиеся у детей проблемы в своей коррекционно – развивающей деятельности использую (наряду с традиционными) такую  инновационную здоровьесберегающую технологию, как мнемотехника, придерживаясь требований ФГОС. А ФГОС требуют от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. Потому что в центре воспитательного процесса находится ребёнок, а в нашем случае – ребёнок с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 г. Белинский

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

«МНЕМОТЕХНИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Подготовила и провела

                                                                                    воспитатель

                                                                                        Коробова А.В.

Цель. Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников».

Задачи:

- ознакомление с понятием «мнемотехника», с её особенностями, этапами работы по ней, раскрытие актуальности;

- дать возможность опробовать данную технологию в практической деятельности;

- мотивировать участников мастер – класса на применение данной здоровьесберегающей технологии в своей педагогической деятельности;

- создать благоприятную атмосферу для творческой плодотворной работы всех участников мастер – класса по ознакомлению и освоению новой технологии и авторскими наработками.

Ожидаемые результаты.

- Пополнение теоретических знаний педагогов о новой и эффективной технологии «Мнемотехника»;

- усвоение методики работы по использованию приёмов мнемотехники;

- внедрение педагогами  данной технологии  в образовательный процесс.

 

Оборудование.

Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, листы А4, простые  карандаши, мнемоквадраты для игры «Какая зима? Какой снег?», текст рассказа «Зима», текст  стихотворения «В каждом доме много света» (для каждого участника),   снежинки.

 

Ход мастер – класса.

Вступительная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер – класса «Мнемотехника как эффективный метод развития связной речи детей»

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.

При нормальном течении развития речь детей формируется к 4-6 годам. Но, к сожалению, с каждым годом  детей с нарушениями речи становится всё больше и больше.

В речи детей  существует множество проблем: (слайд 2)

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение и грамматические правильно его оформить;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить  сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Кроме этого, дети с нарушениями речи характеризуются такими особенностями психического развития, как: (слайд 3)

- неустойчивость внимания,

- расстройство памяти (особенно слуховой),

- несформированность мышления.

Использование традиционных методик и технологий для устранения речевого недоразвития у детей не приносило желаемых результатов, поэтому для более эффективного воздействия на имеющиеся у детей проблемы в своей коррекционно – развивающей деятельности использую (наряду с традиционными) такую  инновационную здоровьесберегающую технологию, как мнемотехника, придерживаясь требований ФГОС. А ФГОС требуют от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. Потому что в центре воспитательного процесса находится ребёнок, а в нашем случае – ребёнок с ТНР.

 Почему именно на мнемотехнику пал мой выбор?  В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.                        

(Слайд 4) Еще  К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он их усвоит на лету».

(Слайд 5) Что же такое мнемотехника?

Слово мнемотехника  происходит от греческого «mnemonikon»  - искусство запоминания.                                                                                                                  

Мнемотехника - это система приемов и способов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.                                                                                                                                                        

Суть мнемотехники заключается в том, что при заучивании стихотворения, пересказе на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:                                                                                              связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.  (Слайд 6) Работа по использованию приёмов мнемотехники строится от простого к сложному. Её необходимо начинать с введения простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

(Слайд 7) Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображённым на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово (например, «чашка», «бежать» или «дождь»).

Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно составить фразу или предложение.

Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объёмная информация (стихотворение, рассказ, сказка и т. д.).

(Слайд 8) В качестве символов-заместителей используют:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры, знаки,

- пиктограммы.

(Слайд 9) Мнемотаблицы используются для заучивания стихов, потешек, загадывания и отгадывания загадок, составления описательных рассказов, пересказов,  рассказов по сюжетным картинкам и серии сюжетных картин, творческих рассказов.

(Слайд 10) Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:

1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т. е. преобразование  символов в образы.

3.После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы – образы ( т. е. происходит отработка метода запоминания).

А сейчас, уважаемые коллеги, мы с вами попробуем применить полученные теоретические знания на практике.

Практическая часть.

Чтобы вам не было скучно, мы сейчас с вами поиграем.

Нам сегодня утром рано

Электронное пришло письмо,

Очень странное оно,

Непонятно от кого.

(Слайд 11)

«Меня похитила злая ВЕДЬМА. Она не хочет, чтобы я вступила в свои права. Расскажите ей обо мне, может быть, она  освободит меня».

Поймём, от кого письмо, если отгадаем загадку. (Слайд 12) А загадка зашифрована. (Рассматривание мнемотаблицы, перекодирование)

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

Значит, ЗИМУШКА в заточении.

Вы хотите, чтобы наступила зима?

 Мы должны убедить злую ВЕДЬМУ,  что зима – это прекрасное время года.  

Ну что, начнём? Сейчас мы похвалим зимушку и  расскажем «Какая зима? Какой снег?»

Игра «Какой? Какая?»

Перед вами мнемоквадраты, выберите из них подходящие.

Зима какая? – красивая,  морозная, снежная, ветреная, холодная (подбор символов к слову )

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий (подбор символов к слову)

Молодцы! Очень много красивых слов подобрали. Да, зима холодная, морозная, но очень красивая.

А теперь расскажем злой ВЕДЬМЕ, что  зима умеет строить горки. Как вы думаете, из чего? (Из снега)

Игра «Снежная горка»

Строить горку мы будем из слов-родственников к слову СНЕГ.

Я буду читать стихотворные строки, а вы рисовать на снежинках слова-родственники с помощью символов.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю.  (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые. (Снежинки.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее.  (Снегопад.)

Словно в белый пуховик

Нарядился.  (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка —  (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой.  (Снегири.)

Под сугробы (Снежные).

Прячутся (Подснежники)  

   Ну а Зимушка  с мешком                                            

Посыпает всех (Снежком). 

                                                                              

У него быстрый ход .

Вот промчался (Снегоход) 

                                                                                                                                             

 Давайте вспомним еще слова - родственники (снегоуборочная машина, снегопогрузчик). Назовите все слова-родственники.

Молодцы! Какая высокая горка получилась! Значит,  ЗИМУШКА – труженица. Только зимой можно кататься с горки. Злая Ведьма  прокатится с горки  на санках и поймёт, как это здорово.

  А теперь расскажем злой ВЕДЬМЕ, как хорошо и красиво зимой. (Слайд 13)

Пересказ рассказа «Зима».

На экране мнемотаблица

1.Чтение рассказа логопедом.

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Снег лежит на земле, деревьях и крышах домов. Холодно  на улице. Дети оделись тепло и пошли гулять. Они катались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Рассматривание мнемотаблицы.

3.Ответы на вопросы по содержанию.

Какое время года наступило?

Какой снег выпал?

Где лежит снег?

Какая погода на улице?

Как оделись дети? Куда они пошли?

Что делали дети на прогулке?

Нравится ли детям гулять зимой?

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

5. Пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Молодцы! Думаю, злая ВЕДЬМА уже пожалела о том, что сделала.

Я знаю, что она очень любит стихи. У нас есть повод рассказать, что зимой наступает  самый яркий и весёлый праздник – Новый год.

1.Чтение стихотворения логопедом.

В каждом доме много света

В каждом доме много света
Наступает Новый год!
Белоснежная карета
Дед Мороза привезет.
Ровно в полночь вспыхнут ярко
В небесах гирлянды звезд.


Не приходит без подарков
В этот праздник Дед Мороз!

2.Кодирование текста (рисование ассоциативного образа)

3. Педагог сообщает, что это стих-е будем учить наизусть.

4. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

5. Беседа по содержанию.

6. Логопед читает отдельно каждую строчку стих-я, педагоги повторяют её с опорой на мнемотаблицу.

7. Педагоги рассказывают стих-е с опорой на мнемотаблицу.

Молодцы! Я думаю, что мы убедили злую ВЕДЬМУ, что зима – это прекрасное время года.

(Слайд 14)    - появляется ЗИМА). А вот и она.

Заключительная часть.

 Зима благодарит вас за помощь и обещает, что порадует нас прекрасной погодой.

(Слайд 15) Таким образом, уважаемые коллеги, используя приёмы мнемотехники, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить  с детьми стихи, отгадать и загадать загадки, составить рассказ, пересказать текст и т. д. и развить

- связную речь,

- ассоциативное мышление,

-зрительную и слуховую память,

- зрительное и слуховое внимание,

- воображение;

повысить познавательную активность детей.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным и творческим.

Наш мастер – класс подошёл к концу.

Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Добрый день, уважаемые коллеги!           СЛАЙД №1.                              Меня зову...

Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...

Мастер- класс для педагогов ДОУ «Использование «Куба- трансформера»- для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР».

Ссылка на презентацию к мастер- классу: https://cloud.mail.ru/public/TqND/tPnDUeskDСсылка на буклет по мастер- классу: https://cloud.mail.ru/public/1vCq/8Af6AnL6e...

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ОНР», из опыта работы. Для педагогов ДОУ.

Одно из направлений всестороннего развития детей дошкольного возраста -  формирование речевых навыков. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ  воспитания...

Углубленная работа «Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».«Если ребенок мол...

Конспект - мастер класса «Сторителлинг как метод развития связной речи детей дошкольного возраста».

Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществами ее использования в развитии связной речи дошкольников.Обучить педагогов практическим приёмам использования техники «ст...