ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
методическая разработка

Махова Елена Александровна

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ

ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

 

 

                                                             Актуальность

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский.

 

Игра – одно из самых древних занятий людей. Люди всегда играли и играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения. 

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра – общение равных.

Педагогу присущ приоритет социально-интегрирующих, практико-деятельностных технологий, предполагающих освоение ребенком способа деятельности, мышления, поведения, определенного образа жизни, через дифференцированные и интегрированные образовательные программы.

В настоящее время педагоги все более осознанно начинают использовать современные образовательные технологии.

Технология - это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Игровые технологии  обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность дошкольников, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Педагогическая игра, как основная единица этой технологии, одновременно может иметь свои педагогические цели и задачи, но в то же время предусматривает спонтанный выход играющих за поле заранее намеченных педагогических установок и дальнейшую игровую импровизацию обучающихся и педагога. Механизм усвоения предлагаемых установок связан с учетом различных ролевых позиций, заранее принимаемых условий.

Чаще всего классификация педагогических игр встречается по применению области деятельности: интеллектуальные, психологические, физкультурные, социально-педагогические и др.; по игровой методике: сюжетные, ролевые, дидактические, деловые, имитационные, психодраматические и др.

Говоря о важности значения игры, следует отметить, что значение ее позволит глубже и интереснее построить содержание работы с детьми. При использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия; игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии; игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития; игра важна как школа морали, как переход на новый период развития.

Цель: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие через игровую деятельность дошкольников.

Задачи:

  • Создание условий для развития игровой деятельности детей.
  • Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.
  • Развитие у детей интереса к различным видам игр.
  • Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
  •   Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

 

Алгоритм применения игровой технологии.

Подготовительный этап

  1. Формирование педагогической цели
  2. Разработка сценария игры
  3. Подготовка материального обеспечения

Введение участников в игру

  1. Постановка цели
  2. Ознакомление с правилами игры
  3. Распределение ролей

Этап проведения игры

  1. Игровая деятельность в соответствии с распределенными ролями.

Этап анализа и обобщения.

  1. Анализ, оценивания и самооценивание  работы.
  2. Формулировка выводов.
  3. Выработка рекомендаций.

 

Формы организации детей.

 

  1. Интегрированные игровые занятия;
  2. Совместная игровая познавательная деятельность;
  3. Совместная игровая деятельность детей со сверстниками;
  4. Совместные игровые мероприятия детей с родителями;
  5. Самостоятельная игровая деятельность.

Работа с родителями.

 

1.Родительские собрания.

2. Консультации.

3. Беседы.

4. Мастер – классы.

5.Праздники.

6. Оформление наглядной информации в родительском уголке.

7. Досуги.

8. Развлечения

Результат использования игровой технологии.

  1. У детей повысился интерес к познавательной деятельности;
  2. Увеличение уровня психологической готовности и мотивации к обучению в школе.
  3. Развитие психических познавательных интересов: внимания. памяти, воображения, умственных способностей, речи, восприятия.
  4. Развитие мелкой моторики рук, пространственных представлений.
  5. Воспитание нравственных качеств, коммуникабельности, эмоционально – личностной сферы;
  6. Создание условий для положительного эмоционального состояния детей, благоприятного психологического климата в коллективе.

Список методической литературы.

1. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. – М., 2010.

2. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ

Управление ДОУ. – 2012. - №5

3. Пенькова Л.А. , Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников.

4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2006-2010г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya.docx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Технологии игровой деятельности детей дошкольного возраста"

В презентации представлены сравнительные технологии игровой деятельности детей дошкольного возраста ведущих педагогов-психологов....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием...

«Гости из русских сказок» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию (театрализация, лепка) для детей средней группы (3-4 года) Тема: «Гости из русских сказок» с испо...

«Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, игровой деятельности, ИКТ)

Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...

Технология игровой деятельно-сти (Губанова Н.Ф. Игровая дея-тельность в детском саду).

Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умен...