Возможности использования кинезиологии для дошкольников.
статья (старшая, подготовительная группа)

 

Современные дети растут в дефиците двигательной активности. С раннего возраста в распоряжении родителей детские автокресла, разные типы колясок, электрокачели, ходунки, прыгунки, укачивающие центры, шезлонги и другие устройства. Также дети испытывают трудности связанные с восприятием схемы собственного тела, так как их движения в пространстве скованы и стереотипны. А, не ощущая и не понимая своего тела, потом появляются проблемы в освоении более сложных двигательных актов (рисование, лепка, письмо, самообслуживание, танцы и др.), в пространственной ориентировке, понимании и выражении эмоций. Чаще возникают трудности удержания внимания, возможностей эмоциональной устойчивости, саморегуляции, произвольности поведения.

Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности использования кинезиологии для дошкольников.

Михайлова О.В., педагог-психолог

МБДОУ д/с № 64

Современные дети растут в дефиците двигательной активности. С раннего возраста в распоряжении родителей детские автокресла, разные типы колясок, электрокачели, ходунки, прыгунки, укачивающие центры, шезлонги и другие устройства. Также дети испытывают трудности связанные с восприятием схемы собственного тела, так как их движения в пространстве скованы и стереотипны. А, не ощущая и не понимая своего тела, потом появляются проблемы в освоении более сложных двигательных актов (рисование, лепка, письмо, самообслуживание, танцы и др.), в пространственной ориентировке, понимании и выражении эмоций. Чаще возникают трудности удержания внимания, возможностей эмоциональной устойчивости, саморегуляции, произвольности поведения.

Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение.

На что оказывают влияние кинезиологические упражнения? Мозг человека состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие (восприятие мира через рецепторы, расположенные на теле человека). Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, оно отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ. Работа мозга складывается из деятельности двух полушарий, связанных между собой системой нервных волокон. Эта система волокон и называется мозолистое тело. Мозолистое тело необходимо для координации роботы головного мозга и передачи информации из одного полушария головного мозга в другое.

Если нарушается работа межполушарных связей (или они недостаточно сформированы), это ведет к нарушению пространственных ориентаций, страдает адекватное эмоциональное реагирование и координация работы зрительного и аудиального восприятия. Ребенок в таком состоянии плохо воспринимая информацию на слух или глазами. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Функции межполушарных связей:

  • эмоциональная устойчивость к негативным факторам;
  • координация движений;
  • успешное усвоение информации и ее анализ.

Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится раздражительным, неуверенным, мнительным.

Таким образом, основная цель кинезиологических игр и упражнений развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

•        Развитие межполушарной специализации.

•        Синхронизация работы полушарий.

•        Развитие общей и мелкой моторики.

•        Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.

•        Развитие речи.

•        Формирование произвольности.

•        Снятие эмоциональной напряженности.

•        Создание положительного эмоционального настроя.

Развитие происходит последовательно, и «перепрыгнув» предыдущие этапы, не совершенствуя их, невозможно перейти к последующим. Очень важным для развития межполушарных связей у детей специалисты считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное смыслоразличение и др. Поэтому развитие интеллектуальных и мыслительных процессов у детей дошкольного возраста необходимо начинать с развития движений тела и пальцев. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для дошкольников важно использовать именно игры и игровые упражнения, учитывая ведущий вид деятельности.

Существуют основные виды кинезиологических упражнений:

  • Дыхательные упражнения (отвечают за развитие произвольности, самоконтроля, ритмики организма)
  • Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики (стимуляция речевых зон головного мозга)
  • Точечный массаж (благотворное воздействие на биологически активные точки)
  • Упражнения на релаксацию (снятие внутреннего напряжения, расслабление, повышение стрессоустойчивости)
  • Кинезиологические упражнения (комплексы движений, направленные на активизацию межполушарного взаимодействия.)
  • Глазодвигательные упражнения (улучшение восприятия, развитие межполушарного взаимодействия)
  • Растяжки (нормализация гипер- и гипотонуса).

Именно упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, формирует новые нейронные связи между полушариями головного мозга, обеспечивая прогресс в самых разных сферах деятельности, свободу в движениях, большую открытость, выразительность. На смену былой зажатости, скованности и постоянным сомнениям в себе самом придет стремление к самовыражению и умение достичь этого. Это скажется и в развитии интеллекта. Ребенок становится любознательным, самостоятельным и инициативным в принятии решения и рассуждениях.

Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования интерактивной доски для ознакомления дошкольников с ОБЖ

Использование современных технологий в образовательном процессе...

Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю.

Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю....

статья Возможности использования музейной педагогики в развитии дошкольников

в статье расскрыты понятия: музейная педагогика, виды музеев, формы, приемы музейной педагогике в дошкольном образовании...

Возможности использования риторики в развитии речи и креативного мышления дошкольников.

Риторика в детском саду состоит из речевой этики, техники речи и речевых опытов....

Возможности использования интерактивного обучающего комплекса «Играй и развивайся» в работе с дошкольниками

Здесь представлен материал по работе с детьми-дошкольниками с использованием ИКТ технологий....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ По теме «Использование кинезиологии как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»

Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольногообразования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольноеучреждение призвано создать условия для интеллектуального, тво...

Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологии в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников"

Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологии в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников"...