Конспект урока «Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования» 4 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Искандярова Каралина Алексеевна

«Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7marta.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:07.03.2018                                                                                                     Учитель:  Тимофеева Н. И.

Класс: 4                                                                                                                  Студентка: Искандярова К.А.

Конспект урока русского языка

Тема: «Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования»

Цели деятельности учителя: учить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения с элементами повествования; формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.

Планируемые результаты:

Предметные: применять полученные знания при решении поставленной задачи.

Личностные: выполнять задания творческого и поискового характера.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе.  «Русский язык» 4 класс «гармония» Климанова Л.Ф., презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Приветствие учителя

Создание положительного настроя на урок

С.: слово учителя; ответы на вопросы

1 мин

Здравствуйте, ребята! Проверьте правильность своей посадки, осанки и рабочего места.

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, улыбнитесь друг другу и начинаем работать.

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Сл.: учебный диалог

Пр.:задание на слайде

5 мин

Актуализация знаний по теме «Пожар»:

- Что такое пожар?

- Какие виды пожаров вы знаете?

- Каковы причины пожаров?

- Чем опасны пожары?

Отвечать на вопросы

Рассуждать на тему

П: поиск и выделение необходимой информации.

Решение частных задач

Пр.: изложение

5 мин

Знакомство с текстом

Прослушайте текст.

Пожары в лесу.

        Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.

        Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.

        Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.

Слушать чтение текста учителем

Обращать внимание на слова для справок

Выполнять письмо под диктовку

П: осуществлять анализ и синтез.

К: оформлять свои мысли в письменной форме.

Динамическая пауза

1 мин

Встаньте со своих мест, повторяйте за действиями персонажа на слайде. Видеофрагмент.

Выполнять упражнения

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Закрепление знаний и способов действий

Пр.: упражнения по тексту

Учебный диалог

Мотивация учебной деятельности учащихся. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: чтение текста

Взаимопроверка. Практич.: выбор. списывание с грам. заданием.

Практич.: фронтал. проверка.

 Практич.: письм. граммат.упр., проверьте по образцу на доске.

Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка..

25 мин

Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста:.

-Какое настроение вызвал текст? Почему? (Настроение текста выражается в словах автора: «жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки)

- Каково ваше отношение к происходящему? (Дети высказывают первые впечатления об услышанном.)

-Определим тему текста. (Пожары в лесу.) Отражена ли тема в заглавии? (Да. Рассказ имеет такое же название.)

- Почему рассказ назван «Пожары в лесу»? Какие ещё названия вы могли бы предложить? («К чему приводят лесные пожары?»; «Берегите лес от пожаров!»)

-Какова основная мысль рассказа? (Лес нужно беречь от огня).

 4. Композиционно-типологический анализ текста. Составление плана.

- К какому типу относится текст? (Это текст-рассуждение. Он отвечает на вопрос «почему?», содержит тезис, аргументы, вывод)

- На сколько частей можно разделить текст? (Текст можно разделить на три части: 1 – тезис; 2 – основная часть (доказательства); 3 – заключение (вывод)).

- На какой вопрос отвечает текст? (Почему возникают лесные пожары?) В какой части текста содержится ответ на этот вопрос? Прочитайте ее. (Дети читают первую часть рассказа). Это тезис данного текста, который мы и должны доказать.

- Определите тему первой части, озаглавьте ее. (Причины пожаров)

- Какие аргументы, доказательства, факты приводит автор, доказывая вред лесных пожаров? (1. Пожар развивается без участия человека. Ветер может стать виновником пожара в лесу. 2. В лесных пожарах гибнут растения и животные. 3. Лес после пожара – жуткое зрелище. 4. Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.) Это основная часть рассказа.

- На сколько частей, по количеству приведенных автором фактов, аргументов, доказательств можно разделить вторую часть? (вторую часть можно разделить на 4 части)

- К какому типу речи относится вторая часть? (Вторая часть рассказа – это повествование. Он отвечает на вопрос: как это происходит? В нем говорится о развитии действия: что было вначале (завязка), развитие действия, кульминация (гибель растений и животных), развязка (гибель леса).

- О чем говорится в первой части основной части рассказа, определите ее тему и озаглавьте? (В первой части говорится о том, как пожар развивается и превращается из синего огонька в бушующее пламя. Это завязка. Мы озаглавим часть  - «Начало пожара».)

- О чем говорится во второй части основной части рассказа? Определите его тему и озаглавьте. (В второй части говорится о последствиях лесных пожаров. Одно из них – гибель растений и животных. Это кульминация. Мы озаглавим часть  - «Гибель растений и животных.».)

- К каким еще последствиям приводят лесные пожары? Прочитайте третий аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части. (Лес после пожара – жуткое зрелище. Третью часть можно назвать – «Жуткое зрелище»)

- Прочитайте четвертый аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части. (Много лет пройдет, пока вырастет живой лес. Также можно назвать четвертую часть основной части.)

- К какому выводу приходим, когда читаем рассказ? Сравните тезис и вывод. (Лес нужно беречь от лесных пожаров. Вывод соответствует тезису, потому что, если человек будет бережно относиться к лесу, он будет более ответственно относится к своему поведению в лесу и не будет оставлять в лесу тлеющий костер, бросать окурки и т.д.)

- Озаглавьте заключительную часть. (Берегите лес.)

Запишите у себя в тетради план, кто еще раз повторит нам его? (дети читают план, который написан на доске)

Ребята, а посмотрите на текст, есть слова, в которых мы сможем допустить ошибку?

Слова из текста выписаны на доске и разбиты на группы.

Л.знул             меч.тся              хищ.ный

Л.сёнок           горящ.ю            лист.ями

Н.б.жал           защ.щ.ет             занялис.

Л.сные            уч.стки               дерев.я

В.зн.кают       ж.вой                  скол.ко

Бл.жайш.й                                 сил.ный

Ог.нёк Кто пойдет и вставит пропущенную орфограмму, а мы с вами проверим.

Ребята, мы закончили подготовку к изложению, теперь вам осталось только еще пару раз прочитать текст, далее сдаем мне листочки, и начинаем писать по плану изложение, как запомнили ,соблюдая пунктуацию и орфограммы

 Выполнять упражнения для самостоятельной работы

Отвечать на поставленные вопросы учителя

Определять тип и стиль речи,мысль,тему.

Отвечать на поставленные вопросы учителя

Высказывать и аргументировать свой ответ

Вступать в диалог с учителем

Находить ответы на поставленные вопросы

Решение частных задач

Вставить пропущенную орфограмму

Самостоятельно выполнять задание

Самостоятельное написание изложения

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необ-ходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с уче-том выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные знания

П: строят речевое высказывание

П: осмысленно читают текст

Рефлексия

Сл.: учебный диалог

5 мин

Подведение итогов урока.

- Что, как вам кажется, получилось и что не получилось при написании изложения?

Оцените свою работу на уроке, встаньте те:

Красный смайл на слайде – всё понятно, интересно.

Жёлтый – всё понятно, но не интересно.

Зелёный – не понятна тема и не интересно.

Спасибо за внимание. Урок окончен.

Принимать установку учителя

Отвечать на вопросы учителя

Выполнять самооценку

Л: смыслообразование.

Р: контроль в форме сличения способа действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изложение текста-рассуждения

Материалы для дистанционной работы над изложением....

Конспект урока русского языка «Что такое текст-рассуждение?» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Что такое текст-рассуждение?»Цели деятельности учителя: формирование обучающихся с особенностями текста-рассуждение; составление текст-рассуждения. Планируемые результаты:Предм...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Работа над ошибками. Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результаты:Предметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других в...

Конспект урока русского языка "Текст-рассуждение" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о понятии текст-рассуждение, его отличительныхпризнаках.Планируемые результатыПредметные:- уметь определять вид текста (описание, по...

Конспект урока по теме «Текст-рассуждение» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.Планир...

Конспект урока русского языка: "Текст-рассуждение" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Текст-рассуждениеЦели деятельности учителя: формирование знаний о структуре текста-рассуждения и его признаках, формирование умений составлять текст-рассуждение, распознавать текст-рассуждение с...