Изложение текста-рассуждения
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Маковеева Мария Сергеевна

Материалы для дистанционной работы над изложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Изложение текста-рассуждения18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Вам предстоит написать изложение, воспользуйтесь Памяткой № 3 в учебнике на С. 150!

  1. Прочитайте текст:

Пожары в лесу


   Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям.

Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.
Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей!

Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна.

А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.

  1. Устно ответьте на вопросы:
  1. Какое настроение вызвал текст? Почему?
  2. Каково ваше отношение к происходящему?
  3. Определите тему текста. Отражена ли тема в заголовке?
  4. Почему рассказ назван «Пожары в лесу»? Какие ещё названия вы могли бы предложить?
  5. Какова основная мысль рассказа?
  6. К какому типу относится текст?
  7. На какой вопрос отвечает текст?
  8. К какому выводу мы приходим, прочитав текст?
  1. Составьте план текста:

План текста в виде заголовков можно составить в тетради!

  1. На сколько частей можно разделить текст?
  2. Определите тему первой части, озаглавьте ее.
  • Какие доказательства, приводит автор, указывая на вред лесных пожаров?
  1. О чем говорится во второй части рассказа? Определите ее тему и озаглавьте.
  2. К каким еще последствиям приводят лесные пожары? Прочитайте третью часть. Определите ее тему и озаглавьте.
  3. Прочитайте четвертую часть. Определите ее тему и озаглавьте.
  1. Орфографическая и пунктуационная подготовка

Для того чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомните правописание некоторых орфограмм.



Л…знул                              меч...тся                     хищ…ный
Л…сёнок                            горящ...ю                    лист…ями
Н…б…жал                          защ...щ…ет                  занялис…
Л…сные                             уч...стки                     дерев...я
В…зн…кают                        ж…вой                         скол…ко
Бл…жайш...й                                                        сил…ный
Ог…нёк

  1. По какому принципу слова с пропущенными орфограммами разбиты на 3 столбика? Объясните написание данных слов.
    В каких словах две орфограммы? Объясните написание этих слов.
  2. Назовите слово с непроизносимой согласной, подберите проверочное слово для его проверки.  Назовите слово с соединительной гласной. Объясните написание слова.
  3. В каком слове есть удвоенная согласная? Разберите слово по составу и объясните, почему в слове необходимо писать две буквы «с».
  4. Прочитайте предложения с однородными членами (выделите их в тексте). Вспомните, каким образом обозначаются однородные члены предложения в письменной речи.
  1. Перескажите текст устно по плану;
  2. Запишите изложение по памяти;
  3. Отправьте результат учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в з классе.Тема урока: Виды текстов. Текст-рассуждение.

Урок развития речи в 3 классе. Тема: Виды текстов. Текст-рассуждение....

Конспект урока «Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования»...

Виды текстов. Текст-рассуждение.

Урок углубления знаний учащихся об особенности текста-рассуждения, его структуре. Развивать умение различать виды текстов, строить текст-рассуждение....

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Конспект урока по русскому языку " Понятие о тексте-рассуждении. Структура текста-рассуждения." ( 2 класс )

Конспект урока по русскому языку " Понятие о тексте-рассуждении. Структура текста-рассуждения." ( 2 класс )...