Изобразительная деятельность в Монтессори группе
план-конспект занятия по рисованию

Шатова Алёна Владиславовна

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnaya_deyatelnost_v_montessori_gruppe_2.docx11.55 КБ

Предварительный просмотр:

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников, как вид художественной деятельности, должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. 
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Рисование, лепка, аппликация виды изобразительной деятельности, основное назначение которой образное отражение действительности. Изобразительная деятельность одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия, наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.
        Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение не возможно. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.
        Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества желание получить результат, создать определенное изображение.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Материалы для ИЗО

•        рисование каракуль (мелки, карандаши)

•        рисование на мольберте

•        лепка глиной (20-24 месяцев)

•        рисование на доске

Материалы для ИЗО

-стол, полки, на которых располагается бумага и материалы для рисования

-цветные карандаши( один карандаш)

-восковые мелки

-смываемые мелки

Презентации

-черный цвет (виден контур, контраст) карандаш или восковой мелок

-спустя пару недель добавляется второй цвет (красный)

-спустя пару недель еще один цвет (синий)

-мелки

-новые средства (карандаш, мольберт и т.д.)

-глина не ранее 20 месяцев и старше

Наличие мольберта, бумаги для рисования всеми видами: краски, карандаши и т.д.

Наличие картин, расположенные на уровне взгляда ребенка.

Можно делать выставку картин ребенка.

Родителям необходимо донести, что давать для рисования по одному цвету

С 20 месяцев- аппликация

Предложение материал от простого к сложному: от красок (более мягкий материал)

Учить и показывать рисовать нельзя

Каракули

Психолог Рода Келлог в одном из своих исследований доказала, что рисунки детей 2-х лет не являются глупым и бессмысленным размазыванием красок, в них можно выделить 20 типов знаков. В их число входят и кружки, и точки,   и линии.

Каждая линяя отражает работу отдельной мышцы, которая не контролируется зрительно.

0-1- Если проследить развитие ребёнка с самых ранних лет, то можно увидеть, что навыки художественно творчества развиваются поэтапно, имеют последовательность. Уже к году и к году с половиной ребёнок умеет постукивать по бумаге и рисовать “каракули”.

3- К трём годам ребёнок изображает что-то похожее на буквы, очень любит рисовать круги разных размеров, иногда с двумя точками внутри. Иногда рисунок напоминает голову человека. Все, что ребёнок видит вокруг в этот период, он изображает как символические круги, и это нормально.

3-4- К трём- четырём годам ребёнок уже пририсовывает к голове туловище, часто сильно уступающее голове по размерам. Часто ребёнок рисует печатные буквы и цифры зеркально.

5- К пяти годам ребенок уже умеет писать своё имя печатными буквами, рисунок в это время имеет сюжетный характер, а то есть в нем прослеживается смысл.

Мальчики пяти-шести лет рисуют военные сцены, могут проявлять интерес к комиксам. Девочки чаще всего рисуют девушек и барби в различных нарядах. Чем старше ребёнок, тем реалистичнее его рисунки. В них он отображает действительность окружающего мира.

Психотерапевтическое значение рисунка заключается в том, что с помощью него мы познаём себя, формируем позитивный взгляд на жизнь, проходим этапы духовного исцеления. Даже Гёте писал: Нам следует меньше говорить и больше рисовать”, и это действительно так. Ведь каждый из нас в детстве рисовал свои страхи, мечты о будущем, чувства. Но, к сожалению, со временем многие замыкаются и забывают о том, что в душе каждого из нас живёт тот самый весёлый ребёнок, который умеет удивляться осеннему листопаду.

Необходимо также знать, что у детей, в отличие от взрослых, существует теснейшая связь между телесным и духовным. Взрослый постоянно контролирует свои реакции. Ребенок же мгновенно демонстрирует свои чувства. Поэтому и в своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, не пытаясь проанализировать это с точки зрения эстетики и этики.

Презентация «Каракули»

Возраст: 16-18 месяцев, как только вошел в среду

Материал: поднос с листом бумами и подставочка или маленькая корзиночка с мелком

Презентация: может быть индивидуальная или групповая

-Приглашаем ребенка

-представляем материал

-показываем как нести поднос, просим отнести к столу

-поднос убираем верхний правый угол стола

-вынимаем лист, кладем перед ребенком

-вынимаем корзиночку с мелком, ставим ее около подноса

-левой рукой берем мелок и правой рукой вкладываем его в правую руку, которая изображает зажим пальцами

-левую ладонь кладем на лист и правой рукой проводим вертикальную линию посредине листа сверху вниз

-кладем мелок над листком на стол и предлагаем ребенку повторить на этом же листе

-ребенок рисует

-когда он закончил спрашиваем: « Можно подписать твою работу?», подписываем с согласия

-предлагаем отнести лист в свой ящик

-затем просим отнести материал на место

Цели:

- утончение движения руки

-помощь в развитии самовыражения

-развитие координации глаз-рук

-интеграция воли, интеллекта и движения

Примечание: Первая презентация проходит с одним цветом

«Рисование на мольберте»

Возраст: 

от14-16 месяцев

Материал: мольберт, краски (одного цвета, баночка с разбавленной краской не жидкой консистенции, непроливайка-баночка, крышка баночки соответствует цвету краски), бумага А3,  фартук

Презентация: начинаем с одного из базовых цветов, можно рисовать пальчиковыми красками, тогда должна быть тряпочка, для вытирания рук

-приглашаем ребенка

-показать на листе, как движется кисточка и оставляет след

-передаете кисть ребенку

После: помыть баночки, кисти, мольберт

Для мытья мольберта подбирается ведерко, чашка с губкой одного цвета

Цели:

-контроль и координация движения

-интеграция воли, интеллекта и движения

-развитие координации  глаз-рука

-показать, как работать красками

Работа с глиной

Возврат: 20-24 мес.

Материал: речная глина в герметичном контейнере, объем с детский кулачок, доска для лепки или протектор, фартук, поднос, губка и маленькое ведро

Презентация:

-приглашаем ребенка, просим одеть фартук

-сегодня ми будем лепить из глины

-показываем материал, просим отнести на стол

-достаем протектор, глину, называем: «глина»

-ощипываем кусочек, раскатываем на протекторе

-предлагаем ребенку

-когда закончит, предлагаем сложить глину в контейнер, убрать протектор, унести поднос

Цели:

- утончение движения руки

-помощь в развитии самовыражения

-развитие координации глаз-рук

-интеграция воли, интеллекта и движения

Примечание: в зависимости от возраста можно использовать стек (нож для резки). Для более старших тоддлеров можно использовать 2 цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в разновозрастной монтессори-группе "Книга - лучший друг".

Итоговое занятие по ознакомлению детей с книгой: история содания книги, из каких частей состоит книга....

Досуг в разновозрастной монтессори-группе по сказкам Шарля Перро.

Итоговое занятие по закреплению знаний о сказках Ш. Перро. ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В МОНТЕССОРИ-ГРУППЕ

Статья содержит методические рекомендации по организации деятельности детей в Монтессори-группе, созданию и оформлению зон деятельности....

Особенности планирования педагогической работы в «Монтессори-группе» в контексте требований ФГОС ДО

Несмотря на то, что педагогике Марии Монтессори более ста лет, она актуальна и сейчас....

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"

непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Разноцветные бусы"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...