Конспект ООД "Птицы весной"
учебно-методический материал (старшая группа)

Цель:

расширить представления детей о жизнедеятельности зимующих и перелётных птиц весенний период.

Задачи:

образовательные:

  • Закрепить признаки весны;
  • Дать сведения о видах гнезд и их размещении;
  • Формировать представление о том, что человек должен бережно относиться к природе.

развивающие: развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к природе и к жизни птиц.

воспитательные: воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, доброжелательное

отношение друг к другу, умение слушать.

Методы работы: игровые, наглядные, словесные.

 Предварительная работа:

  • разучивание загадок о птицах;
  • рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»;
  • наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, за гнездованием вороны во
  • время прогулок;
  • беседа о перелетных птицах, разучивание физкультминуток по теме;
  • рассматривание картин и фотографий с птицами.

Демонстрационный материал:

Деревья, картинки и фотографии птиц; плюшевое солнышко, Кукла Незнайка, конверты с разрезанными картинками, гнездо, картинки с гнездами, скворечник, мяч, карточки с изображением кормов для птенцов, плакаты «Правила поведения в лесу», коллективная работа плакат «Берегите птиц», аудиозапись «Голоса птиц».

 

Ход ООД

 (Дети стоят в кружочке)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро, дети!

Дети:

- Доброе утро.

- Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- Здравствуйте.

Воспитатель: 

- Ребята, послушайте загадку:

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет, 

Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла … (Весна.)

Воспитатель: Правильно, это весна. Ребята, назовите весенние месяцы (март, апрель, май). Ребята, давайте опишем весну, весна какая? 

Дети:

-Теплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зеленая, прекрасная, долгожданная.

Воспитатель:

-  Ребята, вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки  которые лежат в конверте.

 

Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне.

 

-Весной солнце не только светит, но и греет.

-Весной появляются проталинки.

-Весной тает снег, появляются лужи и текут ручейки.

-Весной на деревьях набухают почки, из которых позже появляются листочки.

-Весной появляются первые цветы (подснежники).

-Весной просыпается медведь после зимней спячки.

-Весной с тёплых стран прилетают птицы.

Воспитатель:

- Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете о весенних чудесах!

- Ребята, а хотели бы вы прямо сейчас отправиться в весенний лес? Тогда в путь!

«В путь»

В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом).

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки (Идут топающим шагом).

По прямой дорожке.

По узенькой дорожке (Идут на носках).

Пойдут тихонько ножки.

Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках).

В лес весенний прибежали.

- Вы слышите? (Голоса птиц.)

Воспитатель:

-Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Их называют перелетные.)

-Как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие)

А как называется, когда птиц много? (Стая)

Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1.

Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач)

2.

Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину (Ласточка)

3.

Эта птица никогда для птенцов
Не вьет гнезда.
Сядет где-то на суку,
И кричит: «Ку-ку, ку-ку». (Кукушка)

4.

На шесте дворец
Во дворе певец
Звать его… (Скворец)

5.

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок —

Получается прыжок. (Воробей)

 

- Что общее есть у всех птиц?

Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями.

 

Дидактическая игра «Раздели на группы»

-Ребята, посмотрите на дерево. (На дереве висят фотографии и картинки птиц) Собралась стая птиц и не разобрать – где перелетные, где зимующие. Помогите их разделить.

Нужно подойти к дереву взять картинку.

Перелетных птиц нужно поместить на полянку с проталиной, а зимующих — на полянку со снежинкой.

(На одном мольберте — эмблема – снежинка, а на другом – весенняя проталинка.) (Ласточка, сова, дятел, кукушка, воробей, синичка, сорока, ворона, скворец, грач, снегирь, жаворонок.)

- Проверим. - Как здорово, что мы справились с этим заданием.

Воспитатель: 

- Как можно назвать детенышей птиц одним словом? 

Дети:

- птенцы.

Воспитатель: 

- Ребята давайте поиграем в игру «Назови, у кого – кто». Я буду бросать мяч каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы ловите его, и называете птенцов птицы, затем возвращаете мяч мне. 

1. У совы — совята

2. У кукушки-кукушата

3. У скворца — скворчата

4. У галки-галчата

5. У вороны — воронята

6. У сороки – сорочата

7. У грача — грачата

Воспитатель: 

- А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? 

Дети:

- кормят, согревают, защищают. 

 

Физкультминутка.

Ласточки летели,

Все люди глядели (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.)

Ласточки садились,

Все люди дивились (Приседают, сложив руки за спиной.)

Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой.)

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели.  (Опять бегут по кругу, взмахивая руками.)

Воспитатель: Молодцы.

Ребята, а вы знаете, что делают все птицы весной?

- Весной у птиц много забот они строят гнезда, высиживают птенцов.

- Правильно. Я видела настоящее гнездо. Хотите посмотреть? (Дети подходят к дереву с гнездом, рассматривают его) - А как вы думаете из чего сделано это гнездо? (Из сухой травы)

Можно ли трогать гнездо птицы? (Нет) Почему?

Руками гнездо трогать не будем. Я вам предлагаю посмотреть фотографии птичьих гнёзд. Хотите? (Показываю фотографии гнёзд)

А ещё из чего строят птицы свои гнезда? (Из веток, листьев, из глины)

- Кто строит своё гнездо из глины? (Ласточка строит гнездо из глины)

А где птицы строят свои гнёзда?

- Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах.

- Ребята, а как называется такой птичий дом? (Скворечник) А кто делает такие дома?

- Как мы с вами можем помочь птицам весною? (Сделать скворечники и развесить их)

-А что мы должны делать для охраны птиц?

  1. Нельзя шуметь в лесу.
  2. 2. Нельзя забирать птиц домой.
  3. 3. Нельзя ловить и убивать птиц.
  4. 4. Нельзя разорять птичьи гнёзда.
  5. 5. Нельзя брать птенцов из гнезда.

Воспитатель:

-  Думаю нам пора возвращаться в детский сад, в путь?

В садик дружно мы шагаем (Идут маршевым шагом).

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки (Идут топающим шагом).

По прямой дорожке.

По узенькой дорожке (Идут на носках).

Пойдут тихонько ножки.

Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках).

В садик наш мы прибежали.

Отлично!

Итог

- Понравилась вам прогулка в весенний лес?

- Ребята, о чем мы сегодня говорили?

- Какие птицы бывают? (Зимующие и перелетные).

- Почему их так называют? (Одни зимуют, а другие улетают в теплые края).

Заключительная часть.

Демонстрация плакатов

-Давайте покажем нашим гостям плакат «Берегите птиц!», который мы сделали сами. (Дети берут плакат и читают стихотворение)

 

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря.

Всегда, в любое время года

Дети: - Берегите птиц, друзья!

- На сегодня наше занятие закончилось. Спасибо!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_ekologii_v_starshey_gruppe_na_temu.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Улыбка»

Конспект ООД по экологии

в старшей группе на тему

«Птицы весной».


Подготовила воспитатель

Элесханова С.Х.

2024г

Цель:

расширить представления детей о жизнедеятельности зимующих и перелётных птиц весенний период.

Задачи:

образовательные:

  • Закрепить признаки весны;
  • Дать сведения о видах гнезд и их размещении;
  • Формировать представление о том, что человек должен бережно относиться к природе.

развивающие: развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к природе и к жизни птиц.

воспитательные: воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, доброжелательное

отношение друг к другу, умение слушать.

Методы работы: игровые, наглядные, словесные.

 Предварительная работа:

  • разучивание загадок о птицах;
  • рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»;
  • наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, за гнездованием вороны во
  • время прогулок;
  • беседа о перелетных птицах, разучивание физкультминуток по теме;
  • рассматривание картин и фотографий с птицами.

Демонстрационный материал:

Деревья, картинки и фотографии птиц; плюшевое солнышко, Кукла Незнайка, конверты с разрезанными картинками, гнездо, картинки с гнездами, скворечник, мяч, карточки с изображением кормов для птенцов, плакаты «Правила поведения в лесу», коллективная работа плакат «Берегите птиц», аудиозапись «Голоса птиц».

Ход ООД

 (Дети стоят в кружочке)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро, дети!

Дети:

- Доброе утро.

- Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- Здравствуйте.

Воспитатель: 

- Ребята, послушайте загадку:

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет, 

Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла … (Весна.)

Воспитатель: Правильно, это весна. Ребята, назовите весенние месяцы (март, апрель, май). Ребята, давайте опишем весну, весна какая? 

Дети:

-Теплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зеленая, прекрасная, долгожданная.

Воспитатель:

-  Ребята, вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки  которые лежат в конверте.

Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне.

-Весной солнце не только светит, но и греет.

-Весной появляются проталинки.

-Весной тает снег, появляются лужи и текут ручейки.

-Весной на деревьях набухают почки, из которых позже появляются листочки.

-Весной появляются первые цветы (подснежники).

-Весной просыпается медведь после зимней спячки.

-Весной с тёплых стран прилетают птицы.

Воспитатель:

- Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете о весенних чудесах!

- Ребята, а хотели бы вы прямо сейчас отправиться в весенний лес? Тогда в путь!

«В путь»

В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом).

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки (Идут топающим шагом).

По прямой дорожке.

По узенькой дорожке (Идут на носках).

Пойдут тихонько ножки.

Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках).

В лес весенний прибежали.

- Вы слышите? (Голоса птиц.)

Воспитатель:

-Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Их называют перелетные.)

-Как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие)

А как называется, когда птиц много? (Стая)

Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1.

Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … 
(Грач)

2.

Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину 
(Ласточка)

3.

Эта птица никогда для птенцов
Не вьет гнезда.
Сядет где-то на суку,
И кричит: «Ку-ку, ку-ку». 
(Кукушка)

4.

На шесте дворец
Во дворе певец
Звать его… 
(Скворец)

5.

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок —

Получается прыжок. (Воробей)

- Что общее есть у всех птиц?

Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями.

Дидактическая игра «Раздели на группы»

-Ребята, посмотрите на дерево. (На дереве висят фотографии и картинки птиц) Собралась стая птиц и не разобрать – где перелетные, где зимующие. Помогите их разделить.

Нужно подойти к дереву взять картинку.

Перелетных птиц нужно поместить на полянку с проталиной, а зимующих — на полянку со снежинкой.

(На одном мольберте — эмблема – снежинка, а на другом – весенняя проталинка.) (Ласточка, сова, дятел, кукушка, воробей, синичка, сорока, ворона, скворец, грач, снегирь, жаворонок.)

- Проверим. - Как здорово, что мы справились с этим заданием.

Воспитатель: 

- Как можно назвать детенышей птиц одним словом? 

Дети:

- птенцы. 

Воспитатель: 

- Ребята давайте поиграем в игру «Назови, у кого – кто». Я буду бросать мяч каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы ловите его, и называете птенцов птицы, затем возвращаете мяч мне. 

1. У совы — совята

2. У кукушки-кукушата

3. У скворца — скворчата

4. У галки-галчата

5. У вороны — воронята

6. У сороки – сорочата

7. У грача — грачата

Воспитатель: 

- А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? 

Дети:

- кормят, согревают, защищают.  

Физкультминутка.

Ласточки летели,

Все люди глядели (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.)

Ласточки садились,

Все люди дивились (Приседают, сложив руки за спиной.)

Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой.)

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели.  (Опять бегут по кругу, взмахивая руками.)

Воспитатель: Молодцы.

Ребята, а вы знаете, что делают все птицы весной?

- Весной у птиц много забот они строят гнезда, высиживают птенцов.

- Правильно. Я видела настоящее гнездо. Хотите посмотреть? (Дети подходят к дереву с гнездом, рассматривают его) - А как вы думаете из чего сделано это гнездо? (Из сухой травы)

Можно ли трогать гнездо птицы? (Нет) Почему?

Руками гнездо трогать не будем. Я вам предлагаю посмотреть фотографии птичьих гнёзд. Хотите? (Показываю фотографии гнёзд)

А ещё из чего строят птицы свои гнезда? (Из веток, листьев, из глины)

- Кто строит своё гнездо из глины? (Ласточка строит гнездо из глины)

А где птицы строят свои гнёзда?

- Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах.

- Ребята, а как называется такой птичий дом? (Скворечник) А кто делает такие дома?

- Как мы с вами можем помочь птицам весною? (Сделать скворечники и развесить их)

-А что мы должны делать для охраны птиц?

  1. Нельзя шуметь в лесу.
  2. 2. Нельзя забирать птиц домой.
  3. 3. Нельзя ловить и убивать птиц.
  4. 4. Нельзя разорять птичьи гнёзда.
  5. 5. Нельзя брать птенцов из гнезда.

Воспитатель:

-  Думаю нам пора возвращаться в детский сад, в путь?

В садик дружно мы шагаем (Идут маршевым шагом).

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки (Идут топающим шагом).

По прямой дорожке.

По узенькой дорожке (Идут на носках).

Пойдут тихонько ножки.

Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках).

В садик наш мы прибежали.

Отлично!

Итог

- Понравилась вам прогулка в весенний лес?

- Ребята, о чем мы сегодня говорили?

- Какие птицы бывают? (Зимующие и перелетные).

- Почему их так называют? (Одни зимуют, а другие улетают в теплые края).

Заключительная часть.

Демонстрация плакатов

-Давайте покажем нашим гостям плакат «Берегите птиц!», который мы сделали сами. (Дети берут плакат и читают стихотворение)

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря.

Всегда, в любое время года

Дети: - Берегите птиц, друзья!

- На сегодня наше занятие закончилось. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Весна, весна, поди сюда!»

Программное содержание: познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, закрепить основные признаки времени года; знания о птицах, расширить словарный запас детей словами: колоколнышко, ...

Конспект занятия "Весна идет-весне мы рады".

Данное занятие   формирует у детей интерес и любовь к природе, умения замечать изменения в ней....

Конспект занятия "Весна! Весна на улице! Весенние деньки!"

Лексико-грамматическое занятие по теме:" Весна! Весна на улице! Весенние деньки!" для детей среднего дошкольного возраста с диагнозом тяжёлое нарушение речи....

Конспект НОД "Весна идёт, весне дорогу"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятий "Весна идет, весне дорогу!"

Конспект интегрированноно занятия, включающий в себя разные области....

Конспект занятия "Весна. Признаки Весны"

Надеюсь ,что конспект может быть востребованвоспитателями ,которые работают с детьми 4-5 лет....

Конспект развлечения "Весна, весна идет.."

Весенний праздник  в группе раннего возраста (1-2года )    «Весна, весна идет...»...