Развитие движений.Воля
материал

Шатова Алёна Владиславовна

Движение-основная характеристика жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dvizheniy._volya.docx352.69 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Documents\Ассистент раннего детства\Ассистент раннего детства\АЛЬБОМ теория М.пед\материалы в альбом\cmnj_dP0ZAY.jpg

«Движение -основная характеристика жизни. Оно служит всем живым организмам в качестве незаменимого средства для выживания, потому что именно движение позволяет им доставать то, что им необходимо, и избегать того, что может причинить вред»

С.Монтанаро «Понимание человека»

В процессе развития движения человек проходит три этапа, каждый из которых дает новые возможности двигаться. Эти этапы идентичны тем, которые проявляются у различных  живых организмов в процессе эволюции:

-ползание по-пластунски:

присуще рептилиям- движение в пространстве, когда все тело соприкасается с землей (или другой поверхностью. Этот тип движения соответствует первому типу мозга к стадии рептилий (230 милл. лет назад)

-ползание на четвереньках:

присуще низшим млекопитающимся ,которые ходят на четырех ногах - движение в пространстве , при котором голова и тело подняты над землей. . Этот тип движения соответствует второму типу мозга  низших млекопитающихся

 (130 милл. лет назад), как же присуще высшим млекопитающимся ,

 (30 милл. лет назад)

-ходьба:

мозг полностью формируется (1-2 милл. лет назад), положение в вертикальном положении настолько совершенно, что позволяет очень быстро передвигаться в пространстве в этом положении.

Двигательное развитие детей  играет огромную роль в психическом становлении личности ребенка. Здоровый малыш любознателен, активен и всегда стремится двигаться. Это стремление сохраняется в ребенке довольно долго, в то время как взрослые, будто сговорившись, стараются всячески ограничить его двигательную активность: «Не вертись!», «Сиди спокойно!», «Хватит крутиться!»… Эти слова ребенок слышит дома, в детском саду, в школе… А как ему сидеть спокойно, если движение – непременное условие для развития, в том числе физического, психического, умственного? Движение заложено в человеке самой природой.

Периоды развития движений:

1-3 месяца – ребенок умеет держать головку.
3-6 месяцев – ребенок может сидеть.
6-9 месяцев – ребенок научился стоять, держась ручками за кроватку или другую опору.
9-12 месяцев – ребенок может ходить без опоры.

Эти цифры не придуманы в кабинетах – они взяты из жизни: именно в такой последовательности развивается каждое здоровое человеческое дитя на протяжении тысячелетий.

Если рассмотреть последовательность освоения новых движений, они будут выглядеть примерно так:

– Ребенок проходит родовые пути.
– Лежит на спинке.
– Учится поворачиваться с боку на бок и на животик.
– Ползает по-пластунски.
– Поднимает ручки, опирается на них.
– Поднимает головку, осматривает пространство вокруг.
– Учится сидеть.
– Ползает уже на четвереньках.
– Самостоятельно встает, придерживаясь за опору.
– Начинает ходить – сначала держась за руку взрослого, чуть позже – самостоятельно.

Если малыш последовательно проходит все перечисленные стадии, значит, двигательное развитие младенца проходит правильно, тем самым запуская важнейшие механизмы и позволяя малышу воспринимать окружающее пространство без искажений. Каждый период предваряется подготовкой группы мышц к этой деятельности, и если ребенок стоит в три месяца – это значит, что он испытывает огромную нагрузку, к которой еще не готов. Здоровью этого ребенка угрожает серьезная опасность, которую не осознают родители, радуясь «раннему развитию» своего чада. Не меньшей опасности подвергается здоровье ребенка, который, достигнув 9 месяцев, еще не научился сидеть – любой врач вам скажет, что, вероятнее всего, такому малышу угрожает ДЦП или другая тяжелая патология.

Схема развития движения

C:\Users\Администратор\Documents\Ассистент раннего детства\Ассистент раннего детства\АЛЬБОМ теория М.пед\материалы в альбом\X5rGYPpF9w4.jpg

Человеческое существо включает 3 компонента:

-Разум

-Чувства

-Мышцы

Разум человека может проявляться через движение. Человек никак не может себя проявить без движения. Движение-основа всего. Разум и тело- единая система и важно, что бы возникло соединение, между разумом и телом. Когда наступает момент, что движение начинает контролироваться разумом, появляется воля. Как только человек прекращает движение он умирает. Движение-база для обучения. Если новорожденный действует на основе безусловных рефлексов, то при взаимодействии со средой вырабатываются условные рефлексы. Чем больше стимулов поступает со среды, тем активнее развивается ребенок.

Два важных момента в развитии:

1.Баланс положения тела в пространстве

2.Развитие руки

ПЕРВЫЙ ГОД: ПРОТЯГИВАНИЕ РУКИ, ХВАТАНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ МИРА РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ 

Миелинизация определяется как «процесс образования миелинового слоя вокруг волокон нервных клеток.» Это маслянистое покрытие служит изоляционным материалом, защищающим сигналы, поступающие от мозга к мышцам всего тела, результатом чего становится целенаправленное или скоординированное движение. Новорождённый в состоянии контролировать только мышцы рта и горла, отвечающие за еду и общение. Однако уже к концу первого года – о, чудо! – ребёнок может контролировать движения всего тела: он научился хватать и отпускать предметы, пинать, ползать на животе и на четвереньках, сидеть так, что руки освобождаются для дальнейшего развития, он уже на верном пути к тому, чтобы встать и пойти! Это двусторонний процесс: не только миелинезация участвует в образовании движения, но и движение усиливает формирование миелина, так что, чем больше мы разрешаем нашим детям двигаться, тем больше мы способствуем их развитию. Ребёнок естественным образом вовлекается в эту немаловажную работу и с радостью её выполняет. Частой причиной расстройства и плача является чувство неудовлетворённости из-за невозможности двигаться. Сейчас существует огромное количество изобретений, которые встают на пути естественного развития движения, так что наша задача дать ребёнку проводить как можно больше времени в положениях, в которых все части его тела могут свободно двигаться.  Когда ребёнок, наблюдавший за игрушкой, висящей над ним, и предпринимавший интуитивные попытки дотянуться до неё, наконец-то дотягивается до неё и приводит в движение, то наступает очень важный момент. Вместо того чтобы быть объектом, о котором заботятся и над которым производят действия, ребёнок стал сам оказывать влияние на окружающую его среду. Он в буквальном смысле «изменил мир».

«Движение помогает развитию ума, который в свою очередь выражает себя в движении и активности. Получается, что мы имеем дело с определенным циклом, поскольку разум и движение являются частями единого целого, в котором так же принимают участие органы чувств, и ребенок, обладающий меньшими возможностями сенсорной активности остается на более низком уровне умственного развития»

М.Монтессори «Впитывающий разум»

ВОЛЯ-это решение повторить действие, когда ребенок пытается управлять своим телом.

Если на начальном этапе развития создавать препятствия и ограничивать движения, то развитие замедляется. Это относится и к пеленанию, пришедшее от кочевых народов, которые пеленали для того, что бы перевозить ребенка, привязывая к седлу.

Лента развития руки и движения

C:\Users\Администратор\Downloads\IMG_5315.JPG

Этапы развития руки:

1.Хватание

-инстинкивное

-намеренное

Мария Монтессори говорит об интеллекте и руке  следующее:

«Благодаря ручному труду ребенок достигает более высокого уровня развития интеллекта; тот, кто работал руками, имеет более сильный характер. То же самое касается и развития характера, что может показаться типично психологической деятельностью, хотя оно может  оставаться рудиментарным , если ребенку не позволяют взаимодействовать со средой. Мой опыт показывает, что, если из-за каких-либо особенностей среды ребенок не может работать руками, его характер остается на очень низком уровне развития, ребенок не способен слушаться или проявлять инициативу и становится ленивым и грустным, в то время как ребенок, у которого была возможность работать руками, демонстрирует заметное развитие и силу характера»

М.Монтессори «Впитывающий разум»

Желание родителей форсировать этапы развития ребенка препятствует его естественному развитию. У ребенка должно быть время для свободного движения.

Ползание  важный этап подготовки к ходьбе

После того, как ребенок пошел категорически нежелательно брать на руки.

Правило: родители не должны делать за ребенка то, что он не может сделать сам. Здесь формируется воля, ребенок в будущем может не добиваться цели, ждать, что кто-то сделает за него.

К 4,5 годам заканчивает формирование ориентация в пространстве. Возрастает точность и экономичность движений. Происходит интеграция между разумом и телом. Это следующий этап в развитии воли. Ищет порядка и признает восхищение другими людьми. Точность экономит энергию, которая идет на развитие. Гиперактивный ребенок- влияние мамы со сверх контролем.

Процесс совершенствования движений:

-практика- повторения движений

-самостоятельность- должен совершать движения сам, сам начать ходить, писать. Если начинают помогать, то происходит отказ от деятельности, зависимость от взрослого, формируется низкая самооценка

-каждый последующий опыт помогает ребенку приспособиться к среде. В среде Монтессори уникальность материалов состоит в том, что ребенок незаметно для себя переходит от физ-ой активности к умственной. В Монтессори нет искусственных перерывов на работу, в результате физ-ая и умственная активность сливается в единое целое. Во всех материалах есть логическая последовательность и презентация составлена так, что она побуждает ребенка совершать каждое последующее действие. Завершение работы ребенком- точка успешности, что он выполнил все сам до конца. Бьющиеся предметы дают возможность для развития точности движений, чувство доверия, зарождается контроль. Постепенно, через повторение возникает структура деятельности. Результат достигается только при соблюдении этой последовательности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ по развитию детей   6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...