Проект "Блокада Ленинграда".
проект (подготовительная группа)

Проект "Блокада Ленинграда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_blokada_leningrada.docx733.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 88 Центрального района Санкт-Петербурга

Авторы: Арсеньева Екатерина Аркадьевна , Мурзакова Светлана Станиславовна.

Проект

Тема проекта:

«Блокадный Ленинград. Память в камне, память в сердцах.»

Целевая аудитория:

воспитанники ДОУ ,

родители и педагоги ДОУ.

Авторы-составители:

Арсеньева Екатерина Аркадьевна

учитель-логопед,

Мурзакова Светлана Станиславовна

воспитатель

Санкт-Петербург

2023 год

Пояснительная записка

Стоят монументы. Стихами и в прозе

Взывают к потомкам святые слова.

Но память живет не в граните и бронзе,

А в людях-без нас эта память мертва.

Анатолий Молчанов

18 января 2023 года, исполняется ровно 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. А 27 января, Петербург отметит 79-ю годовщину полного снятия блокады. Официально - День воинской славы России, неофициально - День ленинградской Победы. По поручению президента РФ создается Организационный комитет по подготовке к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, которое в 2024 году будет отмечать вся страна. К этой торжественной дате мы начали готовиться уже в этом году. Мир, на сегодняшний день, находится в нестабильном положении, а мы находимся в Санкт – Петербурге и имеем возможность не только вспомнить события военных дней, но и в буквальном смысле прикоснуться к трагической истории нашей страны. Провести наших детей по тем самым улицам, по которым ходили ленинградцы. Посмотреть на те дома, которые бомбили вражеские самолеты. Посетить Летний сад и представить, как сохраняли древние статуи от разрушений, а весной на клумбе в центре сада сажали огород.

Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, к ее истории начинается с детства. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Очень важно приобщать ребенка к истории и культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю своей страны. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, знание его истории и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о справедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств нужно начинать с дошкольного возраста. Ребенок по своей природе обладает чуткостью. Чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. Мы, взрослые, должны использовать эту особенность при ознакомлении дошкольников с фактами истории нашей Родины, в частности, с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны, во время блокады Ленинграда. Таким образом, нравственно- патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Вид проекта: информационно-исследовательский

Продолжительность проекта: 3 недели

Участники проекта: дети 6 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители и другие члены семьи.

Образовательные области по ФГОС ДО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Проблема: изучить историю блокады города-героя Ленинграда, подвиг людей во время Великой Отечественной войны.

Актуальность

Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. 27 января – День снятия блокады Ленинграда. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы. Среди них были и маленькие ленинградцы. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? Необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады.

Наш проект – это дань уважения памяти погибших и людях, отстоявших город. Мы решили работать над проектом по теме «Блокадный Ленинград. Память в камне, память в сердцах.», так как считаем, что память о войне священна.

Цель проекта: Проведение мероприятий, направленных на поддержание памяти о Городе – Герое – Ленинграде в блокадные дни Великой Отечественной войны, воспитании у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине, а также развитие интереса к истории страны.

Задачи проекта: познакомить детей с подвигом людей, защитниками города Ленинграда во время войны; показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады, воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Расширить представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Основные формы реализации проекта:

  • Подготовка презентация по теме проекта
  • Чтение художественной литературы, заучивание с детьми стихотворений.
  • Экскурсии в места ближайшего окружения
  • Тематические беседы воспитателей с детьми.
  • Тематические беседы родителей и других членов семей с детьми.
  • Семейные экскурсии.
  • Исследовательская и поисковая деятельность родителей, воспитателей.
  • Демонстрация видеофильмов, презентаций о войне, блокаде Ленинграда.
  • Совместное изготовление атрибутов к сюжетным и подвижным играм.
  • Творческое оформление познавательного и дидактического материала.
  • Игровая деятельность детей.
  • Продуктивная деятельность.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Консультирование педагогов, родителей.

Организация проекта:

  • Изучение, анализ и подбор информационных источников по проблеме информационного проекта, понятных и доступных пониманию ребёнку-дошкольнику.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды.
  • Совместная разработка (родители, воспитатели, консультант) программы проекта.
  • Организация детско-родительской информационной деятельности.
  • Фотогалерея «Наш бессмертный полк»
  • Вечер памяти «Была война, была блокада».
  • Книга памятных блокадных мест Центрального района

Ожидаемые результаты проекта:

Предлагаемый проект поможет в сохранении и развитии чувства гордости за свою Родину, за свой город, в сопричастности поколений к истории Отечеств; в воспитании уважения к подвигам жителей и защитников нашего города в тяжелые дни Блокады. Чтобы священная память о блокаде и дальше хранила, удерживая Россию в истории. Чтобы наши дети росли настоящими Людьми, Гражданами, Патриотами России.

Продукт деятельности: торжественная акция

Проведение праздничных мероприятий вечер памяти «Была война, была блокада»

ФОТОГАЛЕРЕЯ «Наш бессмертный полк».

Создание буклетов о блокадном Ленинграде

Оформление выставки творческих работ «Ленинград. Блокада. Подвиг» Оформление семейных альбомов Памяти.

Книга памятных блокадных мест Центрального района

Пополнение методической “копилки” тематическими конспектами занятий с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

Создали презентацию по теме проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный период

  • Определение актуальности проблемы проекта исследовательского проекта.
  • Создание рабочей группы по работе над проектом.
  • Изучение, анализ и подбор литературы и информационных источников из Интернета по проблеме проекта.
  • Взаимодействие с родителями и членами семей по теме через беседы.
  • Разработка программы проекта

Основной период

  • Практическая деятельность по реализации проекта через различные формы и методы.
  • Коррекционная работа по программе проекта.
  • Торжественные мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Заключительный этап проекта

  • Анализ, оценка взаимодействия всех участников проектной деятельности.
  • Выявление проблемы для разработки нового информационного проекта.
  • Презентация проекта «Блокадные адреса Санкт-Петербурга» для воспитанников группы, для родителей на групповом родительском собрании, для педагогов дошкольного учреждения.

Схема реализации проекта «Блокадный Ленинград. Память в камне, память в сердцах.»

Области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1 этап: определение темы проекта: Проблемное обсуждение «Что значит блокада?»

2 этап: подготовительный. Анализ изображений по вопросам:

  • Что мы знаем о блокаде Ленинграда?

  • Что мы хотим узнать?

  • Как мы можем узнать?

Выставка печатных изданий (энциклопедии, журналы, художественная литература) на тему: «Блокада Ленинграда».

3 этап: основной.

Подтема 1: Город воин

Проблемное обсуждение: «Как защищали город?»

Области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Совместная деятель-ность

Тематическая организованная образовательная деятельность на темы «Почему ты шинель бережешь?», «Подвиг солдата», «Путешествие во времени», «Прорыв блокады Ленинграда. 1943»

комплексное занятие «Детям о блокаде»

Беседы ребёнка с родителями

«Что такое война, блокада»

«Когда была Великая Отечественная война и блокада города Ленинграда»

«Что было с моей семьей во время войны»

«Какие воспоминания, истории, семейные реликвии хранятся в нашей семье»

Презентация «Детям о Победе в Великой Отечественной войне» «Блокада Ленинграда», Просмотр видео «Хроники защиты Ленинграда»

Знакомство с картой блокады Ленинграда

Рассматривание фотографий, иллюстраций о военном времени

Д/и «Дидактические игры по теме Великой Отечественной войны «Чья форма», «Ордена и медали»,«Что изменилось»,

«Военный транспорт», «Подбери картинку»

Чтение и заучивание стихов о героической обороне города Ленинграда, о прорыве блокадного кольца

Чтение произведений художественной литературы для детей о блокаде Ленинграда Л.Кассиль «Твои защитники»,

«Был город-фронт, была блокада», сосотавители Д.Колпакова и В.Суслов,»Дорога жизни», Н.Ходза, «Была война, была блокада» В.К. Дмитриев,

Создание иллюстрированного словаря блокадного Ленинграда

Рисование карты блокады Ленинграда.

Рассматривание картины

Совместная лепка модели вечного огня.

Создание буклетов о блокадном Ленинграде

Творческая деятельность детей

«Блокадная ласточка», «Салют Победе!»,

«Военная техника, сделанная своими руками», «Фронтовой треугольник»,

«Подарок ветерану», «Георгиевская ленточка», «Памятник герою», «Самолеты» Аппликация «Разорванное кольцо», рисование «Жизнь Блокадного города Ленинграда»

Подвижные игры «Разведчики», «Штурм крепости», «Доставь донесение в штаб», «Меткий стрелок», «Самолеты в небе»

Экскурсия

Экскурсия в Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

Блокадная подстанция. Блокадный репродуктор.

Продукт: фотогалерея «Наш Бессмертный полк»

Подтема 2: Город труженик

Проблемное обсуждение: «Как жили мирные люди в блокадном городе?»

Области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Тематическая организованная образовательная деятельность на темы «Блокада Ленинграда», «Дети блокадного Ленинграда», «Дорога жизни». Сюжетно-ролевая игра: «Госпиталь»

Просмотр видео о Блокадном Ленинграде. Настольно печатная игра «Героическая оборона Ленинграда».

Виртуальные экскурсии по памятным местам Блокады Ленинграда.

Чтение и обсуждение: В.Е. Карасева «Маленькие ленинградцы», Крестинский А.А. “Мальчики из блокады (Рассказы и повесть)”; Еремеев А.И. “В осажденном городе”; Миксон И.Л. “Жила- была” (повесть о Тане Савичевой); Н. Ходза “Дорога жизни” Н.Алексеевой "Дети Ленинграда»

Составление рассказа по иллюстрациям «Дорога жизни»

Рассматривание картины «Блокадные будни. Зима 1941-1942 гг.» Марина Андреевна Козловская «Блокада Ленинграда».

Музыкальное развитие: разучивание песни «Эх Ладога, родная Ладога» муз.Л. Шенберга, П.Крауберга,слушание фрагментов из Седьмой симфонии «Ленинградской» Д.Шостаковича. Разучивание песен и танцев к утреннику.

Подвижные игры «Танкисты», «В разведку», «Моряки»; «Медицинский батальон», «Лётный полк», «Военный транспорт».

Экскурсии: Блокадная полынья. Летний сад в блокаду. Дом с зеркалом. Дом радио. Памятник репродуктору. Театр музыкальной комедии.

Работа с родителями: Консультирование родителей по теме: размещение в группе вконтакте «Смешарики» научно-популярных фильмов, книг энциклопедий и подготовка к семейному «путешествию-экспедиции» по городу «Была война, была блокада». Родители с детьми посещают памятные места города, связанные с блокадой. Фотографии экскурсий выкладывают в сети интернет в группе вконтакте «Смешарики».

Продукт: КНИГА памятных мест Блокады Ленинграда Центрального районаПамятный вечер «Была война, была блокада». Возложение живых цветов к памятнику «Юным героям обороны Ленинграда».

Приложение 1.

Памятный вечер «Была война, была блокада»

Приложение 2

Фотогалерея «Наш Бессмертный полк»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блокадный Ленинград (вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады) февраль 2014года

Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...