Статья. Современные формы организации внеурочной деятельности с младшими школьниками по изобразительному искусству.
статья

В статье представлена характеристика различных инновационных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками: занятия-экскурсии, творческие мастерские, уроки творчества, занятия открытых мыслей, интегрированные занятия, занятия-экспедиции, творческий десант и др.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы организации внеурочной деятельности с младшими школьниками по изобразительному искусству

Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость обновления системы образования. Естественным образом, повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности. Время радикальных перемен требует от школы воспитания людей творческих, социально активных, способных самостоятельно познавать и оценивать новое, делать осознанный выбор, мыслящих креативно и свободно.

Большим потенциалом в воспитании творчески развитой личности, способной к креативному преобразованию окружающей действительности обладает внеурочная деятельность по изобразительному искусству. Реализация данного вида деятельности в современных условиях требует от педагога разнообразия и инновационного характера форм организации занятий. Реализуя опыт своей профессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что приоритетной формой данного рода занятий является практическая изобразительная деятельность детей, организуемая как коллективно, так и индивидуально в виде теоретического осмысления основ изобразительного искусства, занятий живописью, рисунком, композицией.

Разнообразие занятий представляется нам через использование различных форм их организации, а инновационный характер обусловлен содержательным наполнением, отражающим реалии современного мира.

Так, большую познавательную ценность для обучающихся имеют занятия-экскурсии, обеспечивающие возможности непосредственного взаимодействия с различными архитектурно-пространственными, культурными, историческими, природными объектами, а также позволяющие ребенку «войти в образ» художественно-эстетического объекта изнутри и накапливать опыт эстетической насмотренности. Указанное условие важно и необходимо при изучении изобразительного искусства, поскольку данный процесс не может быть сведен к трансляции знаний и выработке соответствующих навыков, это более общий процесс становления личности, в котором эстетическая составляющая очень значима, она может способствовать не только формированию личностных качеств, но и решению прикладных задач.

Суть «эстетической насмотренности» состоит в восприятии того или иного искусства на непосредственном сенсорно-эмоциональном уровне («начитанность» в литературе, «наслышанность» в музыке и т. д.) [1, с. 74]. Формирование навыка вглядываться, рассматривать окружающий мир во всех его проявлениях — важнейшая задача обучения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Основой эстетической насмотренности личности является умение видеть и воспринимать — не смотреть, а именно видеть и воспринимать.

Развивая опыт эстетической насмотренности, младший школьник приобретает эстетический опыт, который является основой его отношения не только к искусству, но и к окружающей действительности. А вместе с тем развивается: образное мышление, основанное на визуальном восприятии, визуальном внимании, зрительной памяти; чувственно-эмоциональные переживания, культурное рефлексирование и т. д. При этом эстетическая насмотренность в процессе создания творческого продукта умножает эстетический опыт младшего школьника через эстетический отбор и оценку создаваемых художественных образов [2, с. 5.]. Итак, главная цель занятий-экскурсий — формирование опыта эстетической насмотренности, в основе которого лежит восприятие визуальных образов, умение их представлять, анализировать, интерпретировать, а впоследствии на этой основе создавать собственные художественные образы. В связи с этим, экскурсия должна быть построена на комплексном (визуальном, вербальном, эмоциональном) восприятии эстетических предметов и явлений. Появившиеся сравнительно недавно информационные технологии сделали доступными всемирно-известные достопримечательности культуры и искусства во время виртуальных экскурсий.

Интересной и увлекательной формой занятия для детей и взрослых являются творческие мастерские — занятия свободной формы, в большинстве случаев, организуемые с целью эстетической организации окружающей среды. На данных занятиях дети осваивают такие виды деятельности, как украшение домашнего быта, создание единого стиля классной комнаты, оформление классной комнаты к различным праздникам, украшение школьного двора и сельских улиц, оформление результатов учебной деятельности и т. д. Нередко в работе творческих мастерских принимают участие родители, бабушки и дедушки. Подобные занятия помогают не только развивать эстетический вкус, художественно-оформительские навыки и стремление делать окружающий мир красивым, но и способствуют изменению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса [3].

Эффективными для формирования устойчивой мотивации к художественно-эстетической деятельности и ускорения освоения необходимых знаний и умений, а также личностных качеств, обеспечивающих ее успешность, являются мастер-классы. Данная форма организации занятий предполагает приглашение специалиста, мастера или старшеклассника, владеющего высоким уровнем мастерства в каком-либо ремесле, народном промысле, виде искусства и т. д. в случае, если такой специалист не может принять реального участия в мастер-классе, ему предоставляется возможность пообщаться с детьми, например, по скайпу или в ходе телемоста и т. д. Кроме того, вполне оправданными являются мастер-классы, организуемые на базе учреждения или в мастерской художника, мастера резьбы по кости, архитектора, скульптора, дизайнера и т. д. дети с большим интересом «впитывают» все увиденное и услышанное в мастерской, проникают в атмосферу творческой среды.

Актуальными в рамках Программы являются — уроки творчества, имеющие своей целью демонстрацию результатов детской художественно-эстетической деятельности. Например, на внеурочном занятии изобретательства дети демонстрируют поделки или продукты технического творчества. На занятии–выставке могут быть выставлены как детские работы, так и подборки творческих работ педагогов, родителей, старшеклассников, бабушек и дедушек. Обязательным для таких занятий является рассматривание и оценка каждой работы, что формирует эстетический вкус обучающихся. Весьма увлекательными могут быть творческие отчеты, организованные как «Вечерки», «Посиделки», «Воскресные встречи» и т. д. В свободной, непринужденной форме дети и взрослые обсуждают и любуются результатами детского творчества. Как правило, подобные мероприятия сопровождаются чаепитием со сладостями [3].

Помогают развивать творческое мышление занятия открытых мыслей. Назначение данных занятий — перед изобразительной деятельностью проникнуться в образ, подумать, каким он будет, почему он будет таким, какие средства художественной выразительности нужно использовать, чтобы передать данный образ и т. д. А после изображения составить небольшое эссе и приложить его к своей работе. Дети всегда с большим волнением, искренне передают свои мысли, чувства, эмоции. Занятия открытых мыслей в первую очередь направлены на формирование у младших школьников чувств со-переживания и со-творчества, а также способствуют развитию уважительного отношения к мыслям и чувствам сверстников.

Интегрированные занятия — одна из самых сложных форм организации детской художественно-эстетической внеурочной деятельности, поскольку объединяет в себе разные области познания, разные виды деятельности, одновременное освоение нескольких видов искусства и т. д. Примером интегрированного занятия является занятие по теме «Мой род, моя семья», проводимое в рамках генеральной темы «Человек и со-бытия на селе». Занятие предполагает включение детей одновременно в несколько видов деятельности — познавательную, художественно-творческую, конструкторскую и т. д. Знания и умения, которые получают дети на занятии, берутся из разных наук — геральдики, ономастики, истории, математики и т. д. При грамотной организации таких занятий всегда получаются самые неожиданные результаты. Работы детей отличаются оригинальностью, простотой решения, самобытностью и т. д.

Одной из форм организации занятий, проводимых за пределами школы, является занятие-экспедиция, обладающее широким спектром возможностей для формирования и развития учебно-познавательной мотивации, универсальных учебных действий, а также — знаний и умений, необходимых для осуществления разных видов деятельности по преобразованию окружающей действительности с позиций красоты.

В отличие от экскурсии, экспедиция представляет поездку или поход группы детей с каким-либо специальным (исследовательским, творческим т. д.) заданием. Длительность экспедиции по времени занимает не более одного дня. Помимо чисто эмоциональной стороны, экспедиция наполнена глубоким и важным для детей предметным содержанием, являясь возможностью наиболее полно применить на практике опыт эстетической деятельности.

Главной целью экспедиции является сбор сведений и материалов о конкретных эстетических объектах и явлениях: скульптурных, живописных изображениях, выполненных руками отдельных народностей и национальностей, произведениях декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества, изучение их современного состояния; традициях эстетического воспитания, древних артефактах, учет всех имеющихся в настоящее время носителей фольклора и т. д. [4].

 Еще одна особенность экспедиции — обязательное включение в её структуру после проделанной работы по сбору необходимого материала итоговых конференций, позволяющих формировать у младших школьников целостное представление о картине мира, связи различных сфер жизни и деятельности человека и их влиянии на его духовно-нравственное развитие, а также праздничной программы, включающей конкурсы, спортивные состязания, песни у костра и т. д.

Одной из форм организации художественно-эстетической деятельности, доставляющих детям массу удовольствия и развивающих стремление делать мир красивее, является творческий десант. «Высадка» десанта производится во двор школы, на улицы села, немноголюдные места с большим количеством высоких мрачных скучных заборов и т. д. [3]. Главная цель десанта — эстетизация окружающей среды — достигается за счет украшения заборов в технике «граффити», изготовления скульптур малой и средней формы из бросового материала для дворов и двориков (пластиковых бутылок, резиновых колес, мелкой железной посуды, веревок и т. д.), украшение детских игровых площадок, создание снежных городков и т. д. В подобных мероприятиях активно участвуют и взрослые. Такая деятельность сближает детей и взрослых, воспитывает бережное отношение к результатам человеческого труда, развивает креативность, смекалку, творческое и композиционное мышление.

Таким образом среди современных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками особенно актуальны занятия-экскурсии, творческие мастерские, уроки творчества, занятия открытых мыслей, интегрированные занятия, занятия-экспедиции, творческий десант и др. Перечисленные формы организации внеурочных занятий изобразительным искусством тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, реализуются с учетом сезонных особенностей, интересов и способностей детей.

Литература:

1.Климова, Г. П. Воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Г. П. Климова. — Екатеринбург, 1996. — 134 с.

2.Сырова, Н. В. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека [Текст] / Н. В. Сырова, В. Н. Чикишев // Вестник Мининского университета. — 2018. — Т. 6. — № 1 (22). — С. 5. Фадюшина, Л. П. Спектр: прогр. внеуроч. деятельности младших школьников [Текст] / Л. П.

3.Фадюшина, Н. С. Стерхова; под ред. Н. С. Стерховой; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2015. — 100 с.

4.Эстетическое воспитание и развитие личности в контексте непрерывного образования [Текст]: слов.-справ. / сост. Н. С. Стерхова; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск: Шадр. Дом Печати, Каргап. фил., 2011. — 87 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников

Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...

Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке

Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке ...

КТД как форма организации внеурочной деятельности младших школьников.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность и направленный на улучшение совместной жизни. КТД - это дела н...

«Проектно - исследовательский метод во внеурочной деятельности у младших школьников. Декоративно- прикладное искусство».

:повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.  Расширение творческих способностей  участников...

Современные формы организации внеурочной деятельности

С введением новых образовательных стандартов в сетке часов  учебного плана появляется внеурочная деятельность. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не т...

Формы организации внеурочной деятельности младших школьников (из опыта работы)

Представлен опыт работы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов...

«Современные формы организации досуговой деятельности младших школьников с умственной отсталостью»

В данной статье рассматриваются проблемы организации досуговой деятельности младших школьников с нарушением интеллекта, особенности организации, формы и методы реализации досуга для детей начальной шк...