Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа)

Кабачок Ирина Викторовна

Цель игр : дать детям понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр с песком по развитию речи для детей дошкольного возраста.

«Один – много»

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: песочница, мелкие игрушки или предметные картинки.

Ход игры: взрослый прячет игрушки или картинки в песке, ребёнок должен достать любую из них назвать в единственном числе, а затем во множественном. Например: «Огурец - огурцы, стул -стулья, ложка-ложки».

«Разноцветная фантазия»

Цель: упражнять детей в умении подбирать существительные к прилагательному.

Оборудование: песочница, жетоны разного цвета.

Ход игры: взрослый прячет жетоны в песке, дети по очереди достают жетон и подбирают существительные, обозначающие предметы данного цвета. Например, ребёнку попался жетон белого цвета, он называет слова: снег, мел, сахар, соль и т.д.«Что лишнее?»

Цель: формировать умение детей определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: песочница с влажным песком, набор мелких игрушек: машина, морковь, сумка, медведь, дом, сом, и т.д.

Ход игры: песочница делится на три зоны, дети строят в каждой зоне домик. В одном живут слова со звуком [м], [мь] в начале слова, в другом – слова со звуком [м], [мь] в середине слова, в третьем – слова со звуком [м], [мь] в конце слова. Из набора игрушек дети выбирают и распределяют предметы по домикам.

«Игры с песком»

Цель: упражнять детей в умении образовывать однокоренные глаголы с приставками (на, вы, пере, до); расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: песочница с сухим песком, ёмкости и миски для игры с песком.

Ход игры: вначале проводится беседа о свойствах сухого песка. Затем ребёнку предлагается поиграть с песком. Во время действий ребёнка с песком воспитатель задаёт ему вопросы: «Что ты сейчас делаешь?» (Насыпаю песок в стаканчик; высыпаю песок из тарелки; пересыпаю песок из одной миски в другую; досыпаю песок в этот стакан). После этого ребёнок может поиграть самостоятельно.

«Помоги Незнайке»

Цель: формировать умение детей рассказывать о животном, описывать его внешний вид; способствовать развитию связной речи.

Оборудование: песочница с сухим песком, предметные картинки с дикими животными, схема для составления рассказа, письмо от Незнайки.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, о том, что им пришло письмо от Незнайки и зачитывает его: «Здравствуйте дорогие ребята! Помогите пожалуйста составить рассказ об одном из животных, живущем в лесу. Я хочу принять участие в конкурсе «Моё любимое животное». Для этого я должен сочинить рассказ об этом животном, но у меня не получается. Я надеюсь, что вы мне поможете.» Затем педагог предлагает детям по очереди отыскать любое животное в песке и составить описательный рассказ опираясь на схему. Во время выполнения задания педагог помогает детям при помощи наводящих вопросов. Игра продолжается до тех пор пока все дети не расскажут о своём животном.

«Отгадай загадку и найди отгадку»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений, мышления, внимания, речи; закреплять умение детей отгадывать загадки.

Оборудование: песочница с сухим песком, предметы – отгадки.

Ход игры: воспитатель прячет все предметы до начала игры в песочнице. Затем предлагает отгадать загадки, тот кто правильно отгадывает загадку имеет право найти отгадку в песке на ощупь. Если он находит не правильно, ему может помочь кто другой из детей. Когда все предметы – отгадки будут найдены ребята могут продолжить самостоятельные игры с ними в песке.

«Найди друга»

Цель: способствовать развитию звуковой культуры речи, мышления, внимания, фонематического слуха; закрепить представления детей о том, что звуки бывают твёрдые и мягкие.

Оборудование: песочница с влажным песком, предметные картинки с изображением бабочки, коровы, лягушки, петуха, медведя, кита, белки, павлина, мышки и лошади.

Ход игры: педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. Затем предлагает: - Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Далее педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка) и говорит: - Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

«Чьё всё это?»

Цель: формировать умение детей согласовывать слова – предметы и слова – признак в нужном числе и падеже. Пополнять словарный запас. Способствовать развитию логического мышления.

Оборудование: песочница с сухим песком, фигурки домашних животных.

Ход игры: детям предлагается достать из песка фигурку любого из животных, после этого задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза? Например: корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

Игры на подносе с песком.

«Солнышко»

Цель: упражнять детей в умении образовывать однокоренные слова, активизировать словарь.

Оборудование: поднос с песком.

Ход игры: предложить ребёнку нарисовать солнышко при этом проговорить потешку:

Утром солнышко проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать –

Раз, два, три, четыре, пять

После того как ребёнок выполнит задание предложить ему назвать слова похожие на слово «солнце»

Например: Солнечный, солнышко, солнечная, подсолнух.

«Рыбка»

Цель: обогащать речь детей существительными, обозначающими названия рыб; способствовать развитию мелкой моторики пальцев.

Оборудование: поднос с песком.

Ход игры: педагог загадывает ребёнку загадку: « В воде она живёт,

нет клюва, а клюёт». Ребёнок должен отгадать загадку и нарисовать отгадку.

После этого поговорить с ребёнком о том какие ещё есть рыбы (морские, пресноводные), где они живут и т.д. затем предложить самостоятельно нарисовать известных рыб.

«Жук»

Цель: закреплять правильное, отчётливое произношение звука [ ж].

Оборудование: поднос песком.

Ход игры: предложить детям вспомнить ранее разученное стихотворение:

- Жук, жук пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

- Жу, жу,жу,жу

Я на дереве сижу

-Жук, жук, покажись!

Надо мною покружись!

- Жу, жу, жу, жу

Я летаю и кружу.

Затем предложить нарисовать жука на песке.

«Сотри лишнее».

Цель: способствовать развитию связной речи, умение объяснять свой выбор; тренировать логическое мышление.

Оборудование: поднос с песком.

Ход игры: воспитатель рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист-цветок-дерево).

Разогревающие игры

«Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Оборудование: песочница с сухим песком.

Ход игры: воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

«Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Оборудование: песочница с сухим песком.

Ход игры: педагог говорит: « Ребята, в песочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

«Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Оборудование: песочница с сухим песком.

Ход игры: дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

«Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

Оборудование: песочница с сухим песком.

Ход игры: педагог говорит: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста .

Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта. Играть важно и нужно.В любое время года Играем мы с песком. Печём пироги и то...

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста.

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста....

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста

Песок является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка,  положительно влияет на его эмоциональное состояние....

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста

Если мы понаблюдаем за играми детей в песочнице, то увидим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие. Он является прекрасным средством для развития и самореализации ребёнка. Песо...

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста.

Песок позволяет у детей раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. При правиль...

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста.

Песок позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Игра с песком имеет важный терапе...

картотека игр с песком для детей дошкольного возраста.

Песок позволяет у детей раскрыть индивидуальность каждого ребенка,разрешить его психологические затруднения,развить способностть осознавать свои желания и возможности их реализации....