Консультация для педагогов " Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ"
консультация (старшая группа)

 Наталья Владимировна Воронина

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Содержание реализации регионального компонента из личной практики работы в группе старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rk.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20»

(МДОУ «Детский сад № 20»)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ

Содержание реализации регионального компонента

из личной практики работы в группе

автор: Воронина Наталья Владимировна

 воспитатель

 I квалификационной категории

Ярославль 2023

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ.

Региональный компонент – это часть содержания образовательного процесса, отражающая региональное своеобразие культуры, истории, природы региона.

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.

Целью реализации содержания регионального компонента образования является осуществление комплексного подхода в развитии активности дошкольников в процессе приобщения к природе, истории и культуре родного края.

Осуществление цели предполагает решение целого комплекса задач (образовательных, развивающих, воспитательных):

  1. Развитие у воспитанников положительного отношения к ознакомлению с родным краем и формирование понимания того, что история региона неразрывно связана с историей России;
  2. Формирование общих представлений о своеобразии природы родного края (растительного и животного мира), воспитание гуманного, эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;
  3. Формирование толерантного отношения к людям разных национальностей (проживающих в регионе) посредством знакомства с их культурой, традициями, обычаями;
  4. Расширение представлений детей о народных промыслах региона;
  5. Воспитание уважительного отношения к труду и бережного отношения к результатам труда людей.

           Основная задача реализации регионального компонента дошкольного образования — сделать образовательный процесс более доступным и понятным для детей, адаптированным к их уровню развития и особенностям окружающей среды.

Результаты диагностики, а также беседы, разговоры с детьми показали, что дети нашей группы имеют недостаточные представления об особенностях родного края, традициях, культуре, истории. Следовательно, необходима целенаправленная работа по реализации регионального компонента.

Реализация регионального компонента в детском саду может осуществляться через следующие формы организации работы с детьми можно выделить: специально организованная образовательная деятельность, совместное творчество воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность. Особое внимание следует уделить поддержке детской инициативы. Дети могут сами выбирать деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы). А организованные занятия должны быть составлены исходя из интересов детей по данному направлению.

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно так же путем создания в ДОУ центров краеведения, мини - музеев. Условно содержание знаний о родном крае в музее можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного края. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, центров с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстрационного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой родине.

Большое значение имеет участие со стороны родителей. Можно организовывать и проводить родительские собрания, творческие гостиные, консультации по данной теме, представлять информацию на родительские стенды. Проводить конкурсы и выставки в детском саду.

При организации совместной деятельности по реализации регионального компонента большую роль играет проектная деятельность, в которую тоже необходимо привлекать родителей, что поможет детям получать информацию о родном крае не только в детском саду, но и через общение, совместный досуг со своими родителями.

Совместный проект позволяет более обширно, продуктивно, интегративно представить воспитанникам необходимый материал, способствует развитию детской инициативы и самостоятельности.

В прошлом году мы осуществили краеведческий проект «Веселый рюкзачок», который был направлен на ознакомление детей с нашим регионом, городом Ярославлем, то есть на реализацию регионального компонента. В этом году мы решили идти в этом же направлении и сейчас в нашей группе проходит проект «Наш микрорайон - Резинотехника», который тоже направлен на реализацию данного компонента. Целью проекта является расширение представлений детей о малой родине, микрорайоне. На сегодняшний день уже было проведено анкетирование родителей, которое показало, что большинство из них не дают детям достаточные знания о родном микрорайоне (Частично – 66,6%, да – 25%, нет – 8,4%). Так же многие родители отразили значимость воспитания патриотических чувств у детей, (Да – 91,6%, нет – 0%, частично - 8,4%) формирования представлений о малой родине, готовы к сотрудничеству и поддержке.

В рамках проекта родителям было предложено вместе с детьми собрать информацию о значимых местах Резинотехники, (каждая семья выбирала себе объект исследования) сфотографировать ребенка на фоне объекта, подготовить мини рефераты для дальнейшей индивидуальной презентации детьми в группе и оформления итогового продукта.

Мы уже представили воспитанникам информацию о микрорайоне через просмотр мультимедийной презентации «Наш микрорайон - Резинотехника». Дети совершили виртуальную экскурсию, прогулку по улицам Резинотехники, ознакомились со значимыми местами микрорайона. Были очень вовлечены в процесс просмотра, вспомнили, что многие места им знакомы, они там бывали, посещают кружки и секции. Также на утреннем и вечернем кругах с детьми были проведены беседы по данной теме. Ребята занимались продуктивной деятельностью. Раскрашивали специально подготовленные нами раскраски с символическим изображением объектов, элементов объектов инфраструктуры, относящимся к нашему микрорайону (завод, школа, детский сад, стадион, баня, почта…). Далее мы планируем провести индивидуальные презентации детских работ, игры, обсудить, создать и оформить итоговый продукт проекта.

Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на богатство родного края, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Из опыта работы детского сада по региональному компоненту Амурской области....

Национально-региональный компонент в системе работы педагогов ДОУ.

Край родной,То солнечный, то вьюжный,Мудростью силен и красотой-Пояс гор Уральских,Древних. Дружных-Оберег Руси моей святой! Н. Пикулева...

"Региональный компонент в системе работы педагога дошкольного учреждения"

В докладе представлен материал из опыта работы по реализации регионального компонента в ДОУ...

Мини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня», который стартовал первого октя...

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Наследие Екатерины -это  парк , это дворец , это все Царское село.На прогулках мы люди забываем обо всем окунаемся в мир времени правления Екатерины I и Петра I....

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Региональный компонент в системе работы педагога ДОО»

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Региональный компонент  в системе работы педагога ДОО»...