Технологические карты по развитию речи
план-конспект занятия (средняя группа)

Попова Мария Евгеньевна

Технологические карты занятий по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta1.docx30.31 КБ
Файл karta3.docx17.76 КБ
Файл karta4.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по развитию словаря в средней группе

Тема: «Птичий двор»
Возрастная группа: Средняя группа
Форма проведения: Интегрированная ,закрепление материала
Форма организации: Фронтальная
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Цель занятия: Создание условий для обогащения ,закрепления ,формирования словаря детей по теме «Птичий двор»
Задачи занятия:
Обучающиеся задачи:
-Формировать обобщающие понятия- домашние птицы, птичий двор;
- Закрепить знания детей о домашних птицах, внешнем виде, питание, местах их обитания, голосе, членах птичьих семей, пользе для человека;
-Формировать у детей знания содержания природоведческого словаря на закрепление пассивного словаря( гребешок, клюв, бородка ,на лапках перепонки, крылья ,крякает,  кукарекает,  гогочет,  длинная  шея, большие крылья, гребешок, на лапках перепонки, большой – маленький (гусь-утка), длинная-короткая (шея)
.
Развивающие задачи:
-Развивать у детей активный словарь по теме «Птичий двор» (Птица, петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок , индюк ,индюшонок );
-Развивать познавательные процессы -память, мышление, воображение, речь;
-Развивать правильное произношение и употребление в речи.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать желание вступать в диалог со сверстниками по теме «Птичий двор»;
-Воспитывать доброжелательное отношение к домашним птицам.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы К.Ушинский «Петушок с семьей», «Гуси», «Уточки», Сказка: «Курочка Ряба», К.Чуковского «Цыпленок», В Сутеев «Цыпленок и утенок», В.Берестов «Курица с цыплятами»; Е. Чарушин «Утка с утятами» Кудашева Р. «Петушок»; проведение дидактических игр, индивидуальных бесед, рассматривание изображений домашних птиц
Оборудование: ИКТ оборудование ,мультимедийная  презентация , иллюстрации с домашними птицами, персонаж Петушок  
Словарная работа:
-Пассивный: гребешок, клюв, бородка ,на лапках перепонки, крылья , крякает,  кукарекает,  гогочет,  длинная  шея, большие крылья, гребешок, на лапках перепонки, большой – маленький (гусь-утка), длинная-короткая (шея)
-Активный: Птица, петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок ,зернышки, индюк ,индюшонок
Методы и приемы:
-Словесные: беседа, худ.слово, вопросы, рассказ
-Наглядные: презентация, иллюстрации, макеты домиков домашних птиц, сюрпризный момент (петушок)
-Практические: физкульт.минутка, гимнастика для глаз, дидактическая игры «Угадай-ка», дидактическое упражнение «Семьи птиц»


Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организовать детей на предстоящую деятельность; привлечь внимание детей с помощью колокольчика мотивировать и организовать на предстоящую деятельность

Кукарекает петух (Ирина.)
Ребята, вы слышите? Я пойду посмотрю. (Петушок появляется)
Ребята, кто это? (петушок).

Давайте поздороваемся с ним? Посмотрите,  какой  петушок  красивый,  какие  у  него  лапки,  хвостик, крылышки.
Петушок почему то грустный.
Давайте ему потешку прочтем:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,

Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь

Словесные: худ.слово, вопросы

Сюрпризный момент(появление персонажа-петушка)

внимательно слушать воспитателя Обратить внимание на звук издаваемый из фонограмма
Приветствуют гостя ,слушают его
прочитать потешку

Привлечено внимание к теме занятия.

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Постановка проблемы, либо проблемной  ситуации

Петушок: Спасибо вам ребята (всхлюпывает и убирает слезу крылышком)
-Что-то совсем нашему петушку не весело..Что же случилось, петушок?
Петушок: Ой ,ой,ой, пошел я на лужок деткам своим -цыпляткам червячков поискать, да и заблудился.
Ребята, поможем петушку найти свой дом?
А где живет петушок? (на птичьем дворе)
А где живут птички? (В лесу или на птичьем дворе)
Если  птичка  живет  в  лесу,  то  какая  это птица:  какая? (дикая), а если  на птичьем дворе, то? (домашняя)
А как нам попасть на птичий двор
?
Петушок: У меня есть волшебное перышко, стоит на него только подуть и оно укажет дорогу.
Если  это  перышко положить  на  ладошку  и  сказать  «Раз, два,  три  – перышко лети!» - то оно укажет нам к птичьему двору (дети дуют на перышко)
Ребята,  давайте  возьмемся  за  руки  и  пойдем  туда,  куда  нам  показало путь перышко.
Идя змейкой, подвести детей к стульям, стоящим около мольберта. Попросить детей сесть на стулья. Затем снять покрывало с мольберта.
Кто  может  сказать  ,куда  привело  нас  перышко?  Волшебное перышко привело нас на птичий двор

Словесные
(рассказ,худ.Слово,вопросы)

Слушать воспитателя ,отвечать на вопросы ,понять ,какую проблему ставит воспитатель

Для того чтобы оказаться на птичьем дворе подуть на перышко ,затем взяться за руки с  воспитателем и сверстниками присесть на стульчики ,отвечать на вопросы

Перед детьми поставлена проблема для дальнейшего решения.

2.2

Этап ознакомления с материалом

повторение материала

Закрепить знания детей о понятии семья

Детки ,давайте вспомним , кто же живет на птичьем дворе ?(утки, гуси, курица, петух, индюк)

-как их можно назвать одним словом? (птицы)

-Какие птицы?

- Почему их называют домашние птицы?

- Как человек заботится о домашних птицах?

-Чем кормят домашних птиц?

- Какую пользу приносят домашние птицы? (мясо, яйца, перья)

- Какие части тела есть у всех птиц?  

- Чем покрыто тело птиц?

- Какие домашние птицы умеют плавать?
-Как вы думаете, что помогает гусям и уткам плавать? (перепонки на лапках)
 

Правильно!

- Ребята, птицы как и люди живут семьями.
Упражнение «Семьи птиц»

- Давайте с вами назовем семью птиц (по картинкам)

Петух, курица, цыпленок – это куриная семья;

Селезень, утка, утенок – это утиная семья;

Гусь, гусыня, гусенок – это гусиная семья;

Индюк, индюшка, индюшонок – это индюшачья семья

Словесные
(рассказ, вопросы)

Практические(упражнение «семьи птиц»)

Отвечают на вопросы воспитателя
повторяют пройденный материал предыдущего занятия

Правильно назвать семьи птиц

Актуализация знаний по пройденному материалу

2.3

Этап практического решения проблемы

Решить проблемы в ходе беседы

Восстановить силы и вновь включиться в работу

Провести дидактическую игру для закрепления материала

А теперь ,давайте с вами прогуляемся по птичьему двору и найдем домик петушка
Посмотрите какой красивый домик стоит!

Что у домика есть?(Крыша, дверь, окно)

Интересно, кто в домике живет?
на презентации включить!!!
Слышите, кто-то говорит: га-га-га?

Кто это?(гусь,гусыня ,гусята )

Правильно, молодцы это гуси(Воспитатель показывает иллюстрацию). Смотрите ребята, каким цветом клюв у гусей? Какого цвета глазки? Какие лапки? Каким цветом перышки ? Шея длинная или короткая ?Гусь с гусыней большие , а гусята ?(маленькие)
Здесь живет какая семья?(гусинная)
Молодцы, правильно.

А петушок будет сюда относится?(нет)
Давайте дальше искать домик петушку

На презентации!!!

Ребята слышите, кто-то крякает кря-кря-кря
Давайте посмотрим кто это?(утенок,селезень ,утка)
Какая это семья?(утинная)
Каким цветом уточки? Какие по размеру утята?(маленькие) А утка ?(большая)
Петушок будет здесь жить ?(нет)
Давайте пройдем к следующему домику
на презентации!!!
Посмотрите ,кто здесь живет?(индюки)
Как они говорят?(бал-бал-бал) Какая это семья?(индюшачья) как называется птенец  индюшки?(индюшонок) Какой хвост у индюка?(большой,пушистый)
Петушок будет относиться к этой семье?(нет)

 Петушок: Ребята, вы наверное уже устали, давайте с вами немного поиграем и дадим глазкам отдохнуть ( на презентации гимнастика для глаз)

Ребята, остался последний домик, давайте пройдем к нему и посмотрим , кто  в нем живет
на презентации!!!
Слышите, кто-то говорит: ко-ко-ко?Кто это?(Курочка)

Правильно, молодцы это курочка (Воспитатель показывает иллюстрацию). Смотрите ребята, какая красивая курочка. Что у нее есть?

Как курочка кричит?(Ко-ко-ко)

Цыплята какие?(Маленькие, желтые)

Как они пищат?(Пи-пи-пи) Цыплята маленькие, а курочка…?(Большая) Молодцы, правильно.
Курочка с цыплятками  приглашают нас с вами погулять по двору

Физминутка

Вышла курочка гулять.

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки!

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не ходите далеко!

Лапками гребите!

Зернышки ищите!»

Ребята ,как вы думаете ,будет относиться петушок к курочке и цыпляткам?(Да)
Правильно, молодцы ,мы нашли домик петушка и его семью .Как называется семья петушка?(куринная)
 

Петушок :большое спасибо.
Что  вы  мне   помогли вернуться домой, мне  очень понравилось как вы играли, что рассказали про меня  потешку и  много  знаете  о  птичках. На прощание, я Вам предлагаю поиграть , игра называется «Угадайка»

Теперь давайте с вами немного поиграем
Дидактическая игра «Угадай-ка

Посмотрите на картинку и подумайте, к какой домашней птице это относится

Ребята, нам пора возвращаться домой, давайте снова подуем на перышко Раз, два,  три  – перышко лети!».. Вот мы и дома

Словесные(беседа ,вопросы

Практический
(Физминутка
«Вышла курочка гулять»)

Игровой (дидактическая игра «Угадай-ка»)
Словесный(вопросы)

Отвечают на поставленные воспитателем вопросы

Соотнести  взрослую птицу и ее детеныша

Дети решили проблему.

У детей закреплены первичные знания по теме

3.

Заключительный этап

Подвести итоги и проанализировать занятие с детьми

Где мы с вами побывали? (На птичьем дворе) Какие там живут птицы? (Петух, утка, гусь, курица, индюк)
Какие это одним словом назвать? (Птицы)
Какие это птицы домашние или дикие?
Какие птицы умеют плавать?(гусь и утка)
Что помогает им плавать?(перепончатые лапки)
Почему человек о них заботится? (Птицы приносят пользу)
Вам понравилось на птичьем дворе?
Кому мы помогли найти свой домик?(петушку)
Молодцы, наше занятие подошло к концу!

Словесные (вопросы детям,беседа)

Отвечать на вопросы воспитателя
анализировать свою деятельность

Подвели итог и проанализировали свою деятельность.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта по развитию речи в средней группе

Образовательные области:  речевое развитие

Тема занятия: «Маша чистюля».

Возрастная группа:  средняя группа

Цель занятия:  Составление рассказов, глядя на предмет.

Задачи занятия:                    

                    Образовательные: Формировать умение детей последовательно и точно описывать свои действия, уточнять название и назначение предметов одежды.

                    Развивающие: развивать умение правильно формулировать свои мысли, строить короткие высказывания, использовать в речи повествовательные предложения.

                    Воспитательные: воспитывать умение выслушивать друг друга, оказывать друг другу помощь.

                                                 

Планируемые результаты занятия:  составить рассказ глядя на предмет. 

Материалы и оборудование: кукла маша, банные принадлежности

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Привлечь внимание детей и заинтересовать темой занятия.

В.: Читает стихотворение А.Барто Девочка чумазая, раздается стук в дверь.

Воспитатель подходит к двери и показывает детям куклу

Фронтальная форма работы

Дети сидят на стульчиках

Дети заинтересованы в выполнении предстоящей деятельности

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации

Ой, ребята, посмотрите, кто это, расскажите на кого похожа кукла Маша? Что вас, может быть, смущает в ней? (прошу 2-3 детей описать куклу)

Подумайте и скажите, где Машенька могла так сильно испачкаться?

Да, ребята, всё у неё грязное, а что нужно сделать для того, чтобы Маша была чистой?

 давайте поможем нашей кукле переодеться и помыться

отвечают

Описывают предмет

2.2

Этап ознакомления с материалом

Скажите, что нужно для того чтобы Машенька помылась?

Хорошо, скажите в какой сказке был грязный мальчик и и кто его помог отмыть?

Конечно, Мойдодыр. Вот он то нам прислал посылочку с банными принадлежностями. Угадайте, что лежит в посылочке?

То, что дети забыли назвать, помогаем отгадать с помощью загадок.

Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (мыло)

Хвостик - из кости, а на спинке - щетинки. (зубная щётка)

Хожу, брожу не по лесам, а по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней, чем у волков и у мышей. (расчёска)

Вместе с мылом и водой, я слежу за чистотой,

Пены для меня не жалко, разотру вас, я ... (мочалка)

Вытираю, я стараюсь, после баньки девочку,

Всё намокло, всё измялось-нет сухого уголка. (полотенце)

Дети раздевают куклу, описывая свои действия.

Воспитатель:- Молодцы, ребята, теперь отправим Машеньку в душ и потом наденем ей чистую одежду.

Фронтальная форма работы

Дети сидят на стульчиках

( дети угадывают, воспитатель достаёт угаданный предмет).

2.3

Этап практического решения проблемы

Физминутка

Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а не чистым трубочистом, стыд и срам, стыд и срам!

Появляется чистая кукла Машенька. Предлагаю детям одеть её, описывая действия, которые они совершают.

Игра " Чего не стало?"

(проводится с банными принадлежностями).

Воспитатель:- Молодцы, ребята, справились. Теперь кукла Маша чистая и мы можем с ней поиграть.

Пальчиковая гимнастика

игра " Угощенье"

Воспитатель:- Ребята, Маша проголодалась, наверно? Угостим её чаем? (ответы детей)

А с чем мы будем пить чай? У нас есть:

Сушки ( соедините большой и указательный пальцы колечком одновременно на обеих руках, соедините большой и средний пальцы одновременно на обеих руках, соедините большой палец и мизинец колечком одновременно на обеих руках).

Пироги ( сложите ладони слегка округлив их)

Блины (хлопните правой ладонью по левой, а затем левой ладонью по правой)

Ватрушки (протяните вперёд обе ладони)

Фронтальная и индивидуальная форма работы

( дети имитируют движения умывания)

Отгадывают загадки, называют банные пренодлежности

3.

Заключительный этап

Подведение итогов занятия и обобщения полученного опыта и знаний.

прошу детей нарисовать куклу Машу. Рассматриваем рисунки и описываем своих кукол.

Фронтальная форма работы

Обсуждение результатов

Подведены итоги



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Организованной образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Репка»

Цель: - прививать интерес к русской народной сказке. Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

Задачи:

Образовательные: - закрепить знания детей о русской народной сказке; способствовать развитию речи с помощью различных игр.

Развивающие: - развивать воображение, память, внимание, творческую активность в процессе игровой деятельности.

Воспитательные: - Способствовать развитию коммуникативных навыков, умение взаимодействовать в команде.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Форма организации: групповая.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный, практический

Метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности

Приемы: игровая ситуация, дидактические игры, динамическая пауза   

Средства реализации: Коробка, герои из сказки репка, письмо, фрукты и овощи, две корзинки, сарафан, кружочки разных цветов, клей, кисти, салфетки, животные волк, заяц, собака, кошка, две тарелочки, разноцветные макароны.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Мотивационно-побудительный

-  Ребята, вы любите сказки? Давайте сегодня мы с вами поиграем в сказку.

Посмотрите, у меня коробочка, в ней лежат маски для сказки «Репка», сейчас мы выберем героев сказки и покажем ее.

Открываю коробку, а там только герои репка, дедушка и письмо.

Ой, а куда делись остальные герои, как мы без них покажем сказку?

Ребята, здесь какое-то письмо, давайте прочитаем.

Читаю письмо.

Я спрятала ваших героев сказки, попробуйте их найти. Баба Яга.

Да

Да, прочитаем.

2.Организационно-поисковый

  -  девочки и мальчики отыщем героев сказки, которых спрятала баба яга. Отправляемся в путь на поезде:

Тук-тук- тук- стучат колеса!

Тук- тук- тук- летит дымок!

Тук- тук-тук- наш путь далек!

  Станция 1: игра «разложите фрукты и овощи по корзинкам». Дети складывают овощи в одну корзинку, а фрукты в другую корзинку.

- Дети, а нас с вами ждет следующее испытание, отправляемся в путь.

- Давайте прочитаем послание и узнаем, что нам нужно сделать. Ребята по пробуем с правиться с заданием.  Отправляемся в путь на поезде:

Тук-тук- тук- стучат колеса!

Тук- тук- тук- летит дымок!

Тук- тук-тук- наш путь далек!

Станция 2: внучка очень любит наряжаться, украсьте ее сарафан.

Коллективная аппликация «Украсим сарафан кружочками».

- Молодцы, справились с заданием Бабы Яги. Пора вслед за клубком отправляться на встречу со следующей заданию.  Отправляемся в путь на поезде:

Тук-тук- тук- стучат колеса!

Тук- тук- тук- летит дымок!

Тук- тук-тук- наш путь далек!

 - Дети, давайте прочитаем записку и узнаем, что за задание приготовила нам баба яга.

Станция 3: игра «Чего не стало?»

На столе стоят животные кошка, собака, волк, лиса, заяц: «Дети, посмотрите, какие животные на столе.   Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает любое животное.

Ребята, где же маска собачки Жучки и кошки? Давайте внимательно посмотрим.

- Молодцы ребята, справились, отправляемся в путь. Нас с вами ждет следующее испытание.  Отправляемся в путь на лошадях: Я- веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко-

Стук копыт услышишь звонкий.

Остановка 5: разберите крупу для мышки.

Ребята, надо перебрать разноцветные макароны по цветам.

Ребята, мы с вами нашли маску мышки. Молодцы, отправляемся на конечную остановку.  Отправляемся в путь на поезде:

Тук-тук- тук- стучат колеса!

Тук- тук- тук- летит дымок!

Тук- тук-тук- наш путь далек!

Отыщем

Дети выполняют задание и находят героиню сказки бабушку и записку.

Да

дети наклеивают разноцветные кружочки на сарафан. Под ним находят изображение внучки и записку с заданием. Внучку положили в коробку. Отправляются в путь

Дети выполняют задание. Наклеивают кружочки на сарафан внучки.

Дети открывают глаза и называют то животное, которое исчезло.

Находят героев сказки и складывают в коробку.

Дети разбирают крупу и макароны в разные тарелки.

На дне находят героя сказки мышку.

3.Рефлексивно-корригирирующий

 - Давай поможем героям вспомнить кто за кем тянул репку. Игра «кто за кем» воспроизвисти последовательность героев сказки «репка».

- Давайте с вами вспомним, как мы искали героев сказки, что делали. Молодцы.

В заключении нашей приключения я хочу наградить вас  медалями за старание. Молодцы.

(ответы детей)

Игровые задания организованные педагогом знакомят детей с правилами игр, развивают речь детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта раздела "Развитие речи"

В работе представлена технологическая карта раздела "Развитие речи" по программе "Развитие речи и общения детей дошкольного возраста" Л. В. Ворошниной. В крате раскрыты цели, возрастные особенности ре...

Технологическая карта по развитию речи «Путешествие за кладом»

Показать педагогам возможности использования ИКТ на занятиях по развитию речи...

технологическая карта по развитию речи во 2 младшей группе

Технологическая карта организации НОД во 2 младшей группе «Путешествие на поезде в зимний лес»....

Технологическая карта по развитию речи

Технологическая карта по развитию речи...

Технологическая карта по развитию речи детей средней группы " Путешествие по сказке "Рукавичка"

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста...

технологическая карта по развитию речи

технологическая карта "Рассказывание русской народной сказки "Колобок" - 2 младшая группв...