Проект
проект

Панфилова Марина Юрьевна

Образовательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_dou.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация. В статье рассматриваются актуальность и эффективность использования проектной деятельности в условиях ДОУ.

Ключевые слова: проектная деятельность, дошкольное образование, метод проектов.

Модернизация отечественной образовательной системы привела к изменению работы дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами. В частности при организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях рекомендуется выбирать наиболее эффективные средства, инновационные методы и формы обучения и воспитания дошкольников, направленные на развитие исследовательских умений, активизацию познавательной деятельности.

Дошкольники - это любознательные исследователи окружающего их мира. Для них все является интересным, новым, требующим исследования. Однако ребенок не умеет самостоятельно найти ответ на вопрос или отыскать решение интересующей его проблемы. Поэтому педагоги дошкольных образовательных учреждений все чаще обращаются к проектной деятельности [1].

Благодаря занятиям проектной деятельностью ребенок развивает самостоятельность, наблюдательность, учится видеть проблемы и находить различные пути ее решения, развивает творческое мышление, учится сотрудничать с взрослыми и сверстниками, доказывать свою точку зрения. Помимо этого в процессе работы над проектом у ребенка происходит пополнение и развитие словарного запаса, расширение кругозора. Все это положительно скажется на будущем школьном обучении, а также личностном развитии ребенка.

Однако, эффективная проектная деятельность детей в ДОУ невозможна без грамотного руководства педагога. В частности педагог должен четко представлять себе цели и задачи организуемой проектной деятельности, подбирать проекты, соответствующие возрастному развитию детей и их интересам, опираться на уже имеющийся у детей опыт, знать этапы и последовательность выполнения проекта.

Рассмотрим метод проектной деятельности, как одну из наиболее актуальных и востребованных педагогических технологий в современном образовательном процессе.

Проектная деятельность заключается в том, что педагог создаёт собственный проект, который решает какую-либо исследовательскую задачу и внедряет его в работу с детьми. Таким образом, дети занимаются поисково-исследовательской деятельностью. Если педагог просто объяснить детям какой-то материал, то есть риск, что в скором времени этот материал забудется. Но если дети сами искали пути решения какой-либо задачи, задействовав мыслительные процессы, то эти мысли будут их собственными, и полученный материал запомниться лучше. В ходе проектной деятельности дети развивают творческое мышление и познавательные способности, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Задача педагога в проектной деятельности - активизировать творческую активность ребёнка и способность к самостоятельности в выборе способа действий в различных ситуациях. Целью проектной деятельности в ДОУ становится активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески способный ребёнок.

Проектная деятельность в детском саду делится на 5 этапов:

  1. Проектирование. Педагог формулирует проблему, указывает цель проекта. Вводит ребят в игровую ситуацию, затем формулирует задачи.
  2. Планирование. Педагог должен помочь детям спланировать свою деятельность для решения поставленной задачи.
  3. Поиск информации. Педагог помогает детям найти необходимую информацию для решения задачи. Проводит занятия, наблюдения.
  4. Презентация. Педагог вместе с детьми готовит презентацию по осуществлению проекта, после чего они представляют её другим педагогам и родителям.
  5. Портфолио. Педагог может собрать в папку всё, что было необходимо для проекта: план, рисунки, схемы, фотографии, отчёты и результаты.

Основные типы проектов, используемых в практике современных ДОУ, представлены в таблице 1 [2; 3].

Типы проектов, используемых в практике современных ДОУ

Таблица 1

Типы проектов

Деятельность, которая доминирует в проекте

Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, определение цели, актуальности предмета исследования для всех участников. Во время таких проектов дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде детского дизайна и тому подобное. Например: «Познай себя», «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Тайна веточки»

Творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая в начале только намечается в конечном результате. В этом случае необходимо договориться о планируемых результатах и форме их оформления (общая газета, видеофильм, драматизация, спортивная игра, общий праздник и др.) Оформление результатов необходимо объединить в четкую продуманную структуру в виде сценария. Например: «Мои друзья», «Осенний (весенний, зимний) калейдоскоп», «Музыкальная сказка», «Азбука здоровья» и др.

Ролевые, игровые

В таких проектах спланированная деятельность также только определяется и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности является ролевая и игровая. Например: Игра-путешествие «Подводное царство», «Путешествие в историческое прошлое»; сюжетно-ролевая игра «Театр»; строительно-конструктивная игра «По улицам моего города», «Строим сказочное снежное городок» и др.

Ознакомительно-ориентированные (информационные)

Этот тип проектов направлен на сбор, ознакомление участников проекта с информацией о каком-либо объекте, явлении, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманного плана работы. Дети реализуют проект, ориентируясь на социальные интересы. Например: «Я и моя семья»; «Семейное древо»; «Путешествие в Царство Математики», «Красная книга»; «Бабушкина сундук», Журнал «Почемучка» и др.

Литературно-творческие проекты

Проекты такого направления дают возможность окунуться в содержание, художественные особенности сказки или других литературных произведений, привлечь различные виды деятельности, углубить понимание собственных чувств и возможностей. Например: «Любимые сказки», «В гостях у детей разных стран» и др.

        

Ознакомление ребёнка дошкольного возраста с профессиями обеспечивает его дальнейшее вхождение в современное общество, приобщение к социокультурным ценностям, формирует социальный опыт, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Углубленное изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Поэтому и возникла идея проекта в свете изучения профессий средств массовой информации.

Первым шагом при работе над проектом, является выбор темы. Тема реализуемого в ДОУ проекта - «Юные журналисты». Целью проекта является становление интеллектуальной и социальной компетентности детей в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности детей, посредством изучения основ профессий средств массовой информации: журналист, корреспондент, редактор, ведущий телепрограмм, звукорежиссёр, знакомство детей с представителями тех или иных профессии СМИ - журналисты, спецификой их работы, выполняемыми ими трудовыми операциями, орудиями труда, специальной техникой.

Затем разрабатывается тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. Особое внимание уделяется организации развивающей среды. Мы создали в нашей группе центр профессий средств массовой информации «Почемучки», где представлен различный материал: микрофоны для взятия интервью, игрушечный компьютер, камера, фотоаппарат, небольшой телевизор, блокноты, ручки, цветные карандаши, диски, ватман для издания газеты, цветная бумага и т. д.

В ходе проекта учитывались все пожелания детей. Через различные виды деятельности дети обогащали свои знания - сюжетно-ролевые игры («Интервью», «Журналисты»), изобразительная деятельность (выпуск газеты «Журавлёнок», придумывание рекламы и т.д.), познавательная («Как устроен микрофон», «Как пользоваться фотоаппаратом»), различные ситуативные беседы с презентациями, самостоятельная деятельность детей в центре по созданию специальных выпусков газеты, например, ко Дню Дошкольного работника.

Предполагаемые результат проекта:        развитие социально-коммуникативных навыков, позитивные установки к труду взрослых, приобретение и знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками. Опыт реализации проекта показал, что дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, обогатился их лексический запас. Дети приобрели различные компетенции в области речевого, познавательного развития.

Литература:

  1. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 368 с.
  2. Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ // Управление ДОУ. - 2011. №3. - С. 22-26.
  3. Циценко, В. С. Организация проектной деятельности в ДОУ / В. С. Циценко, Т. Н. Красноперова. // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 384-387.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...