КТД как форма организации внеурочной деятельности младших школьников.
проект на тему

Ларионова Евдокия Прокопьевна

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность и направленный на улучшение совместной жизни. КТД - это дела не для детей и не только во имя их воспитания, это дела и цели самих детей, взрослых, которые способствуют становлению личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КТД как форма организации внеурочной деятельности младших школьников.

Воспитание – одна из основных категорий педагогики, отражающая целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности, она включает в себя формирование у воспитуемых качеств личности, а также социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного образования.

Воспитательная парадигма школы требует от  педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.  Согласно ФГОС нового поколения важнейшей составляющей образовательного процесса современной школы является эффективная организация внеурочной деятельности (ВУД).

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО и ООО следует понимать  образовательную деятельность, осуществляемую  в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В Стандартах определены направления внеурочной деятельности, являющиеся содержательным ориентиром, основанием для построения соответствующих образовательных программ. Чтобы наметить перспективы развития внеурочной деятельности необходимо изучить актуальное состояние организации внеурочной деятельности, а также наиболее эффективные формы ее организации.

Перед учителями начальной школы СОШ № 18 г. Нерюнгри стал вопрос: «Как организовать внеурочную деятельность для всех детей и чтобы было интересно, и каждый был занят делом?» В таком поиске была создана форма ВУД, отражающая интересы и потребности педагогов, детей и родителей. Организаторская, творческая деятельность нашла свое целостное воплощение в разработанной И.П. Ивановым системе и методике коллективных творческих дел (КТД).

КТД - это взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь. Его содержание – забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких в конкретных практических социальных ситуациях. Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их самоутверждению, самовыражению.

В рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в начальной школе по параллелям созданы 4 программы коллективной творческой деятельности:

1 классы – «Доброе сердце-добрые дела»

2 классы- семейное чтение «Страна читателей»

3 классы – «Мы вместе»

4 классы – «Рука в руке»

Объект - воспитательный процесс.

Предмет - коллективная творческая деятельность.

Педагогическая целесообразность программы заключается:

- в социализации детей;

- в развитии разносторонней личности воспитанников;

- помощи в самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни.

Цель - обосновать роль коллективных творческих дел в формировании взаимодействия детей младшего школьного возраста.

  • совершенствование  условий для развития творческого потенциала обучающихся;
  • предоставление равных возможностей для различных социальных групп детей по улучшению их здоровья, развитию творческих и умственных способностей в различных видах деятельности, созданию условий для сотрудничества детей, педагогов и родителей.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.
  2. Описать свой опыт работы по формированию взаимодействия детей младшего школьного возраста в ходе подготовки и проведения коллективных творческих дел.
  3. Создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей начального образования и более успешного освоения его содержания.
  4. Способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются  нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения.

Актуальность:

Семьи стали маленькими, в них воспитывается по 1-2 ребенка, что способствует формированию эгоизма, индивидуализма, ведет к потере общения между людьми. Хотя дети часто объединяются в группы по их интересам, зачастую это сводится только совместным виртуальным играм на компьютерах и гаджетах. Дискуссии, обсуждение проблем, споры и дебаты в таких группах не культивируются и не приживаются. Таким образом, именно школа, учитель, тщательно организуя коллективное творческое дело решают вопрос социализации и снижения дефицита общения обучающихся.

В нашей школе обучается 125 детей с ОВЗ. В это количество входят дети специально-коррекционных классов с задержкой психического развития и слабослышащие обучающиеся. Всего 22 ребенка-инвалида. В общеобразовательных классах обучаются 17 детей с ОВЗ.

Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования и воспитания наряду со здоровыми детьми. Необходимо, чтобы любой ребенок был нужен, нашел себя в деле. Вот почему мы создали  коллективное и творческое дело.

Главное в КТД – участие или соучастие ребенка, его личное самовыражение и самоутверждение. Следует заметить, что КТД играет ведущую роль в развитии определенных звеньев гражданского отношения к жизни, к определенным видам деятельности социальных объединений. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость использования КТД во внеурочной деятельности.

Организация коллективной творческой деятельности обучающихся

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.

Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективные творческие дела позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.

В коллективной творческой деятельности любой школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Суть каждого дела - забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественной, познавательной или художественно-эстетической, спортивной или досуговой.

Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством

Структура КТД

1 стадия – предварительная работа коллектива (намечается план действия, проводятся воспитательные беседы, экскурсии и т.д., готовятся к коллективному планированию.)

2 стадия – коллективное планирование. Обсуждение мнений в (микро)коллективах, в результате вырабатывается общее мнение. Принимается коллективное решение.

3 стадия – коллективная подготовка КТД. Создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в (микро)коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4 стадия – проведение КТД.

5 стадия – коллективное проведение итогов КТД.

Предполагаемые результаты:

  • Социализация детей с ОВЗ, способность адаптироваться в обществе.
  • Реализация общественно-воспитательных целей, воспитание ответственности, готовности оказать помощь другим.
  • Развитие познавательной активности обучающихся и самостоятельности.
  • Расширение границ межличностных отношений и способствование возникновению дружеских связей между детьми.
  • Объективность процесса самооценки, повышение объективности в оценке других.

В приложениях включены программы коллективной творческой деятельности по параллелям классов.

Список литературы

1. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М Лизинский. // Коллективные творческие дела 2007 - №8. С. 112-113.

2. Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская. - М.: Академия, 2006.-С. 111-126.

3. Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 119

Проект программы семейного  чтения «Страна Читателей»

Целевая группа: учащиеся начальной школы

Авторы проекта: учителя начальных классов Герок Л.В., Карандина Ю.А., Климова Е.Ф., Мальханова Ю.А.

Актуальность

Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.

Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.

Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. «вторичной неграмотности») тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение. У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов, электронных носителей информации.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: «Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения».

В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше.

Исходя из актуальных проблем, мы предположили следующую гипотезу, если мы, привлечем родителей к семейному чтению через просвещение, творчество, неформальное общение, родители станут активнее взаимодействовать со своими детьми,  что создаст максимально благоприятные условия  для повышения культуры чтения в семье, развития у детей способности самостоятельного мышления, возрождения традиции семейных чтений, и, в конечном итоге, приведёт к повышению уровня грамотности обучающихся.

Цель проекта:

- создание оптимальных условий для приобщения детей и родителей к совместному чтению путём удовлетворения их информационных потребностей и развития творческих способностей.

Задачи проекта:

- приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию;

- возрождение традиции семейных чтений;

- повышение культуры чтения в семье;

- приобщение учеников к посещению школьной библиотеки;

- развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

- развитие у детей с ОВЗ коммуникативных умений, необходимых для эффективной социализации в обществе.

Ожидаемые результаты

- формирование осознанного, выразительного, беглого чтения;

- повышение престижа книги, чтения, библиотеки;

- формирование любви к книге и чтению у детей;

- возрождение традиции семейного чтения;

- развитие творческих способности детей.

Формы и методы работы

Для реализации проекта используется весь спектр форм и методов работы с детьми и взрослыми

  • информационно – аналитические: беседа, опрос, анкетирование, интервьюирование;  
  • совместная деятельность родителей, учащихся и педагогов:  литературные гостиные, конкурсы, викторины, спектакли, праздники, презентации и проекты, интерактивные игры, акции, экскурсии.

Роль педагога в организации семейного чтения заключается в следующем:

  1. анкетирование родителей и детей;
  2. проведение родительского лектория: «Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности»;
  3. подбор произведений для семейного чтения, подбор заданий к произведениям;
  4. театрализованные постановки по прочитанным произведениям.

Приёмы работы с литературными произведениями:

  • обсуждение поступков героев на занятиях;
  • активная работа с текстом по выявлению причинно - следственных связей: почему герой поступил так; как можно было ещё поступить; что было бы, если...
  • создание коллективных и индивидуальных поделок из различного материала к прочитанным произведениям;
  • театрализация произведений на школьных праздниках;
  • иллюстрирование интересных моментов произведений;
  • запись впечатлений детей о сказке (рассказе и т.д.), их бесед с положительными героями и антигероями произведений;
  • запись своих мыслей по прочитанному произведению.

В результате в начале второго класса появляется «Дневник юного мыслителя», где обязательными для заполнения становятся графы (пункты):

  1. Название и автор произведения.
  2. Главные герои.
  3. Впечатление о прочитанном (2 класс).
  4. Анализ поступков (3-4класс).
  5. Иллюстрация к произведению.

Сроки реализации проекта.

         Проект рассчитан на четыре года, реализация планируется с 01.09. 2015 года по 31.05. 2019 года.  

Этапы реализации проекта:

I  этап – подготовительный  август-сентябрь 2015 года

II этап – основной –сентябрь  2015-апрель 2019 года

III этап – заключительный май 2019 года

Рабочий план реализации проекта

на 1 год обучения

п/п

Форма мероприятия

Название мероприятия

Деятельность учеников

Срок проведения

Стартовая диагностика

«Готовность к школе»

тест

Сентябрь

Родительский лекторий

«Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности»

Сентябрь

Конкурс рисунков

«Моя мама лучше всех!»

Рассказ о маме по рисунку

Сентябрь

Праздник

«Посвящение в первоклассники»

Разучивание стихотворений наизусть

Октябрь

Библиотечный урок

«Посвящение в читатели»

Знакомство с книжным фондом библиотеки

Октябрь

Спектакль

«В гостях у сказки»

Инсценирование русских народных сказок

Ноябрь

Конкурс рисунков

«На что похожа буква?»

Иллюстрирование буквы по ассоциации

Ноябрь

Проект

«Моя семья»

Рассказ детей о семье на основании материалов проекта

Декабрь

Конкурс чтецов

«Зимушка-зима!»

Разучивание стихотворений на зимнюю тему

Декабрь

Интерактивная игра

«В гости к Деду Морозу!»

Разучивание стихотворений на новогоднюю тему

Декабрь

Беседа

«Читаем дома»

Выбор произведений для детского чтения из предоставленного списка книг

Январь

Викторина

«Знатоки сказок»

Выполнение заданий по прочитанным произведениям

Январь

Акция

«Подари книгу библиотеке»

Пополнение библиотечного фонда

Февраль

Праздник

«Мне теперь не до игрушек…»

Разучивание наизусть стихотворений А. Барто

Февраль

Презентация  

«Я и мой папа»

Рассказ об отце по презентации

Февраль

Музыкальная гостиная  

«Я хочу услышать музыку, я хочу увидеть музыку»

Чтение стихотворений и исполнение песен о маме и о весне

Март

Праздник

«Прощание с азбукой»

Разучивание стихотворений о буквах

Март

Проект

«Живая азбука»

Сочинение сказок или загадок о буквах

Март

 Праздник

«В гостях у Книжки»

Инсценирование произведений Н.Носова

Апрель

Конкурс

«Лучший читатель»

Награждение самых лучших читателей

Апрель

Проект

«Из страниц семейного альбома»

Презентация, рассказ ребёнка и родителя о бабушках и дедушках

Май

Презентация

«Мой любимый писатель»

Рассказ о любимом детском писателе

Май

Беседа

«Лето с книгой»

Детям предлагается список произведений для чтения на летних каникулах

Май

Рабочий план реализации проекта

на 2 год обучения

п/п

Форма мероприятия

Название мероприятия

Деятельность учеников

Срок проведения

Родительский лекторий

«Дневник юного мыслителя как один из инструментов развития мышления ребёнка»

Сентябрь

Беседа

«Читаем дома»

Выбор произведений для детского чтения из предоставленного списка книг

Сентябрь

Конкурс рисунков

«Профессия моей мамы»

Рассказ о профессии мамы по рисунку

Сентябрь

Праздник

«Моя первая отметка!»

Разучивание стихотворений наизусть

Октябрь

Акция

«Книжкина больница»

Ремонт библиотечных книг

Октябрь

Спектакль

«В гостях у сказки»

Инсценирование русских народных сказок

Ноябрь

Конкурс рисунков

«Наши добрые сказки»

Иллюстрирование сказок

Ноябрь

Проект

«Наша семейная книга»

Рассказ детей о семейной книге на основании материалов проекта

Декабрь

Интерактивная игра

«В гости к Деду Морозу!»

Разучивание стихотворений на новогоднюю тему

Декабрь

Беседа

«Читаем дома»

Выбор произведений для детского чтения из предоставленного списка книг

Январь

Викторина

«Знатоки сказок»

Выполнение заданий по прочитанным произведениям

Январь

Акция

«Подари книгу библиотеке»

Пополнение библиотечного фонда

Февраль

Праздник

«А что у вас?»

Разучивание наизусть стихотворений С. Михалкова

Февраль

Презентация  

«Профессия моего папы»

Рассказ о профессии отца по презентации

Февраль

Музыкальная гостиная  

«Я хочу услышать музыку, я хочу увидеть музыку»

Чтение стихотворений и исполнение песен о маме и о весне

Март

Праздник

«Красна Масленица блинами!»

Разучивание закличек, частушек, прибауток, песен

Март

Проект

«Моя книжка-малышка»

Создание тематических книжек-малышек

Март

Праздник

«В гостях у Книжки»

Инсценирование произведений В.Драгунского

Апрель

Конкурс

«Лучший читатель»

Награждение самых лучших читателей

Апрель

Проект

«Из страниц семейного альбома»

Презентация, рассказ ребёнка и родителя о школьных годах родственников

Май

Презентация

«Мой любимый писатель»

Рассказ о любимом детском писателе

Май

Беседа

«Лето с книгой»

Детям предлагается список произведений для чтения на летних каникулах

Май

Рабочий план реализации проекта

на 3 год обучения

п/п

Форма мероприятия

Название мероприятия

Деятельность учеников

Срок проведения

Родительский лекторий

«Активизация познавательных процессов младших школьников через использование ИКТ при подготовке проектов и презентаций»

Сентябрь

Беседа

«Читаем дома»

Выбор произведений для детского чтения из предоставленного списка книг

Сентябрь

Конкурс рисунков

«Мамины заботы»

Рассказ об обязанностях мамы по рисунку

Сентябрь

Конкурс чтецов

«Мамочка любимая моя!»

Разучивание стихотворений наизусть

Октябрь

Акция

«Книжкина больница»

Ремонт библиотечных книг

Октябрь

Спектакль

«В гостях у сказки»

Инсценирование авторских сказок

Ноябрь

Экскурсия

«Мой любимый город!»

Посещение городской библиотеки

Ноябрь

Проект

«Самые удивительные книги в мире»

Рассказ детей о необычных книгах

Декабрь

Литературный конкурс

«Новогодняя сказка»

Сочинение произведений на новогоднюю тему

Декабрь

Беседа

«Читаем дома»

Выбор произведений для детского чтения из предоставленного списка книг

Январь

Литературный ринг

«Что за прелесть эти сказки!»

Выполнение заданий по прочитанным произведениям

Январь

Акция

«Подари книгу библиотеке»

Пополнение библиотечного фонда

Февраль

Праздник

«Мой Пушкин»

Разучивание наизусть стихотворений А.С. Пушкина

Февраль

Презентация  

«Папины заботы»

Рассказ об обязанностях отца по презентации

Февраль

Музыкальная гостиная  

«Я хочу услышать музыку, я хочу увидеть музыку»

Чтение стихотворений и исполнение песен о маме и о весне

Март

Конкурс сочинений

«Я маме посвящаю эти строки…»

Сочинение стихотворений о маме

Март

Праздник

«В гостях у Книжки»

Инсценирование произведений В.Осеевой

Апрель

Конкурс

«Лучший читатель»

Награждение самых лучших читателей

Апрель

Проект

«Из страниц семейного альбома»

Презентация, рассказ ребёнка и родителя о достижениях и заслугах в своей профессии

Май

Презентация

«Мой любимый писатель»

Рассказ о любимом детском писателе

Май

Беседа

«Лето с книгой»

Детям предлагается список произведений для чтения на летних каникулах

Май

Рабочий план реализации проекта

на 4 год обучения

п/п

Форма мероприятия

Название мероприятия

Деятельность учеников

Срок проведения

Родительский лекторий

«Проектная деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности»

Сентябрь

Беседа

«Читаем дома»

Выбор произведений для детского чтения из предоставленного списка книг

Сентябрь

Проект

«Золотая осень»

Подготовка материалов по теме и защита проектов

Сентябрь

Конкурс чтецов

«Мамочка любимая моя!»

Разучивание стихотворений наизусть

Октябрь

Акция

«Книжкина больница»

Ремонт библиотечных книг

Октябрь

Спектакль

«В гостях у сказки»

Инсценирование авторских сказок

Ноябрь

Экскурсия

«Мой любимый город!»

Посещение городской библиотеки

Ноябрь

Проект

«Городок в табакерке»

Рассказ детей о работе разных механизмов

Декабрь

Литературный конкурс

«Новогодняя сказка»

Сочинение произведений на новогоднюю тему

Декабрь

Беседа

«Читаем дома»

Выбор произведений для детского чтения из предоставленного списка книг

Январь

Проект

«Лесная газета»

Сбор и оформление информации о животных нашего края

Январь

Акция

«Подари книгу библиотеке»

Пополнение библиотечного фонда

Февраль

Презентация  

«Военная техника»

Рассказ о видах военной техники по презентации

Февраль

Музыкальная гостиная  

«Я хочу услышать музыку, я хочу увидеть музыку»

Чтение стихотворений и исполнение песен о маме и о весне

Март

Конкурс сочинений

«Великие женщины»

Сочинение о женщинах

Март

Праздник

«В гостях у Книжки»

Инсценирование произведений В. Голявкина

Апрель

Конкурс

«Лучший читатель»

Награждение самых лучших читателей

Апрель

Проект

«Из страниц семейного альбома»

Презентация, рассказ ребёнка о родственниках, участвовавших в ВОВ

Май

Праздник

«Прощание с начальной школой»

Разучивание стихотворений, песен, подготовка сценок, танца

Май

Беседа

«Лето с книгой»

Детям предлагается список произведений для чтения на летних каникулах

Май

                                                                                                  Искакова Ольга Ивановна,

                                                                                             Мальцева Елена Георгиевна,

Федотова Ирина Николаевна,

                                                                                               учителя  начальных классов

СОШ №18 г. Нерюнгри РС(Я)

Проект  «Мы вместе»

«Коллективно творческое дело, как средство инклюзии обучающихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на реализацию права получения полноценного образования    и обеспечение комплексной реабилитации и социализации.

 Эффективность социальной интеграции таких детей во многом зависит от психологической толерантности к ним и воспитания еѐ в общеобразовательных классах.

Одним из инструментов эффективной интеграции детей с ОВЗ в школьную среду является КТД.

Цель: создание системы работы в классном коллективе по накоплению и обогащению нравственного опыта учениками начальной школы через коллективную творческую деятельность

Задачи:

  • разработка системы КТД с учётом возраста    обучающихся;
  • обогащение нравственного опыта обучающихся через систему КТД;
  • формирование универсальных учебных действий у младших школьников;
  • сотрудничество классного руководителя и родителей обучающихся в накоплении и обогащении жизненного опыта детей.

Исходя из  цели и задач проекта прогнозируются результаты проекта:

  • формирование толерантности к детям с ОВЗ;
  • развитие устной речи, творческих способностей детей;
  • успешная социализация детей в школьной среде и детском коллективе;
  • развитие  УУД.

 Участниками данного проекта стали обучающиеся одной параллели (общеобразовательные классы и специально коррекционный класс). Принимали участие обучающиеся общеобразовательных  5-х  классов и СКК, учителя-предметники (музыки, физкультуры), библиотекарь, психолог школы, дефектолог реабилитационного центра СУВАГ.

Формы КТД: праздники, устные  журналы, линейки, соревнования.

Структура и этапы  соответствует  методике организации КТД.

В рамках данного проекта за  первый год обучения были проведены мероприятия:

  • открытое  занятие по этике: «Культура поведения в классе, в столовой, на перемене»;
  • праздник «Посвящение в первоклассники»;
  • устный журнал с элементами спортивных соревнований «Защитники Отечества»
  • праздник «Этические  сказки «Добрые дела»  в рамках акции «Добро» 
  • праздник «До свидания,  Азбука!»
  • устный журнал «Мы познаем космос»
  • Праздник «До свидания, 1 класс!»

Представление  результатов КТД содержало такие  формы и виды деятельности обучающихся как: чтение наизусть; хоровое пение; театрализация; сообщение, презентация; соревнование, конкурс, викторина; благотворительная акция; выставка.

Результатами работы первого  года обучения детей в рамках проекта мы считаем:

  • активное участие детей всех классов;
  •  сотрудничество с родителями детей в виде разучивания текстов, подготовки костюмов, атрибутики, элементов декораций, изготовления поделок, презентаций, сообщений, фото видео материалов, рефлексии навыков этического поведения детей;
  • проявление признаков толерантного отношения к детям с ОВЗ, а дети  с ОВЗ с удовольствием готовятся, принимают участие и, самое главное, чувствуют себя полноправными членами общества;
  •  развитие  УУД

Таким образом, в формировании и становлении личности ребенка  КТД позволяет создать условия для  комплексного взаимодействия всех сторон учебно – воспитательного процесса при  разнообразие форм работы, методов и приемов.

Литература:

  1. Беляев А.Б. Формы обучения методике коллективной творческой деятельности. - М., 1989.
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1988.- 124 с.

Проект программы внеурочной деятельности «Рука в руке»

(авторы: Смык Ю.С., Балданова С.Б., Власова О.С., учителя начальной школы СОШ № 18 г.Нерюнгри)

Введение

Волонтеры совершают хорошие дела и уверены в правильности собственной жизненной стратегии, делая этот мир немного справедливее и добрее. Волонтеры понимают чужие проблемы и могут предложить свою помощь всем, кто в них нуждается. Они никогда не остаются безучастными к жизни в целом и конкретным ее проявлениям. Волонтеры  так устроены.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью восполнения дефицита гражданского социального знания школьника об общественных формах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, выполнит переход с обывательского на гражданский уровень социального знания.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Программа предполагает создание новой формы деятельности социального направления – добровольчество (волонтёрство). Добровольчество (волонтёрство) является мощным инструментом формирования и развития коммуникативных, организаторских качеств личности, закрепляет в человеке общечеловеческие нормы морали и нравственности.

Цель: создание условий для поддержки общественной добровольческой инициативы, выявляющих и развивающих задатки и способности лидера, помогающих достичь успеха обучающимся в общественной деятельности через реализацию социальных проектов.

Задачи:

  1. развивать умения и навыки позитивного общения, организации и осуществления сотрудничества в решении социальных проблем;
  2. формировать социально-активную и творческую личность полезную обществу, способную заполнить свое свободное время позитивной деятельностью и добрыми делами;
  3. способствовать ранней профессиональной ориентации детей на профессии сферы «человек – человек» через проведение различных акций и мероприятий.

Программа «Рука в руке» направлена на формирование методологических качеств обучающихся:

  • способность осознания целей социальной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение;
  • креативных качеств (толерантность, эмпатия, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения);
  • коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

В рамках данной программы уделяется внимание таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, сострадание. Детям будет предложена шефская работа - помощь тем людям, которым действительно нужна помощь (пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьник). Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.

Социальная деятельность  в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы социальной деятельности в виде коллективно-творческого дела, субботников, акций.

В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Личностные универсальные учебные действия:

  • ценностно-смысловая ориентация учащихся;
  • нравственно-этическое оценивание;
  • действие смыслообразования;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение выражать свои мысли;
  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;
  • планирование совместной деятельности;
  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • коррекция;
  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

  • выделение и формулирование учебной цели;
  • планирование деятельности для достижения результата;
  • анализ работы;
  • синтез, как составление целого из частей;
  • классификация;

Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный.

Основные понятия

  • добровольческая деятельность - способ самовыражения и самореализации детей, действующих на благо других людей;
  • социальное добровольчество - добровольческая деятельность, направленная на решение социальных проблем или задач людей, групп, общества;
  • детское добровольчество - практическая добровольческая деятельность детей по решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности;
  • добровольческая акция - мероприятие добровольческой организации, главным человеческим ресурсом которого для достижения целей акции являются добровольцы.

Принципы

  • свободный выбор и добрая воля человека в проявлении личной активности в форме добровольческой деятельности (волонтёрство);
  • личное ответственное участие в организованной работе на основе доверия, солидарности и сотрудничества;
  • реальная определяемая польза от добровольческой деятельности и добровольного труда для других людей и общества в целом;
  • ненасильственный, гуманитарный характер добровольческой деятельности;
  • отсутствие материальной компенсации за добровольческую деятельность.

Виды и содержание деятельности

  1. Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
  2. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над первоклассниками. Уборка территорий школы.
  3. Разные трудовые операции. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок.

Планируемые результаты реализации программы:

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

Приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения

Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

Развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, его истории и культуре, героическим страницам его прошлого;

Развитие ценностных отношений школьника к Земле, человеку, к человеческой жизни вообще.

Приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия;

Участие в гражданских акциях;

Опыт организации совместной деятельности с другими детьми;

Волонтёрская деятельность

Общение с представителями других социальных групп

Главный ожидаемый результат – личность ребёнка, обладающая личностно – значимыми качествами (осознание себя, гордость, уверенность, креативность, толерантность, компетентность, мобильность) и социально - значимыми (патриотизм, гражданственность), способного решать поставленные перед ними задачи и преодолевать трудности.

Видимым, ощутимым результатом программы внеурочной деятельности «Рука в руке» станет: создание волонтёрского отряда, обладающего собственной атрибутикой, самоуправлением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации исследовательской деятельности младших школьников

Формы организации исследовательской  деятельности младших школьников...

Формы организации исследовательской деятельности младших школьников

Формы организации исследовательской  деятельности младших школьников...

Научное общество учащихся – одна из форм организации исследовательской деятельности младшего школьника

Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной  школы  характерны любознательность, желание узнавать ...

Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время

Экскурсии создают условия для  работ  исследовательского характера, что  помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...

Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...

Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке

Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке ...

Формы организации внеурочной деятельности младших школьников (из опыта работы)

Представлен опыт работы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов...