Проект "Моя малая Родина"
методическая разработка

Фомичева Светлана Александровна

Автором представлен материал по патриотическому воспитанию дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.mdetstvo.ru/img_c/2009000203211.jpg                   Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика  

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

 

Познавательный проект

«Моя малая Родина»

для детей 6 — 7 лет

                                               Составили и реализовали:

Фомичева Светлана Александровна

Чубаева Елена Николаевна

                                                                               2020 - 2021 учебный год

                                                                                 п.г.т. Стройкерамика

Пояснительная записка:

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ведь каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «Малая Родина». Дошкольникам, особенно старшего возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь – октябрь 2020г).

Участники проекта: воспитатели, дети, родители группы.

Предмет исследования: формирование нравственно-патриотического сознания к своей малой родине.

Проблема:

Дети  знают и называют достопримечательности п.г.т.Стройкерамика,  но у дошколльников скудные представления об истории завода Стройфарфор, его продукции. В процессе проекта дети знакомятся с историей, культурными ценностями своей «Малой Родины». Совершенствуют знания о заводе Стройфарфор, его продукции; более подробно знакомятся с достопримечательностями поселка. Получают знания о растительном и животном мире и применяют их в совместном творчестве.

Гипотеза: обращение, в рамках проекта, к истории малой Родины, а также истории завода Стройфарфор может помочь решить задачу целостного развития  ребенка, воспитание у детей чувства любви и гордости к своей малой Родине, значимости культурного наследия нашей страны и обогащению новых знаний.

Актуальность:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Ознакомление с родным краем имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В детском возрасте формируются основные качества личности человека. Поэтому так важно напитать восприимчивую душу ребенка высокими человеческими ценностями, зародить интерес к истории России и родного края. Если процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста строить с учетом принципов системности, сотворчества детей и их родителей, в совместном процессе освоения регионального культурно-исторического наследия, то у детей будет развито чувство гордости за свою страну, родной любимый поселок, бережное отношение к родной земле, культурно-историческим и духовным ценностям.

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств к своей малой Родине; расширение знаний о работе завода Стройфарфор в  п.г.т.Стройкерамика.

Образовательная:

Формировать любовь к родному посёлку и интерес к прошлому и настоящему края;

Обогатить знания о достопримечательностях родного посёлка (завод Стройфарфор).

Речевая:

Обогащать и активизировать словарь.

Развивать навыки построения высказываний и рассуждений.

Формировать навыки выразительного чтения стихов.

Воспитательная:

Воспитывать гордость за свой посёлок.

Формировать детско - родительские отношения посредством совместной деятельности.

Ожидаемый результат реализации проекта.

Расширяется запас знаний о своем родном поселке, традициях и истории возникновения. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Активное участие родителей в реализации проекта.

Результат проекта:

- Создание альбомов: «Мы и наш посёлок», «Изделия завода Стройфарфор».

- Виртуальная экскурсия «Самарский Стройфарфор».

- Детские выставки работ.

- презентация проекта «Моя малая Родина».

Презентация проекта:

- Викторина «Кто лучше знает свой посёлок?»

- Просмотр презентации проекта «Моя малая родина».

Практическая значимость проекта:

Для педагогов: использование проекта в своей практической деятельности.

Для детей: приобретение новых знаний.

Для родителей: взаимодействие с ДОУ и укрепление детско-родительские отношения, путём совместной деятельности.

План реализации проекта.

Подготовительный этап проекта.

 Сроки: с 1 по 11 сентября.

Задачи

Формы работы

Разработка плана  реализации проекта.

Выявить уровень знаний у детей о своём поселке.

Вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, картинок.

Беседы: «Край, в котором я живу!», «Мой посёлок», «Предприятия нашего посёлка», «Волжский район – край лесов и полей», «Моя семья».

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте.

Совершенствовать навыки общения с детьми.

Виртуальная экскурсия «Завод Стройфарфор», консультации, беседы, опрос родителей, домашние задания  (рисование, подбор интересных сведений о посёлке, принести фотографии детей около любимых мест, картинок изделий завода, чтение художественной литературы и т.д.).

Обогатить познавательную среду в группе для реализации проекта.

Подбор художественной литературы, стихов, загадок, иллюстраций, физминуток. Разработка конспектов НОД, альбомов «Мы и наш поселок», «Изделия завода Стройфарфор»

Исследовательский (основной) этап проекта.

Сроки: с 14 сентября по 30 октября.

Вид деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Познавательно-исследовательская

Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах о Волжском районе.

Рассматривание сюжетных картин и фотографий о посёлке, его достопримечательностях.

Папка-передвижка «Край, в котором я живу!».

Памятка «Достопримечательности посёлка: куда сходить с ребёнком».

Консультация «Что я знаю о своём посёлке!?».

Игровая

Настольно-печатные игры: Лото "Собери картинку», пазлы «Край родной», «Игра – путешествие по посёлку Стройкерамика».

Дидактические игры: «Что лишнее?», «Собери семью», «Найди ошибку», «Узнай и назови».

Словесные игры: «Назови слово с противоположным значением», «Продолжи пословицу», «Отгадывание и толкование загадок».

С/р игра «Путешествие по родному посёлку».

Интерактивная игра: «Интерактивные голосования» (Волжский край)

 

Трудовая

Создание альбома «Мы и наш посёлок».

Наведение порядка после продуктивной деятельности и игр со строительным материалом.

Продуктивная

Рисование «Герб п.Смышляевка».

Рисование «Памятник погибшим воинам».

Лепка «Русская берёзка», «Ваза».

Коллективная аппликация «Природа родного края».

Раскраски на тему природы.

Конструирование

Конструирование из бумаги в технике оригами «Дом».

Конструирование из разного строительного материала «Наш поселок».

Конструирование из разного строительного материала.

Чтение (восприятие художественной литературы)

Пословицы о Родине.

Отгадывание загадок.

Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».

Чтение стихов, рассказов, сказок о России, Самаре, о нашем поселке. (П. Воронько «Лучше нет родного края», А. Печура «Малая родина», С. Есенин «Я снова здесь, в семье родной», З. Морозова «Родной посёлок»). Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник», русская народная сказка «Сивка – Бурка».

Чтение стихов, рассказов, сказок о России, Самаре, о нашем посёлке.

Музыкальная

Аудиозапись «Наша Родина» Е. Тиличеева, «Наш край» Д. Кабалевский, «Ах, ты берёза» обр. М. Раухвергера.

Коммуникативная

Беседы: «Большая и малая Родина», «Памятные места посёлка», «Пословицы и поговорки о родном крае», «История завода Стройфарфор», «Традиции нашей семьи», «Наша улица», «Берёзка – символ России», «Мой край родной», «Как сохранить богатства края».

Консультация «Семья – мой дом родной»

Двигательная

Подвижные игры: «Горелки», «Катай каравай», «Мы весёлые ребята», «Золотые ворота», «Гори, гори ясно». «Заря – зарница», «Ручеек»,  «Колечко».

Физминутки: «Наша Родина - Россия», «Дети утром рано встали», «Кто живёт у нас в квартире».

Памятка для родителей «Картотека подвижных игр»

Заключительный этап проекта.

 Сроки: с 30 октября  по 6 ноября.

Мероприятия

Ожидаемый результат

Педагогическое наблюдение за  дошкольниками в процессе игровой деятельности с целью определения  знаний по теме проекта.

Выявление уровня знаний по теме проекта.

Анализ результатов  диагностики дошкольников.

Подтверждение актуальности реализации данного проекта.

Создание альбомов «Мы и наш посёлок», «Изделия завода Стройфарфор».

Презентация  результатов проекта.

Просмотр презентации «Моя малая родина»

Воспитывать чувство гордости за свою Родину и родной край.

Викторина «Кто лучше знает свой посёлок?»

Закрепить знания о своём посёлке. Создать радостное настроение от совместной деятельности.

Литература и интернет источники:

1.Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).

2.М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.

3.Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.

4.О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.

5.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.

6.Н.Г.Пантелеева «Знакомим детей с малой родиной» методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

7. https://www.maam.ru/detskijsad/-patrioticheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html

8. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/patriotichieskoie_vospitaniie_v_dietskom_sadu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...